На равномерность чередования рабочих ходов в V-образных четырехтактных двигателях влияет не только расположение шатунных шеек коленчатого вала, но и угол между осями цилиндров. Для получения оптимальной равномерности хода двухрядного двигателя этот угол, называемый углом развала, должен быть в 2 раза меньше угла между шатунными шейками:
γ = δ/2,
где б — угол развала между цилиндрами. В этом случае угол чередования рабочих ходов определяется по формуле
φ = 720/(2i)
Шестицилиндровые V-образные двигатели (рис. 2.8, а) с углом развала 90 ° и углами между шатунными шейками 120° имеют порядок работы 1-4-2-5-6-3. Особенностью двигателя является крепление на одной шатунной шейке двух шатунов. В этом случае одноименные такты в цилиндрах чередуются неравномерно через 90 и 150°. На таких двигателях для повышения равномерности хода устанавливают маховики с повышенным моментом инерции (на 60...70~% большим, чем у рядного двигателя). Примером подобного двигателя является двигатель ЯМЗ-236М автомобиля МАЗ-5335.
|
|
Восьмицилиндровые V-образные двигатели (рис. 2.8, б) автомобилей ГДЗ-53-12, ЗИЛ-431410. КамАЗ-5320 (рис. 2.9 и 2.10) выполнены с углом развала 90°. Следовательно, чередование рабочих ходов осуществляется через 90 ° и на каждой шатунной шейке крепится два шатуна. Шатунные шейки коленчатого вала располагаются крестообразно под углом 90 °. В восьмицилиндровом четырехтактном двигателе за два оборота коленчатого вала совершается восемь рабочих ходов. Перекрытие рабочих ходов в этом случае составляет 90 °, что обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала. Порядок работы цилиндров такого двигателя: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Порядок работы во многом определяет конструкцию двигателя, в частности конструкцию механизма газораспределения, системы зажигания в карбюраторном двигателе и топливной аппаратуры в дизеле.
Рис. 2.8. Схема четырехтактных V-образных двигателей:
а —шестицилиндрового; б — восьмицилиндрового
Рис. 2.9. Продольный разрез дизеля КамАЗ-740.10 автомобиля КамАЗ-5320:
1 —вентилятор; 2 —гидромуфта привода вентилятора; 3 —генератор; 4 —ручной топливоподкачивающий насос; 5 —топливный насос высокого давления; 6 —компрессор; 7 —фильтр тонкой очистки топлива;
8 —шестерня привода топливного насоса; 9 —распределительный вал; 10 —коленчатый вал; 11 —маховик; 12 —шатунная шейка коленчатого вала; 13 —масло-приемник; 14 —поддон; 15 —масляный насос
Рис. 2.10. Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740.10 автомобиля КамАЗ-5320:
1— поддон; 2 -полнопоточный масляный фильтр; 3 —коленчатый вал; 4 —шатун правого (по ходу автомобиля) ряда цилиндров; 5 —поршень с поршневыми кольцами; 6 —головка цилиндра; 7 —форсунка; 8 - коромысло; 9 —впускной трубопровод; 10 —ручной топливоподкачивающий насос; 11 —топливный насос высокого давления; 12 —выпускной клапан; 13 —выпускной трубопровод; 14 —поршневой палец; 15 —распределительный вал; 16 —шатун левого (по ходу автомобиля) ряда цилиндров; 17 —масляный насос
|
|
Тема № 3
КШМ.