Шатун изготавливают методом горячей штамповки из высококачественной стали. Подвергается закалке, нормализации и отпуску. Шатун состоит из верхней головки, стержня и нижней головки. Верхняя неразъёмная, а нижняя – разъёмная. Все стержни имеют двутавровое сечение. У нижней головки имеется крышка, которая закрепляется с помощью легированных болтов. Верхней части нижней головки имеется отверстие – конусное, для того чтобы масло проходило впрыскивалось на гильзу. Крышка растачивается вместе с шатуном.
Подшипники скольжения или вкладыши состоят из двух половин. Они бывают двухслойные и трёхслойные. У карбюраторных двигателей вкладыши состоят из двух слоёв и выполняются из высокооловянистого алюминия (толщина 0,25 – 0,40 мм.). У дизелей – вкладыши состоят из 3-х слоёв: 1-ый – стальная лента, 2-ой – медно-никелевый подслой, 3-ий – свинцовая бронза.
Вид вкладышей | Карбюраторный двигатель | Дизельный двигатель |
Шатунные | 1,3 – 1,6 мм. | 2,0 – 3,6 мм. |
Коренные | 1,9 – 2,3 мм. | 3,0 – 6,0 мм. |
Слойность | 2 - х | 3 - х |
Коленчатый вал (рис. 3.4) изготавливают методом ковки из стали (ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ) или методом плавки из чугуна (ЗМЗ – 402, 5311 и ВАЗ). Двигатель, у которого количество шатунных шеек больше на одну называется полноопорным.
Коренная шейка с шатунной соединяются с помощью шеек. На продолжении каждой шике лежит противовес. Противовесы служат для уменьшения центробежной силы от шеек шатуна. Кривошип – две шеки и шатунная шейка. Противовесы бывают съёмные и литые. У двигателя ЯМЗ – 236 противовесы съёмные. У двигателя КамАЗ – 740 два противовеса съёмные (напрессованные), а все остальные выполнены за одно целое. На шпонках устанавливается шестерня для привода механизма ГРМ. Чтобы шестерня и шкив не соскочили ставят болт или храповик. На заднем конце всех коленчатых валов имеется фланец для крепления маховика. Маховик крепиться болтами в одном положении. В торце маховика есть проточка, в которую запрессовывается подшипник. В подшипник вставляется ведущая ось коробки передач. Шатунная шейка делается пустотелой. Эта полость называется грязеуловителем. Шейку можно уменьшать до 1,5 мм. Коренную шейку закаливают ТВЧ и тщательно шлифуют. Коленчатый вал балансируется с маховиком. Шатунные подшипники взаимозаменяемые.
Рис. 3.4. Коленчатые валы:
а —двигателя ЗИЛ-508.10; б —дизеля ЯМЗ-236М; в —дизеля КамАЗ-740.10; 1 —передний конец вала; 2 —грязеуловительная полость; 3 —шатунная шейка; 4 —противовесы; 5 —маслоотражатель; 6 —фланец для крепления маховика; 7 —коренная шейка; 8 —щейка; 9 —гайка; 10 и 15 —съемные противовесы; 11 —распределительное зубчатое колесо; 12 —установочный штифт; 13 —зубчатое колесо привода масляного насоса; 14 —винт; 16 —шпонка; А —перекрытие шеек
Поддон является хранителем масла, прикручивается снизу через прокладку болтами к блоку. Поддоны бывают стальные штампованные за исключением автомобиля «Москвич» - литой алюминиевый. В нижней части поддона есть пробка для слива масла.
Каждый двигатель крепиться на 3 или 4 опорах. Между кронштейнами двигателя и кронштейнами рамы ставят резиновую подушку. Она необходима для гашения колебания.
Тема № 4
ГРМ.