ГРМ служит для своевременного открытия впускных клапанов и закрытия выпускных, впуска новой смеси и выпуска отработавших газов.
Типы ГРМ:
· клапанные (4-х тактные ДВС)
· золотниковые (2-х тактные ДВС)
Клапанные механизмы газораспределения получили наибольшее распространение благодаря сравнительно простому устройству и надежной работе. Кроме того, клапаны обеспечивают хорошую герметизацию цилиндра при тактах сжатия и расширения.
Клапанные механизмы газораспределения в зависимости от места установки клапана относительно цилиндров разделяются на механизмы с нижним и верхним расположением клапанов.
При нижнем расположении (рис. 4.1, а) клапаны размещены обычно в один ряд в блоке цилиндров и приводятся в действие через толкатели от одного общего распределительного вала.
При верхнем расположении клапанов (рис. 4.1, б, в, г и д) камеры сгорания имеют обычно компактную форму с малыми относительными поверхностями охлаждения, благодаря чему снижаются тепловые потери и повышается экономичность работы двигателя. При верхнем расположении клапанов может быть уменьшена длина впускных каналов, что позволяет придать им более выгодные формы, в результате чего снижаются потери на впуске и выпуске, улучшаются наполнение цилиндров свежим зарядом и очистка их от отработавших газов. Это обеспечивает повышение мощности и экономичности двигателей с верхним рас положением клапанов.
При верхнем расположении клапаны приводятся в действие от распределительного вала, расположенного в блоке либо в головке цилиндров. В первом случае (рис. 4.1, б и в) передача усилия от распределительного вала на клапаны осуществляется через длинную кинематическую цепь, включающую в себя толкатель 9, штангу 12, коромысло 14. Верхнее расположение распределительного вала применяют для форсированных по частоте вращения двигателей автомобилей ВАЗ, «Москвич» с передачей усилия на клапан через коромысло с криволинейным рабочим профилем — рокером 32 (рис. 4.1, г). На современных двигателях (автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109) клапан приводится в действие непосредственно кулачком, воздействующим на толкатель 9 (рис. 4.1, д).
Механизм привода клапанов (рис. 4.1, б, в) работает следующим образом. При вращении распределительного вала кулачок 10 (рис. 4.1, б) набегает па толкатель 9 и поднимает его вместе со штангой 12. Штанга передает усилие на коромысло 14, которое, поворачиваясь на оси, бойком нажимает на торец клапана и, преодолевая усилия предварительно сжатой пружины 18, перемещает клапан 2, сообщая полость цилиндра с трубопроводом.
На автомобиле ГАЗ-3102 «Волга» установлен карбюраторный двигатель с форкамерно-факельным зажиганием (рис. 4.1, в). При наличии форкамеры 30 со своим впускным клапаном 29 необходим привод этого клапана от общего коромысла. Поэтому при воздействии кулачка через привод на коромысло вначале открывается клапан форкамеры, а затем впускной клапан основной камеры Закрытие клапана форкамери и впускного клапана осуществляется под действием пружины 21 и 17.
Рис. 4.1. Механизм газораспределения:
а —с нижним расположением клапанов и распределительного вала; б —с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала; в —привод клапанов двигателя автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»; г и д —с верхним расположением клапанов и распределительного вала семейства ВАЗ; 1 —седло клапана; 2 —клапан; 3 —направляющая втулка; 4 —пружина; 5 —сухари; 6 —тарелка пружины клапана; 7 —регулировочный болт; 8— контргайка; 9 —толкатель; 10 —кулачок; 11 — направляющая толкателя; 12— штанга; 13— головка цилиндров; 14 —коромысло; 15 —крышка головки цилиндров; 16 —отверстие подвода масла; 17 —внутренняя пружина; 18 —внешняя пружина; 19— опорная шайба пружины; 20 —регулировочный болт привода дополнительного клапана; 21— пружина дополнительного клапана; 22 —шпилька; 23— скоба крепления корпуса дополнительного клапана; 24 —маслоотражательный колпачок; 25 —уплотнительные кольца; 26 —конус дополнительного клапана; 27 —свеча зажигания; 28 —прокладка; 29 — дополнительный клапан; 30 —форкамера; 31 —основная камера; 32— рокер; 33 —пружина рокера; 34 — опора; А —тепловой зазор