Рубашка охлаждения двигателя ЗИЛ-508.10 (рис. 5.3) соединена с радиатором 1 гибкими шлангами. Верхний бачок 5 радиатора сообщается с рубашкой впускного трубопровода 14, а нижний бачок 27 — с подводящим патрубком 26 водяного (жидкостного) насоса 4.
В левый и правый ряды блок-картера охлаждающая жидкость подается от насоса по двум трубопроводам. В патрубке 12, по которому нагретая охлаждающая жидкость подводится к верхнему бачку радиатора, установлен термостат 11.
При работе системы охлаждения значительное количество охлаждающей жидкости подается к наиболее нагретым местам — патрубкам выпускных клапанов и гнездам свечей зажигания. Необходимо следить за тем, чтобы уровень жидкости в радиаторе не опускался ниже нормы, так как при недостаточном ее количестве двигатель перегревается. В систему охлаждения следует наливать чистую мягкую воду, не содержащую известковых солей. При использовании жесткой воды в радиаторе и водяной рубашке откладывается большое количество накипи, приводящей к перегреву двигателя и снижению его мощности. Частая смена воды в системе охлаждения вызывает усиленное образование накипи. Смягчить воду можно следующими способами: кипячением ее в течение 30... 40 мин; добавлением в воду технического три лона. Это порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде (2 г на 1 л воды) и не оказывает вредного влияния на элементы системы охлаждения.
|
|
В горячий двигатель нельзя заливать холодную жидкость — это может привести к образованию трещин в головке и блоке цилиндров, а двигатель выйдет из строя. Необходимо знать, что если для охлаждения постоянно используется мягкая и чистая вода, то система работает безотказно до капитального ремонта двигателя и не требуется удаление накипи.
Рис. 5.3. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-508.10:
1 —радиатор; 2—жалюзи; 3 — вентилятор; 4 —водяной насос; 5 и 27—соответственно верхний и нижний бачки радиатора; 6 -пробка радиатора; 7— отводящий шланг; 8 —компрессор; 9- подводящий шланг; 10— перепускной шланг; 11 —термостат; 12 —патрубок; 13 —фланец для установки карбюратора; 14 —впускной трубопровод; 15 — кран отопителя: 16 и 17— соответственно подводящая и отводящая трубки; 18 — радиатор отопителя; 19 —датчик указателя температуры жидкости; 20— дозирующая вставка; 21 — водяная рубашка головки блока; 22- водяная рубашка блока цилиндров, 23 —сливной кран рубашки блока цилиндров; 24 -рукоятка привода сливного крана; 25— сливной кран патрубка радиатора, 26 —подводящий патрубок
Особенностью системы охлаждения дизеля ЯМЗ-236М (рис. 5.4) является расположение насоса 1 и его привода, не объединенного вентилятором, как у большинства двигателей. Кроме того, каждая головка цилиндров имеет водосборный трубопровод с отдельным термостатом 5. Коробки термостатов левого и правого трубопроводов соединены между собой трубой 6.
|
|
Если двигатель не прогрет, то жидкость забираемая насосом из нижнего бачка радиатора, подается по каналам к крышке распределительных зубчатых колес, затем в рубашки блока цилиндров, омывает гильзы цилиндров и поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым местам — выпускным клапанам и стаканам форсунок. Затем жидкость из головок цилиндров по двум каналам попадает в водосборные трубопроводы 4 с термостатами 5. Поскольку они закрыты, охлаждающая жидкость по соединительной 6 и перепускной 7 трубам возвращается в насос (малый круг циркуляции). При минусовой температуре окружающей среды в систему охлаждения лучше наливать антифриз. Он имеет температуру замерзания -40 … -50˚С. Эти жидкости представляют собой смесь этиленгликоля и воды.
Антифриз ядовит, поэтому обращаться с ним нужно осторожно. При попадании в человеческий организм возможна потери зрения или сильное отравление со смертельным исходом.
Рис. 5.4. Система охлаждения двигатели ЯМЗ-236М:
1 —насос; 2 —место подсоединения предпускового подогревателя; 3 —датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 4— водосборный трубопровод; 5 —термостат; 6 —соединительная труба; 7 —перепускная труба; 8 —шкив коленчатого вала; 9 —шкив центробежного насоса
Система охлаждения двигателя КамАЗ – 740.10 рассчитана на постоянное использование антифризов ТОСОЛ-А65 или ТОСОЛ-А45, замерзающих при низкой температуре. Применение воды в системе охлаждения допускается только в особых случаях и кратковременно. Температурный режим работы двигателя поддерживается двумя термостатами, гидромуфтой включения вентилятора и жалюзи. Если двигатель не прогрет, то охлаждающая жидкость, подаваемая насосом 27, поступает в левый ряд блок-картера и по нагнетательному патрубку 7 в правый ряд. Омывает наружные поверхности гильз цилиндров обоих рядов, затем через отверстия в верхней плоскости блока цилиндров, прокладках головок поступает в головки цилиндров, охлаждая наиболее нагретые места — выпускные каналы и гнезда форсунок. Нагретая жидкость проходит от головок цилиндров в правую 14 и левую 24 трубы, расположенные в развале двигателя, затем по соединительной трубе 12 подается в коробку термостатов 11. Клапаны термостатов 10 закрыты, и по перепускному патрубку 6 охлаждающая жидкость снова подается к центробеж ному насосу 27.
Термостаты установлены в отдельной коробке, укрепленной на переднем торце правого ряда цилиндров. Расширительный бачок 18 расположен на двигателе с правой стороны и соединен трубопроводами с верхним бачком 8 радиатора, коробкой термостатов, компрессором 23 и рубашкой блока цилиндров. Охлаждающую жидкость в систему заливают через горловину 19, имеющую герметизированную пробку на резьбе. Паровой и воздушный клапаны установлены в пробке 20.
В системе охлаждения дизеля КамАЗ-740.10 применена гидромуфта привода вентилятора (рис. 5.6), которая передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору. Для управления гидромуфтой привод вентилятора имеется выключатель (рис. 5.6, б) золотникового типа, установленный на нагнетательном патрубке 7 (см. рис. 5.5) в передней части двигателя.
Вентилятор может работать в трех режимах: автоматический — температура охлаждающей жидкости в двигателе поддерживается равной 353...368 К; рычаг 24 крана выключателя гидромуфты установлен в положение А (метка на корпусе) и масло из смазочной системы поступает в гидромуфту; при снижении температуры охлаждающей жидкости ниже 353 К вентилятор автоматически отключается; вентилятор отключен — рычаг крана выключателя гидромуфты установлен в положение О, и масло в гидромуфту не поступает; вентилятор может вращаться с небольшой частотой под влиянием набегающего потока воздуха при движении автомобиля; вентилятор включен постоянно — рычаг крана выключателя установлен в положение Я, масло поступает в гидромуфту независимо от температурного режима, и вентилятор вращается постоянно, примерно с частотой вращения коленчатого вала.
|
|
Рис. 5.5. Система охлаждения двигателя КамАЗ-740.10:
1- шкив коленчатого вала; 2 —нижний бачок; 3- жалюзи; 4 —радиатор; 5 —гидромуфта привода вентилятора; 6 —перепускной патрубок; 7 —нагне-тательпый патрубок; 8 —верхний бачок; 9 —верхний патрубок; 10— термостат; 11 — коробка термостатов; 12- соединительная труба; 13 —подводящая трубка; 14- правая труба; 15 —отводящая трубка; 16 — впускной коллектор; 17 —датчик контрольной лампы перегрева жидкости; 18 —расширительный бачок; 19- горловина с герметичной пробкой; 20 —пробка с клапанами; 21 —отводящая трубка от компрессора; 22 —отводящая трубка левой трубы; 23- компрессор; 24 —левая водяная труба; 25 — крышка головки; 26 —головка цилиндров; 27 — центробежный насос;. 28 —сливной кран (пробка); 29 шкив насоса; 30 —вентилятор; 31 —нижний патрубок
Рис. 5.6. Гидромуфта привода вентилятора дизеля КамАЗ-740.10:
а —конструкция; б — выключи толь гидромуфты; 1 — передняя крышка; 2— корпус;,?—кожух; 4. 7. 12, 13 и 20 —шарикоподшипники; 5 —трубка подвода масла; 6 —ведущий вил; 8 —уплотнительное кольцо; 9 -колесо; 10 —ведущее колесо; 11 —шкив; 14 —упорная втулка; 15 -ступица вентилятора; 16 -ведомый вал; 17 и 21 —самоподжимные манжеты; 18 —прокладка; 19 и 22 болты; 23 — корпус включатели; 24 —рычаг пробки крана; А, П и О — метки на корпусе включателя
Тема № 6
Система смазки.
Назначение, применяемые масла.
Назначение: служит для подачи масла к наиболее трущимся деталям, для охлаждения деталей и уноса продуктов износа от трущихся пар.
|
|
Основные эксплуатационные свойства масел:
· вязкостно-температурное (от + 100 до - 18˚С);
· противоизностные;
· антиокислительные;
· противокарозийные;
· моющие (дисперирующие), т. е. удерживают продукты износа в свешанном состоянии;
· депрессорные – для понижения t застывания масла;
· противопенные, т. е. не позволяет маслу пениться.
В масле не должно быть воды и механических примесей.
, где
М – моторное;
Цифра – 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14 – вязкость масла;
З – присадка загуститель;
В – для среднефорсированных карбюраторных (1) и дизельных (2) двигателей;
Г - для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей;
Д - для высокофорсированных дизельных двигателей с турбонаддувом.
ЗИЛ, ГАЗ-53 - (зима), (лето).
ВАЗ - (зима), (лето).
КамАЗ - (зима), (лето).
- SAE 20.
- SAE 15 W – 30.
- SAE 20 W – 30.