Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы

Наиболее нагруженные детали (коленчатый и распределительный валы, оси карамысел) смазываются под давлением, а все остальные детали – распылением.

Поддон – хранилище для масла. В него устанавливается неподвижный маслоприёмник. В него вваривается трубка, идущая к масляному насосу. Он устанавливается в самой нижней точке поддона.

Масляный насос – все шестеренчатого типа, приводится в действие от шестерни распределительного вала (ЗМЗ-402, 53-11, ЗИЛ). Насосы бывают одно (ГАЗ-53, все легковые) и двух секционные (ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ).

 

Смазочная система двигателя ЗМЗ-53-11. Смазочная система состоит из масляного насоса (рис. 6.1), установ­ленного с левой (по ходу) стороны двигателя, полнопоточного масляного фильтра 8, масляной магистрали 11 с каналами, радиатора 1, маслозаливной горловины с крышкой, указателя уровня масла и других частей. Масляный насос приводится в действие от распределительного вала при помо­щи двух зубчатых колес. Во время работы двигателя шестеренный масляный насос забирает масло из поддона 19 через неподвижный маслоприемник 18. К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Насос нагнетает масло в полнопоточный фильтр 8, пройдя который, оно подается в главную масля­ную магистраль 11. Из маслиной магист­рали по каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и опорным шей­кам распределительного вала. От ко­ренных шеек коленчатого вала по кана­лам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным шейкам. В шатунных шейках коленчатого вала имеются грязеуловительные полости для дополнительной центробежной очистки масла. Пройдя эти полости, масло по­ступает к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала — шатунный подшип­ник. Под давлением смазываются корен­ные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала, втулки коромысел и верхние нако­нечники штанг. Коромысла и верхние наконечники штанг смазываются пульси­рующим потоком.

В смазочной системе имеется масляный радиатор, который включается при темпе­ратуре окружающего воздуха выше 293 К. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль шланга.

При тяжелых условиях работы авто­мобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включить масляный ра­диатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя че­рез радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный кла­пан 3, который открывается при давлении около 0,1 МПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при наличии давления в магистрали более, чем 0,1 МПа.

 


 

 

Рис. 6.1. Схема смазочной системы двигателя ЗМЗ-53-ll:

1 —масляный радиатор; 2 —кран масляного радиатора;

3 —предохранительный клапан; 4 —ось коромысел; 5 -стойка оси коромысел; 6 —канал в голов­ке блока; 7— канал в блоке; 8— полнопаточный масляный фильтр; 9 —штанга; 10 —толкатель; 11 — главная масляная магистраль; 12— отверстие в кор­пусе распределителя. 13— полость; 14— маслопровод к полно поточному масляному фильтру; 15 и 16— соответственно верхняя и нижняя секции масляно насоса; 17 и 21 — редукционные клапаны; 18-— маслоприемник, 19 —поддон; 20 —маслопровод для слива масла из радиатора; 22 и 23— соответ­ственно вторая и четвертая шейки распредели­тельного вала

 

 

Смазочная система двигателя ЗИЛ-508.10. Схемы смазочных систем двигате­лей ЗИЛ-508.10 (рис. 6.2) и ЗМЗ-53-11 аналогичны, поэтому рассмотрим только схему подвода масла в зоны трения. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса 3 по маслопроводу 4 нагнетает масло в полнопоточный центро­бежный очиститель 8. Далее масло поступает в маслораспределительную ка­меру 5. расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры наг­нетается в левый 11 и правый 21 магистральные каналы. Из левого кана­ла 11 масло, смазав толкатели, поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, а из правого канала, смазав толкатели правой группы цилиндров, масло поступает к компрессору по трубо­проводу 12, откуда по трубке 13 сливается в поддон двигателя. В колен­чатом валу имеются каналы 18 для пода­чи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределитель­ного вала имеет три отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилинд­ров масло пульсирующим потоком посту­пает по каналам к головкам блока, затем по отверстиям в стойках — в полые оси 24 коромысел (рис. 6.2, б). Масло смазывает втулки коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги (рис. 6.2, в). Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или мас­лом, поступающим самотеком.

У некоторых двигателей (автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др.) на нижних головках шатунов сделаны небольшие 1,5 мм отверстия (рис. 6.2, г), по которым при совпадении их с отверстиями в шатун­ных шейках коленчатого вала подается пульсирующий поток масла на стенки цилиндров или кулачки распределитель­ного вала.

Нижняя секция масляного насоса при открытом кране 2 нагнетает масло по трубопроводу 1 в масляный радиатор 14, из которого масло по трубопрово­ду 15 сливается в поддон 20. Масляный радиатор воздушного охлаждения уста­новлен перед основным радиатором систе­мы охлаждения. Выполнен он из оребренной алюминиевой трубки. Масляный радиатор автомобиля ЗИЛ-431410 должен быть постоянно включен и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 273 К.

При снижении давления в смазочной системе до 0,03...0,06 МПа на щитке приборов загорается контрольная лампа 7 красного цвета. В корпусе центробежного очистителя установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давле­ний, равный 0,1 МПа. Клапан предназ­начен для перепуска масла в распреде­лительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипников двигателя.

 

 


 

 

Рис. 6.2. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-508.10:

а —общая схема; б —подача масла в ось коромысла; в —смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г- смазывание стенки цилиндра; 1— трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 —кран включении масляного радиатора; 3 —масляный насос; 4 —маслопривод от насоса к центробежному очистителю; 5— маслораспределительная камера; 6 —указатель давления масла (манометр); 7 —контрольная лампа аварийного сни­жения давления наела; 8 —полнопоточный цент­робежный очиститель; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием). 11 —левый ма­гистральный канал. 12 -трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 - трубка для слива масла из компрессора; 14 —масляным радиатор; 15 —трубопровод для слива масла из радиатора; 16 -зубчатое колесо распределительного нала; 17 —зубчатое колесо коленчатого вала; 18 -канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 -грязеуловительная полость; 20 —поддон; 21 — правый магистральный канал; 22— маслоприемник: 23 —ка­нал к стойке пен; 24 —полая ось коромысла; 25 — отверстие вшатуне для подачи масла на стенку цилиндра

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: