Важное место в системе средств обучения играют учебники и учебные пособия для учащихся.
В программе указано, что при организации изучения курса «Информатика и ИКТ» следует останавливаться на выборе тех учебников, которые вошли в Перечни учебников, учебно‐методических и методических изданий, которые рекомендованы (допущены) Минобразованием к использованию в образовательных уч‐реждениях на определённый учебный год.
Каждый год издаётся и переиздаётся несколько де‐сятков наименований учебников, учебных пособий и за‐дачников по школьному курсу информатики и ИКТ. В на‐стоящее время ими охвачены все классы с первого по одиннадцатый. Имеются и параллельные учебники, осо‐бенно по базовому курсу информатики и по информаци‐онным технологиям.
В настоящее время авторы учебной литературы ста‐раются выпускать не отдельные учебники и пособия, а учебно‐методические комплекты (УМК) для каждого клас‐са, которые включают в себя:
- учебник (обычно с компьютерным практикумом);
|
|
- задачник;
- рабочую тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя;
- компакт‐диск с программно‐методическим обеспе‐чением;
- комплект плакатов (обычно на компакт‐диске).
Учебники обычно имеют в своей структуре: теорети‐ческий материал для изучения; вопросы и задания для вы‐полнения; компьютерный практикум, содержащий под‐робные инструкции по выполнению практических заданий на компьютере; материал для дополнительного чтения;
справочные материалы. Для начальных классов учебник иногда объединяют с рабочей тетрадью и компьютерным практикумом, что облегчает детям работу с ним.
Компьютерные практикумы обычно включают прак‐тические задания нескольких уровней сложности. Для за‐даний начального уровня приводятся подробные инструк‐ции по технологии выполнения их на компьютере и даются образцы требуемых результатов. Задания более высоких уровней могут снабжаться менее подробными инструк‐циями. Обычно часть заданий предназначена для само‐стоятельного выполнения продвинутыми учащимися.
Задачник содержит вопросы и задачи, обычно охва‐тывающие учебный материал, изучаемый в нескольких классах, например, «Занимательные задачи по информа‐тике» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 119 с. Он предназна‐чен для учащихся 5–6 классов. Материал в задачниках сис‐тематизируют по темам, по типам и по уровню сложности. Задачи могут снабжаться также указаниями и решениями.
Рабочие тетради содержат большое число различных задач, упражнений, тестов. Выполняемые задания записы‐ваются прямо в тетради на специальных свободных выде‐ленных полях. Многие из рабочих тетрадей составлены по принципу тетрадей‐раскрасок, с которыми дети привыкли работать ещё в детском саду. Многие задания составляют‐ся так, чтобы они имели развивающий характер, напри‐мер, «Дорисуй картинку», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй зеркальное изображение предмета».
|
|
Методические пособия для учителя, как правило, со‐держат несколько вариантов планирования изучаемого материала на учебный год, поурочные разработки, ответы, указания по решению ко всем задачам и заданиям в используемых рабочих тетрадях, задачниках и учебниках. Отдельно выделяют перечень требований в ЗУНам уча‐щихся, или как сейчас это модно называть, перечень ком‐петентностей, по которым определяется готовность уча‐щихся к использованию средств информационно‐коммуникационных технологий в учебной и иной деятель‐ности.
На компакт‐дисках обычно находятся программные средства для поддержки процесса обучения, файлы с ма‐териалами компьютерного практикума, библиотеки ме‐диаобъектов, материалы для организации внеурочной ра‐боты. При необходимости приводятся ссылки на информа‐ционные ресурсы образовательных порталов в Интернет.
Для учащихся издается справочная учебная литера‐тура, материалы для подготовки к ЕГЭ, бланковые тесты и т.п.
В последнее время появились электронные или, ина‐че называемые, компьютерные учебники. Однако во мно‐гих случаях они являются лишь электронной копией обыч‐ного бумажного учебника и в лучшем случае содержат ещё контролирующую программу. В тоже время электронный учебник представляет собой обучающую систему, которая может, в частности, содержать не только средства обуче‐ния, предназначенные для ученика, но и набор средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого ученика, систему тестов, учетный жур‐нал, базу данных и др. Такие электронные учебники толь‐ко начинают создаваться, и еще накоплено мало материа‐ла для обобщения опыта.