Учебники и учебные пособия по информатике для школы

Важное место в системе средств обучения играют учебники и учебные пособия для учащихся.

В программе указано, что при организации изучения курса «Информатика и ИКТ» следует останавливаться на выборе тех учебников, которые вошли в Перечни учебников, учебно‐методических и методических изданий, которые рекомендованы (допущены) Минобразованием к использованию в образовательных уч‐реждениях на определённый учебный год.

Каждый год издаётся и переиздаётся несколько де‐сятков наименований учебников, учебных пособий и за‐дачников по школьному курсу информатики и ИКТ. В на‐стоящее время ими охвачены все классы с первого по одиннадцатый. Имеются и параллельные учебники, осо‐бенно по базовому курсу информатики и по информаци‐онным технологиям.

В настоящее время авторы учебной литературы ста‐раются выпускать не отдельные учебники и пособия, а учебно‐методические комплекты (УМК) для каждого клас‐са, которые включают в себя:

- учебник (обычно с компьютерным практикумом);

- задачник;

- рабочую тетрадь для учащихся;

- методическое пособие для учителя;

- компакт‐диск с программно‐методическим обеспе‐чением;

- комплект плакатов (обычно на компакт‐диске).

Учебники обычно имеют в своей структуре: теорети‐ческий материал для изучения; вопросы и задания для вы‐полнения; компьютерный практикум, содержащий под‐робные инструкции по выполнению практических заданий на компьютере; материал для дополнительного чтения;

справочные материалы. Для начальных классов учебник иногда объединяют с рабочей тетрадью и компьютерным практикумом, что облегчает детям работу с ним.

Компьютерные практикумы обычно включают прак‐тические задания нескольких уровней сложности. Для за‐даний начального уровня приводятся подробные инструк‐ции по технологии выполнения их на компьютере и даются образцы требуемых результатов. Задания более высоких уровней могут снабжаться менее подробными инструк‐циями. Обычно часть заданий предназначена для само‐стоятельного выполнения продвинутыми учащимися.

Задачник содержит вопросы и задачи, обычно охва‐тывающие учебный материал, изучаемый в нескольких классах, например, «Занимательные задачи по информа‐тике» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 119 с. Он предназна‐чен для учащихся 5–6 классов. Материал в задачниках сис‐тематизируют по темам, по типам и по уровню сложности. Задачи могут снабжаться также указаниями и решениями.

Рабочие тетради содержат большое число различных задач, упражнений, тестов. Выполняемые задания записы‐ваются прямо в тетради на специальных свободных выде‐ленных полях. Многие из рабочих тетрадей составлены по принципу тетрадей‐раскрасок, с которыми дети привыкли работать ещё в детском саду. Многие задания составляют‐ся так, чтобы они имели развивающий характер, напри‐мер, «Дорисуй картинку», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй зеркальное изображение предмета».

Методические пособия для учителя, как правило, со‐держат несколько вариантов планирования изучаемого материала на учебный год, поурочные разработки, ответы, указания по решению ко всем задачам и заданиям в используемых рабочих тетрадях, задачниках и учебниках. Отдельно выделяют перечень требований в ЗУНам уча‐щихся, или как сейчас это модно называть, перечень ком‐петентностей, по которым определяется готовность уча‐щихся к использованию средств информационно‐коммуникационных технологий в учебной и иной деятель‐ности.

На компакт‐дисках обычно находятся программные средства для поддержки процесса обучения, файлы с ма‐териалами компьютерного практикума, библиотеки ме‐диаобъектов, материалы для организации внеурочной ра‐боты. При необходимости приводятся ссылки на информа‐ционные ресурсы образовательных порталов в Интернет.

Для учащихся издается справочная учебная литера‐тура, материалы для подготовки к ЕГЭ, бланковые тесты и т.п.

В последнее время появились электронные или, ина‐че называемые, компьютерные учебники. Однако во мно‐гих случаях они являются лишь электронной копией обыч‐ного бумажного учебника и в лучшем случае содержат ещё контролирующую программу. В тоже время электронный учебник представляет собой обучающую систему, которая может, в частности, содержать не только средства обуче‐ния, предназначенные для ученика, но и набор средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого ученика, систему тестов, учетный жур‐нал, базу данных и др. Такие электронные учебники толь‐ко начинают создаваться, и еще накоплено мало материа‐ла для обобщения опыта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: