Становление и развитие лёгкой атлетики в России

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ В РОССИИ

Направление подготовки (специальность) – 44.03.05

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль): Физическая культура и Дополнительное образование

Форма обучения – очная

Выполнила обучающаяся

Макушева Анна Александровна

Курс 1 группа ОБ-ФКДО-11

Руководитель:

Панкратович Татьяна Михайловна

___________________

Подпись

«11» апреля  2020г.

 

 

Оренбург, 2020

ПЛАН.

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ В МИРЕ………………...3

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ В РОССИИ……………………………………………………………………4

3. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ….8

4.  ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ………………………………...9

5. ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ……………………………….10

6. ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ……………………………….11

7. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ……………………………….12

8. ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА В СОВРЕМЁННОЙ РОССИИ……………...…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...................15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...16

 

ВВЕДЕНИЕ.

Лёгкая атлетика — вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге прыжках и метаниях и составленные из этих видов многоборья. В высшем физкультурном учебном заведении лёгкая атлетика – учебно-научная дисциплина, содержащая теорию и практику данного вида спорта, а также методику его преподавания.

Древнегреческое слово «атлетика» в переводе на русский язык – борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и в ловкости. В настоящее время атлетами называют физически хорошо развитых, сильных людей.

Название «легкая атлетика» - условное, основанное на чисто внешнем впечатлении лёгкости выполнения легкоатлетических упражнений в противовес тяжёлой атлетике. В ряде стран лёгкую атлетику называют атлетикой или упражнениями на дорожке и в поле (в США, Англии, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Румынии, странах Южной Америки).

 

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ В МИРЕ.

Легкую атлетику называют королевой спорта и это не случайно. В любом виде спорта – футболе, баскетболе, волейболе, спортивной и художественной гимнастике и т. д. – присутствуют элементы легкой атлетики. Это один из самых древних видов спорта. Возникновение и расцвет легкой атлетики приходится на период появления Олимпийских игр. Как известно, первые Олимпийские игры проводились в 776 г. до н.э. у подножия горы Кронос вблизи местечка Олимпия. На зоре Олимпийского движения соревнования проводились только по бегу на один стадий (стадий – единица длины, равная 192 м 27 см). Затем в программу Олимпийских игр (724 г. до н. э.) добавился бег на 2 стадия, а в 720 г. до н.э. древнегреческие атлеты уже соревновались в беге на выносливость на 25 стадиев. На XVIII Олимпийских играх появились состязания в многоборье, в них входил бег на 1 стадий, прыжки в длину (с грузом от 1,5 до 4,5 кг), метание диска, метание копья и борьба (панкратион). В период «мрачного» средневековья крупных соревнований по легкой атлетике не проводилось, хотя имеются сведения, что в праздничные дни люди развлекались, состязаясь в метании камней, прыжках в длину и в высоту, в беге на скорость. Позднее в Западной Европе бег, прыжки и метания вошли в систему физического воспитания рыцарей. История легкой атлетики указывает на то, что в процессе развития этот вид спорта постепенно усложнялся путем совершенствования легкоатлетических снарядов. Так, после изобретения в XIV в. огнестрельного оружия от метания тяжелого камня перешли к толканию металлического пушечного ядра. Кузнечный молот в метаниях постепенно заменили молотом на цепи, а затем ядро на цепи (в настоящее время ядро на стальной проволоке с ручкой). Следует отметить, что усложнение и совершенствование легкой атлетики неразрывно связано с Олимпийским движением. Так, если на I Олимпиаде в Афинах (1896) в мужскую программу входило лишь 12 видов легкой атлетики, то с XIV Олимпиады в Лондоне (1948) и до XXII Олимпийских игр в Москве (1980) – уже 24 вида. 

 

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ В РОССИИ.

В России становление и развитие легкой атлетики связано с организацией в 1888 г. спортивного кружка в пос. Тярлево около Санкт-Петербурга. Организатором кружка был П.П. Москвин, его членами – в основном учащаяся молодежь, проводившая в Тярлево летние каникулы. Этот спортивный кружок сыграл большую роль в развитии легкой атлетики. Его участники первыми в России начали систематически заниматься бегом, а затем прыжками и метаниями.

В 90-х гг. XIX в. кружок провел ряд крупных для того времени соревнований.

С 1901 г. российские спортсмены стали участвовать в международных соревнованиях по легкой атлетике. Состоялось их первое выступление в Швеции.

В 1902 г. в Санкт-Петербурге прошли состязания с участием финских спортсменов, после чего эти встречи стали регулярными. С 1906 г. начали регулярно проводиться первенства Санкт-Петербурга по легкой атлетике. Благодаря этому в России появились четкие правила соревнований, начали регистрироваться рекорды по отдельным видам бега, прыжков и метаний. Впервые чемпионат России по легкой атлетике, посвященный 20-летию основания спортивного кружка в Тярлево, был проведен в 1908 г. Этот чемпионат, несмотря на то что в нем участвовало около 50 спортсменов из Санкт-Петербурга и Риги, послужил стимулом для дальнейшего развития легкой атлетики. Появились спортивные кружки в Москве, Киеве, Самаре, Одессе.

В 1911 г. был создан Всероссийский союз любителей легкой атлетики, объединивший около 20 спортивных кружков из различных городов. В 1912 г. команда российских легкоатлетов (47 чел.) впервые приняла участие в V Олимпийских играх, которые проводились в Стокгольме (Швеция). Низкий уровень легкоатлетического спорта в России по сравнению с другими странами, слабая подготовительная работа, недостатки в комплектовании команды сказались на неудачном выступлении российских легкоатлетов – никто из них не занял призового места. После Октябрьской революции с первых лет образования советского государства легкая атлетика стала развиваться как массовый вид спорта. Большую роль в этом сыграл Всевобуч (всеобщее военное обучение). По его инициативе во многих городах проводились крупные соревнования, в программе которых главное место отводилось легкой атлетике. В 1920 г. Всевобуч провел ряд крупных соревнований в Москве, а также Сибирскую, Приуральскую, Северо-Кавказскую и Среднеазиатскую олимпиады, в программе которых значительное место отводилось легкой атлетике. В 1921 г. состоялись I Всеукраинские соревнования по легкой атлетике и I Поволжская олимпиада. В 1922 г.

в Москве впервые было проведено первенство РСФСР. Этот год стал началом массового развития легкой атлетики среди женщин. С образованием Союза Советских Социалистических Республик (СССР, 1922) стали проводиться всесоюзные соревнования по легкой атлетике. В 1923 г. проведены I Всесоюзный праздник физической культуры и всесоюзные соревнования для юных легкоатлетов (до 17 лет), первенство Красной армии. В этом же году впервые был проведен пробег Пушкин – Ленинград (30 км), который стал традиционным. Огромное значение для развития легкой атлетики имела Всесоюзная спартакиада 1928 г., в которой приняли участие легкоатлеты из всех областей и республик страны и представители рабочих спортивных союзов 15 зарубежных стран. В соревнованиях по легкой атлетике участвовало около 1300 спортсменов, было установлено 38 всесоюзных рекордов. В командном зачете первое место заняли спортсмены Российской Федерации, второе – Украины и третье – Беларуси (Кобринский М.Е., 2005). В 30-е гг. наблюдается дальнейший рост массовости и спортивного мастерства советских легкоатлетов. Этому способствовало введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, который стал основой советской системы физического воспитания населения. Он неоднократно совершенствовался, увеличивалось количество ступеней для более широкого вовлечения учащейся молодежи и трудящихся страны в систематические занятия физической культурой и спортом, но неизменно легкоатлетические упражнения занимали в нем значительное место. В процессе сдачи нормативов комплекса ГТО выявлялись все новые и новые имена талантливых спортсменов. Росту массовости и спортивного мастерства наших легкоатлетов содействовало введение в 1935 г. Союзной классификации физкультурников СССР. С 1936 г. регулярно проводятся первенства СССР по легкой атлетике, хотя в предыдущие годы некоторые всесоюзные соревнования приравнивались к первенствам страны. Для лучшей организации и руководства физкультурным движением в стране в 1935–1936 гг. были созданы спортивные общества профсоюзов, а до этого были организованы (в 1923 г.) два наших ведущих спортивных общества – «Динамо» и «Спартак». В этих обществах выросло много известных легкоатлетов, таких как братья Г. и С. Знаменские, Е. Васильева, А. Маслова, М. Шаманова, Н. Думбадзе, Р. Люлько, Н. Озолин, результаты которых превышали в то время лучшие достижения в Европе и мире (Мосиенко М.Г., 2005).

После войны в 1946 г. советские легкоатлеты впервые приняли участие в чемпионате Европы. Выступили они очень удачно, завоевав 22 медали (6 золотых, 14 серебряных и 2 бронзовых). В 1952 г. советские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх. У легкоатлетов дебют был успешным и принес олимпийские медали. В дальнейшем легкоатлеты СССР регулярно принимали участие в Олимпийских играх и добивались замечательных побед. Важную роль в развитии советской легкой атлетики сыграли Всесоюзные Спартакиады народов СССР, которые начиная с 1956 г. проводились раз в четыре года, в них была широко представлена программа легкоатлетических соревнований. В 1960 г. в Риме наши спортсмены впервые за всю историю Олимпийских игр нанесли поражение американским легкоатлетам. Эта победа над командой США навсегда вошла в историю легкой атлетики как выдающееся достижение советского спорта. За период с 1958 по 1967 г. советские легкоатлеты в семи матчах СССР-США шесть раз одерживали победу над американцами. Неоднократно сопутствовал успех нашим легкоатлетам и в других матчевых, кубковых встречах и в первенствах Европы (Кобринский М.Е., 2005). Значительную роль в популяризации и развитии легкой атлетики в СССР сыграла Олимпиада 1980 г. Большой грандиозный праздник спорта охватил тогда весь Союз. Массовость желающих посетить спортивные объекты, расположенные впервые в истории Олимпийских Игр в разных городах, зашкаливала. Пропаганда спорта и физической культуры благоприятно повлияла на всю страну. Сегодня российские легкоатлеты продолжают побеждать на спортивных соревнованиях различного уровня. Однако для того чтобы достичь высоких результатов в спорте, недостаточно только физического совершенства, нужно развивать у спортсменов еще и познавательную активность. Понимание правильности выполняемых упражнений в сочетании с физическим развитием обеспечит высокий уровень результативности на соревнованиях.

 

3. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

В дореволюционной России создавалась своя, отечественная методика тренировки, более прогрессивная по сравнению с зарубежными аналогами. Ряд русских авторов (С. Селиванов, 1911; Б. Б. Полянин, 1913; Б. А. Котов, 1916) отмечали неполноценность иностранных пособий по лёгкой атлетике и необходимость основываться в своих работах на собственных знаниях и опыте.
В иностранных руководствах того времени тренировка рассматривалась как повторение упражнений определённого вида спорта с уже заученной техникой в течение относительно непродолжительного времени - 4-8 недель или немногим больше. Задачи подготовки спортсменов решались последовательно: сначала предполагалось развить спортсмена физически, затем научить его технике избранного вида спорта, потом совершенствоваться в этом виде путём повторений и, наконец, на последнем этапе – поддерживать форму лёгкой работой.

Труды русских дореволюционных авторов, придерживавшихся передовых научных взглядов о физическом воспитании, были значительно богаче. Так, например, в труде Б. А. Котова «Олимпийский спорт» (1916) мы находим прогрессивные предложения по делению специальной тренировки на три главных периода: общей тренировки, подготовительной и специальной. Русскими авторами отмечалась необходимость разносторонней подготовки. Они стояли на позиции А. Д. Бутовского, который ещё в 1890 г. наметил путь практической реализации всестороннего физического развития. Не менее важным было введение принципов постепенности и индивидуализации подготовки. Рекомендовалась ежедневная тренировка, даже дважды в день, предлагались облегчённые и утяжелённые снаряды, использование зимой занятий на открытом воздухе.
С первых лет образования Советского государства вместе с возникновением и развитием советской системы физического воспитания создавалась также одна из неотъемлемых её частей – система спортивной тренировки. Тренировка стала средством не только достижения спортивных результатов, но и средством всестороннего физического развития молодёжи, повышения уровня её здоровья, подготовки к труду и обороне, воспитания её в духе коммунистической морали. Эта направленность спортивной тренировки современна и сегодня.

В развитии советской системы спортивной тренировки в лёгкой атлетике можно выделить ряд этапов.

 

4. ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ.

Первый этап (1917-1931) – разработка основ спортивной тренировки, методических положений и научных обоснований системы подготовки. На этом этапе наиболее важную роль сыграла работа «Научные основы спортивной тренировки» В.В. Гориневского (1922), в которой автор отказался от старого толкования тренировки как выполнения узкоограниченной работы и установил, «что для разных целей и различной работы должна быть специальная тренировка при сохранении общих педагогических принципов, гигиенических правил и биологических оснований для неё». В.В. Гориневский придавал также важное значение врачебному контролю и самоконтролю и необходимости всесторонней физической подготовки.

Г. К. Бирзин в своём труде «сущность тренировки» (1925) более чётко показал необходимость всестороннего физического развития всестороннего физического развития спортсмена для достижения успеха в избранном виде спорта, раскрыл некоторые закономерности развития силы, быстроты и выносливости, дал определение спортивной технике, показал значение двигательного представления и роли ощущений в методике обучения, изложил последовательность обучения (объяснение, показ, наглядные пособия, имитации, методы целостного обучения и расчленённого и др.) Но наиболее полно вопросы обучения технике легкоатлетических упражнений были изложены впервые в мире М. Н. Ниманом (1925), который разработал и проверил на практике последовательность в обучении, особенности групповых занятий и многое другое.

 

5. ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ.

Второй этап (1931-1941) – становление системы тренировки – связан с массовым развитием спорта в нашей стране и проведением в 1931 г. Комплекса ГТО. В учебных и исследовательских институтах начали шире разрабатываться вопросы обучения и тренировки, готовились новые программы для секций лёгкой атлетики и методические пособия. В 1932 г. В книге «Зимняя подготовка легкоатлета» А. А. Тиванов и Б. П. Ергин изложили опыт обучения и тренировки по видам лёгкой атлетики для комплекса ГТО.
Успешному становлению системы тренировки легкоатлетов способствовали учебно-тренировочные сборы, явившиеся как бы экспериментальными лабораториями совершенствования спортивного мастерства. В это время постепенно исчезает двойная специализация, и принцип круглогодичной подготовки в одном виде лёгкой атлетики становится господствующим.
В 1933-1934 гг. спортсмены начинают тренироваться уже 2 раза в день, проводя тренировку вместо утренней зарядки. Впервые начинают проводить и зимние соревнования по лёгкой атлетике, в связи, с чем и возник вопрос о необходимости строительства легкоатлетический манежей.
В спортивной практике 1937-1941 гг. у ряда ведущих спортсменов был значительно увеличен объём силовых упражнений, количество занятий достигло 5-6 раз в неделю, иногда они проводились ежедневно и дважды в день. Тренировка стала круглогодичной.
Предвоенные годы характеризуются широким творческим поиском тренерами, спортсменами, учёными, медиками путей дальнейшего совершенствования системы тренировки.
Анализ зарубежной литературы тех лет показывает, что теория и методика тренировки советских легкоатлетов значительно продвинулись вперёд и стали предметов изучения учёных, тренеров и спортсменов Европы. Этому способствовали успехи советских спортсменов в предвоенные годы на международных состязаниях и повышение рекордов Советского союза.

 

6. ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ.

Третий этап (до 1951 г.) – послевоенный.
В 1948г. Было принято постановление о дальнейшем развитии физической культуры и спорта, где указывалось на необходимость усиления научной работы. В спортивной практике получило признание планирование круглогодичной тренировки, обязательное ведение дневника спортсмена и журнала тренера, широко использовались утренние занятия в тренировке, были сделаны первые шаги в разработке недельного цикла. Впервые было отмечено отрицательное влияние отдыха между двумя днями соревнований.
В книге «Тренировка легкоатлета» (1949 г.) Н. Озолин изложил основные принципы и средства тренировки, методы спортивной тренировки, формы и содержание тренировочных занятий, периодизацию и планирование спортивной подготовки, и многие другие стороны системы тренировок – единого процесса воспитания, обучения и физического развития спортсмена.
С 1949 по 1951 г. Были сформулированы и обоснованы системы тренировки в отдельных видах лёгкой атлетики: введены общие годичные и перспективные планы; на занятиях стали решаться задачи в оптимальной последовательности (техника, быстрота, сила, выносливость), применяться недельные циклы и с другим числом дней. Более широко начинает внедряться периодизация, разрабатываются особенности периодизации подготовительного периода. Получила подтверждение необходимость тренироваться сильнейшим спортсменам 5-6 раз в неделю, а в беге на выносливость – дважды в день. Продолжительность занятий достигала 3 часов и более. Общий объём годичной тренировки сильнейших легкоатлетов достигал 600 часов.

 

7. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ.

Четвёртый этап (с 1951г. до 1991 г.) – олимпийский, этап совершенствования системы тренировки легкоатлетов.

Важным стимулом для резкого повышения качеств научных исследований, создания новых научно-методических трудов, повышения эффективности работы тренера, послужила подготовка советских спортсменов к Олимпийским играм в 1952 г. В период подготовки к ним внедрялись формы планирования тренировки, вводились формы планирования, тренировки, вводились индивидуальные планы, предпринимались попытки построения недельного цикла и дневного режима применительно к олимпийским условиям, впервые проводилась психологическая подготовка к условиям «поля боя», предпринимались средства срочной информации.
Как правило, проводилось 5-6 основных тренировочных занятий в неделю и 5-6 дополнительных утренних. Общий годичный объём достиг в среднем 700 часов.

В это же время наметилась тенденция к увеличению количества соревнований в году. Это предопределило введение во Всесоюзный календарь значительного роста соревнований, как международных, так и внутрисоюзных.
После Римской олимпиады продолжал увеличиваться объём тренировки сильнейших легкоатлетов, достигая в отдельных случаях 1000 часов в год. В связи с этим особо важное значение стала иметь срочная информация о состоянии спортсменов, о компонентах и их подготовленности. Поэтому в тренировках стала, активно использоваться различная аппаратура.
В период подготовки к Олимпийским играм в 1968 году, проводившимся в Мехико (в условиях среднегорья- с повышенной солнечной инсоляцией, разреженностью воздуха, большой временной разницей), потребовались новые методы подготовки. В связи с этим была развёрнута широкая научная работа по акклиматизации и тренировке в горных условиях.
Высокие достижения ряда бегунов на средние и длинные дистанции в равнинных условиях, показанные сразу же после уезда из Мехико, продемонстрировали преимущественно использования тренировки в горах для подготовки к соревнованиям в обычных условиях. Общий объём годичной тренировки при этом не повысился, но с 1969г. достиг 1000-1200 часов в год.
Подготовка к Олимпийским играм 1980 года потребовала поиска новых форм и методов тренировки. Процесс подготовки сборной команды страны осуществлялся дифференцированно по группам, что позволило тренерам развернуть наиболее полно совместную творческую работу. Были улучшены места тренировки и соревнований – оборудованы современными снарядами и тренажёрами. Возросла роль медико-биологического обеспечения и восстановительных средств. По-прежнему использовалась периодическая подготовка в горных условиях. Общий объём тренировки остался на уровне 1000-1200 часов в год, но интенсивность её возросла.

Блестящий успех советских легкоатлетов на Олимпиаде 1980 г., завоевавших 41 медаль, явился закономерным итогом высокого уровня работы руководителей, тренеров, врачей и учёных.

 

8. ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

С 1996 Россия выступает самостоятельной командой. На Играх в Сиднее (2000) российские легкоатлеты завоевали три золотые медали (Сергей Каюгин — прыжки в высоту, Ирина Привалова — 400 м с барьерами и Елена Епесина — прыжки в высоту).

На Олимпиаде 2008 года в Пекине российские легкоатлеты завоевали шесть золотых наград. Чемпионами стали Валерий Борчин, Ольга Каниськина, Андрей Сильнов, Елена Исинбаева, Гульнара Галкина-Самитова и женская эстафетная команда в беге 4х100 метров. Кроме того, легкоатлеты принесли сборной России пять серебряных и шесть бронзовых медалей. По количеству медалей в этом виде спорта с Россией могли посоперничать только США. В целом выступление на Олимпиаде для нашей команды можно считать довольно успешным.

В общекомандном зачете на чемпионате мира в 2010 г в Барселоне россияне заняли первое место. Этот результат уступает российскому триумфу в Гетеборге-2006 (12 золотых и 34 медали всех достоинств). По золоту (10) россияне повторили свой второй результат в новейшей истории (с чемпионата Европы 1994 года) после Хельсинки-1994. По общему числу медалей (24) нынешний результат – третий после Гетеборга-2006 (34) и Хельсинки-1994 (25). Тот же количество наград в тотале было в Мюнхене-2002 (24).

Если анализировать подготовку российской сборной по видам легкой атлетики, то результаты будут далеко не равнозначными.

Другая картина наблюдается при анализе подготовки к данным соревнованиям мужской сборной. В настоящий момент в таких видах, как 100, 200 и 400 метров нашим бегунам довольно сложно конкурировать с сильнейшими спортсменами из других стран и показывать результаты, позволяющие попадать в финальные забеги, где ведется борьба за восьмерку сильнейших. Такая же ситуация наблюдается и в следующих видах: 1500м, 3000м с препятствиями, 5000м, 10000м и марафоном. Но если по первым четырем из перечисленных видов мы действительно отстаем от других стран, то ситуация с марафоном несколько иная.

Если проанализировать результаты выступлений российских бегунов на дистанции 42 195м, то стоит отметить тот факт, что они довольно успешно конкурируют с мастерами сверхдлинных дистанций и часто занимают призовые места на коммерческих стартах. Кроме того, и по временному показателю сами результаты довольно высоки. Так, в 2007 году Алексей Соколов установил новый рекорд России, ранее принадлежавший Леониду Швецову и продержавшийся около десяти лет. Но когда приходит время выступлений на крупнейших соревнованиях (чемпионатах Европы или мира, а также Олимпийских играх), то показать достойные результаты российские спортсмены могут не всегда.

Что касается вышеописанных беговых видов легкой атлетики, то отставание российских спортсменов от бегунов из других стран можно объяснить также неэффективной системой подготовки. Речь идет не о том, что у нас плохие тренерские кадры, не способные справиться с поставленными задачами. На самом деле в настоящее время работают квалифицированные тренеры, имена которых известны всему миру. Тем не менее, большая часть традиций утеряна. Это касается и мужского спринта, и бега на средние и длинные дистанции. К примеру, в настоящее время российские спортсмены выступают на том уровне, на котором более 50 летназад выступали наши сильнейшие бегуны: Владимир Куц, Петр Болотников и другие.

"Топтание" на месте бегунов из России, когда из года в год не происходит прироста спортивных результатов, заставляет задуматься об эффективности современной подготовки в ряде легкоатлетических видов. Помимо системы подготовки существуют также и другие причины, которые тормозят развитие легкой атлетике в нашей стране. Вопрос касается молодых кадров, неспособности тренеров заинтересовать детей и привлечь их к занятиям легкой атлетикой, отсутствием современного оборудования и т.д. В большинстве случаев все, так или иначе, связано с недостаточным финансированием.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Историю развития легкой атлетики необходимо знать, прежде всего, потому, что любое явление необходимо рассматривать в историческом аспекте. Только такой подход позволит глубоко и всесторонне изучить проблему, выявить основные закономерности и определить тенденции развития.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Легкая атлетика: Учебник для институтов ФК/ Под общей ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкино. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: ФК и С, 1989. - 670 с.

2. Жаров А. А. «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ» 4с.

3. Аксельрод С.Л., Хоменков Л.С. Легкая атлетика в цифрах и фактах. - М., «ФК и С», 1965.




















Подборка статей по вашей теме: