Проблемы налогообложения негосударственных пенсионных фондов

В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.

В этом случае, согласно Налоговому Кодексу негосударственные пенсионные фонды обязаны уплачивать налог с получаемой от предпринимательской деятельности суммы превышения доходов над расходами.

В целях обеспечения четкого разделения деятельности негосударственного пенсионного фонда на основную уставную (по негосударственному пенсионному обеспечению населения) и предпринимательскую Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (статьи 16-18) выделяет две составляющие его имущества: пенсионные резервы, предназначенные для обеспечения выплат негосударственных пенсий участникам фонда, и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда. При этом фонд обязан (статья 32 закона) при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и имущества, составляющего пенсионные резервы.

Кроме того, действующее законодательство не налагает каких либо специальных ограничений на имущество негосударственного пенсионного фонда, предназначенное для обеспечения его уставной деятельности, и доходы от его размещения, за исключением запрета на распределение прибыли среди учредителей фонда.

Этим имуществом фонд вправе распоряжаться своей волей и в своем интересе, что соответствует признакам осуществления предпринимательской деятельности, установленным статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, деятельность негосударственного пенсионного фонда, связанная с извлечением прибыли (дохода) от размещения имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, относится к предпринимательской, а полученные от этой деятельности доходы подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в общеустановленном порядке.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 г. "7-ФЗ "О некоммерческих организациях некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, основная уставная деятельность которой заключается в негосударственном пенсионном обеспечении населения.

При этом указанный закон содержит специальную норму (абзац 9 статьи 25), которая подлежит первоочередному применению среди других законодательных норм и устанавливает, что деятельность негосударственных пенсионных фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской.

Кроме того, на основании положений абзаца 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации для целей защиты прав и законных интересов граждан-участников фондов Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" налагает существенные ограничения на права негосударственных пенсионных фондов в части владения, пользования и распоряжения пенсионными резервами и доходами от их размещения (статьи 14, 16-18, 24-27, 32). В частности, законом установлено, что доход от размещения пенсионных резервов направляется исключительно на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, а также определены нормативы его распределения по указанным направлениям (статья 27).

Следовательно, доходы от размещения пенсионных резервов являются целевыми поступлениями негосударственного пенсионного фонда по его основной уставной деятельности, предназначенными для негосударственного пенсионного обеспечения, и не могут быть отнесены к прибыли фонда, т.е. к средствам, свободным от обязательств перед другими лицами.

Таким образом, основная уставная деятельность негосударственных пенсионных фондов не является предпринимательской, а доходы, полученные в результате осуществления основной уставной деятельности (независимо от способа размещения пенсионных резервов: самостоятельно или через управляющую компанию), не должны быть квалифицированы как доходы облагаемые налогом на прибыль.

В связи с этим негосударственные пенсионные фонды законодательством о налогах и сборах не должны признаваться плательщиками налога на прибыль по их основной деятельности и на них не должна быть возложена обязанность по уплате налога на прибыль, образующейся в результате этой деятельности.

В завершении данного раздела необходимо сказать о том, что с введение второй части Налогового Кодекса материальное положение участников НПФ (будущих пенсионеров) ухудшилось, поскольку подлежит налогообложению положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения. В настоящее время положение многих пенсионеров оставляет желать лучшего. В связи с этим, необходимо отметить, что нельзя относиться к пенсионным деньгам, как к коммерческим и облагать их налогами дважды.

Еще одно слабое место - недопустимая для НПФ свобода содержания договоров. Из проекта следует, что фонд может установить, что пенсия выплачивается не только по достижении пенсионного возраста, но, например, при пожаре или при разводе. Такие обстоятельства не способствуют получению для НПФ в будущем каких-либо налоговых льгот, поскольку возможность манипулирования пенсионными основаниями открывает путь для создания серых схем ухода от налогов. Между тем для НПФ налоговые льготы не просто желательны, но необходимы. Взимать налог дважды - и с прироста средств в период их нахождения в НПФ, и при последующей выплате их пенсионеру - несправедливо. Для того чтобы наши НПФ повторили блестящую историю зарубежных пенсионных фондов, следовало бы перейти к однократному налогообложению пенсионных накоплений на выходе. К сожалению, новый проект делает это невозможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: