Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения

Размер пенсии пока еще зависит не от того, сколько человек заработал за свою трудовую жизнь, а от доходов общей массы работающего населения, осуществляющего взносы в Пенсионный фонд РФ, что не позволяет обеспечить достойную старость. Но данная задача по силам НПФ. В них работники открывают индивидуальные пенсионные счета, от уровня накопления которых и зависит размер пенсий. Таким образом, НПФ с самого начала их создания работают по принципу накопительной системы, в то время как Пенсионный фонд РФ только начинает переход к такой системе. Необходимо отметить, что негосударственное пенсионное обеспечение не противопоставляется Пенсионному фонду РФ и не конкурирует с ним - оно его дополняет.

В России работают НПФ трех видов: корпоративные, региональные и открытые. Последние доступны для всех будущих пенсионеров, региональные создаются или косвенно поддерживаются региональными администрациями, а корпоративные - крупными предприятиями и рассчитаны на их работников (они составляют более 60 процентов всех фондов и доля их все растет).

Правительственный и думский законопроекты предусматривают инвестиции денежных накоплений граждан в российские и иностранные ценные бумаги, корпоративные облигации, акции. Кроме того, фонды смогут инвестировать пенсионные деньги в рублевые и валютные депозиты банков. Одним из таких банков с большой долей вероятности станет Сбербанк. Возможно, что на этот счет банкам будут установлены квоты.

Гарантировать деньги пенсионерам НПФ смогут в виде жесткой инвестиционной политики, регламентируемой государственными органами - с одной стороны, с другой - четкой деятельности попечительских советов и советов фондов.

К гарантиям смогут подключиться и страховщики. По крайней мере, и правительственный, и депутатский законопроекты предусматривают это. Они могут принять участие в страховании ответственности НПФ, что на профессиональном языке именуется перестраховочной защитой.

Эта позиция укладывается в общее представление о мерах по защите пенсионных денег. Если деньги фонда прогорят, то наступит страховой случай и страховая компания, вероятно, разделит ответственность за потерянные средства. Причем ответственность с одной страховой компанией могут разделить другие в рамках "Всероссийского союза страховщиков".

Основной целью создания и деятельности Фонда является негосударственное пенсионное обеспечение граждан - участников Фонда в форме выплаты им негосударственных пенсий, страхование по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Негосударственный Пенсионный Фонд осуществляет следующие задачи:

· разрабатывает правила Фонда;

· заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

· аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

· ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

· ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

· ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

· информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

· заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности Фонда;

· определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

· формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и размещает составляющие его денежные средства;

· формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

· организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

· заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

· оплачивает расходы, связанные с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда;

· оплачивает расходы, связанные с размещением имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, за счет доходов от размещения указанного имущества;

· рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

· принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств Фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

· ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

· ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

· осуществляет актуарные расчеты;

· производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

· производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

· производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

· принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

· предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом и др.

Надежность Фонда включает следующие показатели:

· общий объем пенсионных резервов;

· размер имущества для обеспечения уставной деятельности;

· опыт работы фонда на рынке НПО;

· состав учредителей фонда;

· репутация фонда на рынке НПО;

· диверсификация инвестиционного портфеля фонда;

· членство в профессиональных объединениях.

На момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен соответствовать следующим требованиям:

· иметь опыт работы по осуществлению НПО не менее 2 лет;

· иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

· иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей;

· в целях обеспечения защиты прав участников иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 30 миллионов рублей;

· не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;

· не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Высшим органом управления Фондом является Совет Фонда. В момент учреждения Фонда Совет Фонда формировался учредителями в количестве не менее трёх человек. В дальнейшем в него вошли новые члены. Совет Фонда самостоятельно определяет свой количественный состав и избирает из своего состава Председателя и заместителя Председателя Совета Фонда.

Учредители Фонда имеют право выдвигать кандидатов в Совет Фонда.

Исполнительная дирекция Фонда осуществляет оперативное управление деятельностью Фонда и принимает решения по всем вопросам деятельности Фонда, не относящимся к исключительной компетенции Совета Фонда, в том числе:

· составляет финансовую отчетность;

· определяет внутреннюю структуру органов Фонда и утверждает Положения об его структурных подразделениях;

· определяет правила внутреннего распорядка и утверждает штатное расписание Фонда и др.

Контролирующими органом со стороны учредителей являются Попечительский совет и Ревизионная комиссия, избираемые советом фонда сроком на один год из числа учредителей, вкладчиков либо любых других лиц. Они осуществляют общественный контроль над деятельностью исполнительной дирекции, и один раз в год на собрании учредителей предоставляют свой отчет о проделанной работе.

Контролирующим органом, уполномоченным Правительством РФ является Инспекция НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ, осуществляющая оперативный контроль за деятельностью Фонда. Ежеквартально Фондом в Инспекцию направляются балансы за истекший период с визой участкового налогового органа, ежемесячно, в электронной форме, отправляет специальную отчетность.

Управляющая компания размещает пенсионные резервы, инвестирует пенсионные накопления на финансовых и фондовых рынках. Управляющие компании распоряжаются пенсионными накоплениями обезличено, поскольку не знают, чьи конкретно деньги перечисляет им ПФР.

Средства фонда хранятся в Специализированном депозитарии, который не распоряжается средствами, а только "перекладывает" их согласно указаниям управляющей компании, которая не может их забрать - так гарантируется надежная система сохранности пенсионных резервов.

Актуарий - специалист, который разрабатывает пенсионные схемы, рассчитывает соответствие поступающих в Фонд пенсионных взносов и предстоящих выплат пенсии участникам. Один раз в год фонд проверяется независимым актуарием. По результатам проверки следуют рекомендации по корректировке пенсионных схем, по изменению структуры капиталовложений, по ликвидации актуарного дефицита с оценкой возможных последствий.

Аудит - проверка финансовой деятельности фонда. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета в Фонде, пенсионных счетов НПО, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, выплат правопреемникам, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов.

Таким образом, разработана и утверждена целая система мер исполнения фондами своих обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению населения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: