Зачетные материалы
учебной дисциплины
ОД.б 04 «ИСТОРИЯ»
для специальности:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Пермь, 2020
ОДОБРЕНЫ Одобрено ЦМК дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла Протокол № _____ от «______» ___________________ 20__ г. Председатель ЦМК: __________________ О.М.Федосеева Составитель: ___________________ М.Е. Петрова преподаватель Пермского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» | Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 26.02.06 Утверждаю: Начальник УМО: ____________________ Н.Н. Поплаухина |
Перечень вопросов к зачету
по учебной дисциплине ОД.б 04 «ИСТОРИЯ»
для 1 курса специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Теоретические вопросы
Всемирная история
1. Предмет исторической науки. Исторические источники.
|
|
2. Периодизации всемирной истории. Принципы, задачи, характеристика.
3. Характеристика основных подходов к изучению истории. Формационный и цивилизационный подходы. Теория модернизации.
4. Первобытный мир. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
5. Присваивающее и производящее хозяйства. Неолитическая революция. Первое и второе великие разделения труда, оседлое и кочевое хозяйство. Предпосылки появления государства.
6. Древнейшие цивилизации Востока: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Восточная деспотия. Речные и морские цивилизации.
7. Античные цивилизации и варварский мир Европы. Различие между развитием цивилизаций Востока и Запада. Полис. Эллинизм.
8. Картина мира человека традиционного общества. Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Мифологическая картина мира. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций, их религиозно-мировоззренческие особенности.
9. Великое переселение народов. Средневековая европейская цивилизация: периодизация, основные этапы и особенности развития. Понятие феодализма.
10. Византия: периодизация, особенности развития цивилизации и специфика феодальных отношений. Католичество и православие.
11. Средневековый Восток: периодизация, особенности культурного развития. Страны ислама. Индия, Китай.
12. Модернизация. Новое Время. Особенности развития процесса модернизации в зависимости, экономических и социально политических условий отдельных стран Европы.
13. Культура Нового времени. Великие географические открытия. Ренессанс, Реформация, Просвещение. Протестантская этика. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Секуляризация общественного сознания.
|
|
14. Международные отношения в XVI –ХVIII вв.
15. Страны Западной Европы в XIХ в., промышленный переворот и развитие буржуазных отношений. Становление индустриальной цивилизации. Экономика, политика, культура.
16. Модернизация традиционных обществ стран Азии: Османская империя, Индия, Китай, Япония.
17. Первая мировая война. Причины, ход итоги. Влияние на развитие общества.
18. Новейшее время. Причины выделения периода и основные особенности развития.
19. Мир между первой и второй мировыми войнами. Дипломатия, идеология, культура. Роль СССР. Отношения Германии и СССР в 1920-1930 -е годы.
20. Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг. Социально-экономические и политические последствия Первой мировой войны. Демократизация общественно-политической жизни. Великая Депрессия и ее последствия.
21. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1918-1939 гг. «Пробуждение Азии». Протестные формы общественных движений. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
22. Тоталитаризм. Причины развития, проявления и последствия для общества. СССР и Германия. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
23. Причины, ход, итоги Второй мировой войны.
История России
1. Киевская Русь. Теории и причины образования древнерусского государства. Правление первых князей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав).
2. Принятие христианства на Руси и его значение. Развитие феодализма. Международные связи.
3. Феодальная раздробленность на Руси. Понятие, причины, последствия.
4. Монгольская империя. Золотая Орда и русские княжества, характер отношений.
5. Объединение русских земель вокруг Москвы: причины, итоги. Роль Ивана Калиты и московской династии.
6. Западная Русь и Великое княжество Литовское.
7. Создание русского централизованного государства. Феодальная война XV века. Освобождение от власти Золотой Орды. «Москва- III Рим»
8. Россия в царствование Ивана Грозного. Внутренняя и внешняя политика. Формирование государственной территории Российского государства. Значение принятия царского титула.
9. Древнерусская культура XI-XVI веках. Понятие, особенности, основные жанры.
10. Смута в начале XVII века: понятие, причины, итоги.
11. Экономическое развитие России в XVII веке. Складывание всероссийского рынка.
12. Социально - политическое развитие России в XVII веке. Городские восстания. Закрепощение крестьян. Раскол.
13. Реформы Петра I: причины, характер, суть, итоги.
14. Основные задачи внешней политики России в XVI –ХVIII вв.
15. Экономическое развитие России в XVIII веке.
16. Эпоха дворцовых переворотов: понятие, причины, суть, итоги.
17. Политика просвещенного абсолютизма: понятие, суть, итоги.
18. Культура России в XVII-XVIII вв.
19. Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги. Заграничные походы.
20. «Восточный вопрос». Русско-турецкие войны XVII-XIX веков: причины, итоги. Крымская война и русско-турецкая война 1877-1878 годов: причины, ход, итоги.
21. Социально-экономическое развитие России в XIX веке. Промышленный переворот.
22. Реформы и контрреформы второй половины XIX века.
23. Общественные движения России XIX века: декабристы, западники и славянофилы. Либералы, консерваторы, народники, марксисты второй половины XIX в.. Земское движение.
24. Российская империя в начале ХХ века: Революция 1905-1907 годов: причины, ход итоги. Демократизация политического строя. Реформы П.А. Столыпина.
25. Россия в I мировой войне.
26. Февральская революция 1917 года: причины, ход, итоги. Понятие и суть двоевластия. Октябрьская революция 1917 года: причина победы большевиков. Первые декреты Советской власти.
|
|
27. Гражданская война и политика военного коммунизма: понятия, причины, ход, итоги.
28. Новая экономическая политика (НЭП): понятие, причины, ход, итоги. Политические дискуссии 1920-х годов. Образование СССР.
29. СССР в 1930-е годы. Индустриализация и коллективизация: понятия, причины, ход, итоги. Репрессии и их влияние на развитие страны.
30. Великая Отечественная война: причины, периодизация, итоги, значение. Развитие военных действий и основные операции, фронт и тыл, повседневность.
14.02.2020 Петрова М.Е.
Спецификация банка тестовых заданий
Утверждено на заседании ЦМК
Протокол № _____
от «______» ___________________ 202__ г.
Председатель ЦМК: ___________________
Наименование дисциплины: ОД.б 04 ИСТОРИЯ
Наименование специальности/направления:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Наименование семестров обучения:
2 семестр
Форма использования (подчеркнуть):
контроль знаний (текущий, рубежный, итоговый, остаточные знания)
Автор (авторский коллектив): Петрова М.Е.
Дата создания: «___» ________________ 20_ г.
Инструкция для тестируемых
Уважаемые студенты!
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. В заданиях 4, 5, 6, 8, 12, 13, 14, 15, 20, со множественным выбором правильного ответа, правильные, на Ваш взгляд, ответы внесите в бланк ответов, в произвольном порядке.
2. В задании 1 с установлением хронологической последовательности, строго в необходимом порядке.
3. В заданиях 2,3, 7, 9,10, 11, 16, 17 на соответствие заполните таблицу. Обратите внимание, что одному элементу левой части таблицы соответствует один элемент правой части, один элемент лишний.
4. В задании 3 заполните таблицу, использовать все элементы левой части таблицы, элементы правой части таблицы могут повторяться.
|
|
5. В задании 18, заполните пропуски в предложениях, выбирая из предложенного списка правильные, на Ваш взгляд, ответы внесите в бланк ответов в правильном порядке.
6. В задании 19 выберите по два верных ответа для каждого фрагмента текста, два элемента лишние.
4. Время на выполнение теста – 110 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов, кроме задания 1, где 2 балла полностью верный ответ 1 - частично верный ответ. Максимальное количество баллов – 75.
Желаем удачи!
Бланк ответов 1 курс История
ФИ __________________________ Группа_________________ Вариант _____
1 | 11 |
| |||||||||||||||||||||||||
2 |
| 12 | |||||||||||||||||||||||||
3 |
| 13 | |||||||||||||||||||||||||
4 | 14 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | 15 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | 16 |
| |||||||||||||||||||||||||
7 |
| 17 |
| ||||||||||||||||||||||||
8 | 18 | ||||||||||||||||||||||||||
9 |
| 19 |
| ||||||||||||||||||||||||
10 |
| 20 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волжский государственный университет водного транспорта»
(ФГБОУ ВО «ВГУВТ»)
Пермский филиал
Одобрено ЦМК дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла протокол №_____ «_____» _______________ 20_ г. | Вариант № 1 по дисциплине ОД.б 04 «ИСТОРИЯ» | У Т В Е Р Ж Д А Ю: Начальник УМО: ___________ Н.Н. Поплаухина |