Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет

РЕКОМЕНДАЦИИ

По составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

При психолого-педагогическом обследовании на ПМПК изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.

При решении вопросов, связанных с необходимостью определения программы воспитания и обучения дошкольников, имеющих отклонения в развитии, перевода их в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование.

Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является психолого- педагогическое представление на ребенка.

В целях осуществления взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии и дошкольных учреждений города разработаны рекомендации по составлению психолого-педагогических представлений на ребенка дошкольного возраста.

С этой целью были изучены: положение о психолого-медико-педагогической комиссии, руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.

Психолого-педагогическое представление - этот документ, который  заполняется воспитателем дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при на­личии специалиста,  заполняться учителем-логопедом,  учителем-дефектологом. Документ скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошко­льного возраста

1 Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявле­ние свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стре­миться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высоко­го (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

4.Основой изучения дошкольников являются материалы психологическо­го наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всесторон­нее познание ребенка, требует применения воспитателем или специалистом и других методов - бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисун­ков, поделок и т.д.), эксперимента и других методов которые считает уместными в конкретной ситуации педагог.

5.Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка,
действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его
изучения.

6. Характеристика отражает условия его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7. Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверст­никами и дается на фоне детской группы.

8. При составлении характеристики следует использовать материалы, от­носящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

9. В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причи­ны тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить ре­комендации.

Психолого-педагогическое представление на ребенка - это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода, она не должна быть поверхностной и написанной наспех. Факты  необходимо излагать последовательно и систематично. Избегать сложных оборотов речи, неумных и неправильных терминов.





Примерный алгоритм  составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет

Причина направления на ГПМПК:  по требованию родителей, уточнение образовательного маршрута, определение программы воспитания и обучения дошкольников, имеющих отклонения в развитии, перевод в другое учебное учреждение.

1. В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого МБДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам.

Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая;   иное.

2. В разделе «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о родителях. Заполнить подразделы:

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Тип семьи: а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания); б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду); в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).

Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие

Характер взаимоотношений родителей с ребенком: а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного достоинства ребенка); б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка) г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).

3. В разделе «Особенности внешнего вида ребенка» кратко отметить: опрятность одежды, следят ли родители за внешним видом ребёнка, осанку, походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.
4. В разделе «Соматическое здоровье» указать группу здоровья;  как часто болеет и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.

5. В разделе «Особенности моторной сферы»

Общая моторика: норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.

6. В разделе «Характеристика познавательной сферы ребенка» дать

характеристику психическим процессам:

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле, старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает- произвольное (внимание при котором ребёнок прикладывает усилия для достижения результата), непроизвольное (возникает спонтанно при увлекательной ситуации и истощается при снижении интереса к этой ситуации).

Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает; быстро

запоминает и быстро забывает; тяжело дается заучивание стихотворений;
пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания.  Преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая.

Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима);  (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин; (не) выделяет главное в воспринимаемой информации; (не) выполняет счетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке, называние по признакам); (не) понимает смысл предлагаемых заданий.

7. В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы»

В первой строке указывается общий уровень ЗУН ребёнка: в проделах возрастной нормы; ниже возрастной нормы;   или значительно снижен.

 Далее описать знания ребенка об окружающем, математические навыки, навыки рисования,  какие затруднения испытывает в обучении.

Запас общих сведений об окружающем: называет (не) называет своё имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом (затрудняется); признаки времён года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.       

                  Сформированность элементарных математических представлений.

Количество и счёт: (не)дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах…, (не)знает цифры от 1 до…, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт), (не)знает элементы знаковой символики (<, >, +, -,=), (не)владеет составом числа …, (не)решает примеры в пределах…, (не)решает задачи на наглядном материале.

Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует; различает цвета; узнает и называет основные цвета;   группирует предметы по цвету.

Восприятие формы:не имеет представления о форме; группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: временные представления (не) сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.

Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.

Сформированность навыков рисования представить по 1 работе на каждый вид деятельности (рисование, аппликация)

 навыки ИЗО деятельности не сформированы; в стадии формирования; графические навыки не сформированы; графические навыки в стадии формирования; затрудняется в использовании ножниц; ножницами пользуется неуверенно; цвета основные, оттеночные не различает; путает; не использует различные цвета и оттенки; различает. При закрашивании не регулирует нажим на карандаш, кисточку.

8. Отношение к занятиям: ( не) способен контролировать свою деятельность, (не) доводит дело до конца, мешает педагогу, детям; принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую);

как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Темп деятельности быстрый,  но деятельность «хаотична и бестолкова»; быстро истощаем; работает медленно и неравномерно; соответствует возрасту.

9. Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи:

охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонематический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный;  развит недостаточно;  нарушен.

Словарь:

указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме); в пределах обихода; резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура  нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов.

Грамматический строй речи:

Сформирован; сформирован недостаточно; не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.

Связная речь:

соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации, действий по картинке, умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.

10. Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

 Конструктивная и графическая деятельност ь: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

11. Основные трудности, отмечаемые в общении: труд­ностей нет;

не умеет поддерживать игру;  предпочитает быть в одиночестве; плачет,

малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.

   12.Личностные особенности:

адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость;  поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других,
агрессивность, лживость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

13.Особенности эмоционально-волевой сферы:

преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность), тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам(а), по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность.
14. В разделе «Дополнительные особенности развития ребенка» можно отметить,к какому виду деятельно­сти замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отстава­ния в развитии.  Положительные и отрицательные качества ребенка.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: