Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Институт горного дела и строительства
Кафедра «Городское строительство и архитектура»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Учебной дисциплины (модуля)
«Основы архитектурного дизайна»
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление (специальность) подготовки: 07.03.01 Архитектура
Квалификация выпускника: бакалавр архитектуры
Форма обучения: очная
Тула 2015
Содержание
Функциональные основы архитектурного дизайна 4
1.1. Структура архитектурного пространства 4
1.2. Типология архитектурной среды 8
1.2.1 Жилая среда 8
1.2.2. Среда общественного назначения 16
1.2.3. Производственная среда 23
1.2.4. Среда обитания инвалидов и престарелых и ее особенности 26
1.2.5. Городское пространство 27
1.3. Предметное наполнение среды – мобильные и стационарные формы
1.4. Факторы, влияющие на пространственные параметры среды обитания 29
1.4.1. Эргономика и антропометрия 29
1.4.2. Экология 37
1.4.3. Геомантика и учение фэн-шуй в дизайне среды обитания 44
2. Тектонические основы зданий и сооружений. Архитектурная
стилистика. Композиция. 48
2.1. Понятие тектоники в дизайне и архитектуре 48
2.2. Морфология и визуальная форма здания и объекта дизайна 58
2.3. Строительные и отделочные материалы в архитектурном дизайне 77
2.4. Архитектурные стили и стили в дизайне - взаимопроникновения и взаимовлияние 87
2.5. Понятие композиции в архитектуре и дизайне. Базовые категории и средства композиции. Гармонизация 103
3. Методологические основы учебного архитектурно-дизайнерского
проектирования 123
3.1. Рабочее проектирование 123
3.2. Дизайн-проектирование жилой среды 124
3.3. Дизайн-проектирование общественных зданий и сооружений 128
3.4. Дизайн-проектирование производственной среды 135
3.5. Ландшафтный дизайн 139
3.6. Наружная реклама и суперграфика 147
4. Универсальный алгоритм проектирования и моделирования
архитектурно-средового объекта. 151
4.1. Концептуальные основы проектного алгоритма. Современные
проектные средства. 151
4.1. 1. Тематизация объекта. Семантическая ситуация. 153
4.1.2. Становление формы объекта. Функциональная и функционально-морфологическая ситуации. 153
4.1.3. Функциональная ситуация.
4.1.4. Функционально-морфологическая ситуация. 154
4.1.5. Форма как визуально-смысловая целостность (образ объекта). Художественно-морфологическая ситуация. 155
4.2. Основные принципы моделирования архитектурно-средового объекта.
155
Библиографический список 156
3
Функциональные основы архитектурного дизайна
1.1. Структура архитектурного пространства
В любых своих действиях по организации ере- лексы, образующие функционально обособленные
ды обитания архитектор и дизайнер имеют дело с целостности; к мезопространству можно отнести
трехмерным пространством. и те части пространства зданий, которые являют-
Человек оценивает мир визуально, сопостав- ся буферными при переходе к внешней среде
ляя его свойства: плоскостность, объемность, глу- (улице); наконец, к подпространству относятся
бину и свое положение по отношению к части это- несколько масштабных градаций объемного чле-
го мира: внутреннее или внешнее. Визуальные нения здания: крупные залы, рабочие помещения
впечатления формируют представления о различ- для служащих, гостиная в доме, рабочий уголок
ных видах пространства как объектах проектиро- школьника. Каждый из этих видов пространства
вания. имеет свои специфические формы архитектурной
В первую очередь воспринимаются размеры и организации, особенности как объекта проектиро-
форма ограничения пространства. Жители город- вания.
ской среды склонны дифференцировать обитае- Крупные масштабы городской среды дают най
мов пространство по архитектурным категориям, более четко воспринимаемый и конкретный вклад
соответствующим его размерным градациям. в классификацию пространства по его форме в ди-
Иерархию возглавляет суперпространство — го- намике восприятия этой среды. По степени изоли-
род с его застройкой и коммуникационными арте- рованности пространства воспринимаются как
риями; в качестве среднего пространственного замкнутые или открытые с достаточно обширной
звена — мезопространства — воспринимаются шкалой промежуточных сочетаний. Ограничение
жилые, общественные и производственные комп- пространства обитания практически не бывает аб-
солютным — даже тупиковая площадь или помещение имеют хотя бы один вход.
Впечатление замкнутости создается психологически за счет наблюдения ограждающих объектов, роль которых могут играть монотонный ритм обрамляющих профилей архитектурных сооружений (контур зданий площади Вогезов в Париже, застройка вокруг центральной площади Сиены, круглая площадь дворца Карла V в Гранаде — рис. 1.2.1), монументальные плоскости высоких зданий по четырем сторонам наблюдаемого пространства, которые как бы «отражают» попытки выйти взглядом за пределы оконтуренной ими среды, а также высотные одинаковые ориентиры (минареты по углам двора мечети). Ощущение различной степени замкнутости среды обязано, в основном, феномену зрительного восприятия, при котором монотонность или ритмичность экранирующих объектов, периметральность или пунктир-ность их расположения, наличие центрального объекта (статуя, фонтан, обелиск, купа деревьев) психологически оформляются в сознании как различная степень ограничения среды. Даже поставленные ритмично вдоль улицы Консильяцио-не монументальные фонари образуют хотя и разреженную, но все-же вполне ощутимую границу проспекта, ведущего к площади собора Св. Петра в Риме — образец замкнутого глубинного пространства с выраженной фронтальностью (рис. 1.2.2).
Эффект условного ограничения пространства наиболее успешно используется для визуальной организации как открытых площадей, так и интерьеров.
К открытым относятся такие пространства, в зрительной оценке которых снято «торможение» взгляда и есть визуальные условия его «продолжения». Эти условия создаются за счет наблюдения пространственной перспективы (а для этого на-
блюдаемое пространство должно быть вытянутым по форме или восприниматься таковым), удаленных ориентиров (колоколен, высоких зданий, градирен, труб) вертикального силуэта, за счет геометрической деформации экранирующей застройки, ее высокой разреженности (рис. 1.2.3).
В общем случае центричные, компактные по размерам, геометрически правильные и ритмично оконтуренные пространства создают впечатление замкнутости, а протяженные (линейные), сложные по плану и силуэту застройки, асимметричные, ориентирующие наблюдателя на динамичное визуальное обследование — впечатление открытости, которое, кстати, усиливается при увеличении пространства.
Кроме объективно существующих свойств пространства композиционные особенности организации придают им характеристики, исходящие из символически-психологической оценки результатов наблюдения: упомянутые фронтальные и
4
глубинные, статичные и динамичные, центробежные и центростремительные, концентричные и линейные, централизованные и рассредоточенные, геометрически регулярные и свободной планировки. Они рассматриваются ниже, в главе «Архитектурная композиция» III раздела.
Силуэтно-размерные впечатления от внешнего пространства, «накрытого» чистым небом или грозовыми тучами, и интерьера, сжатого поверхностями пола, потолка и стен, существенно отличаются как масштабом, так и динамикой визуального освоения. Парциальность (расчлененность) внутренней среды отражает более насыщенную функциональную дифференциацию зданий по сравнению с площадями и, как следствие, выражается в классификации зальных, ячейковых, анфиладных принципов планировочных решений, которые могут быть реализованы в различных комбинациях, тяготеющих к центричности или рассредоточенности (рис. 1.2.4) [48].
Характер и последовательность освоения внутреннего пространства зданий дают различные визуальные впечатления, которые откладываются в памяти посетителя и влияют на формирование общего мнемонического представления об образной структуре среды.
В целом наиболее действенными являются впечатления от чередования пространств с различными свойствами, в первую очередь имеющих различный масштаб. Переход из небольшого помещения в крупное уже сам по себе вызывает благоприятные эмоции, ибо человеку свойственно положительное эмоциональное восприятие именно такого порядка смены пространств разной величины. На этом феномене строятся предпочтения в планировочной организации интерьеров. Вход с улицы в вестибюль здания опосредуется тамбуром. Анфилада лучше воспринимается при чередовании малых и больших залов. Переход из
одного крупного интерьера в другой целесообразно решать через шлюзовое пространство, как, например, в здании Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Сакральные функции перехода извне в интерьер особенно внимательно фиксируются в символике входа, где пересекаются границы сфер, например, в рельефах перспективных порталов романских и
готических соборов или запрете наступать на по- но обогащают впечатление о здании в целом. Си-
рог в монгольской юрте (рис. 1.2.5). луэтное многообразие «одежде» интерьера — его
С другой стороны, крупный объем большого ограничивающим поверхностям — придают моде-
зала облегчает рекогносцировку в пространстве лированные профили покрытий: складчатые, свод-
фиксацией проходов в другие помещения, что по- чатые, со сменными уровнями и рельефом, верх-
могает ориентации при движении по маршруту, ним естественным освещением, а также полы —
обусловленному функционально-планировочными решенные единым уровнем или с перепадами вы-
связями в здании (см. рис. 111.4.51). сот, в виде театрона зрительного зала, с выявлени-
Размерные соотношения помещений помогают ем антресолей или пространства-колодца.
акцентировать значимость пространств, при этом Архитекторы барокко с большим вкусом исполь-
самое большое пространство не всегда является зовали сценографическую технологию чередования
главным. В культовых сооружениях (практически многоплановых картин интерьерных пейзажей со
любой конфессии) большие зальные пространства сменой освещенности, эффектом соединения лест-
являются только местом сбора верующих; средото- ницами пространств разного уровня, изменением
чие культа представлено выделенным абсидаль- направления движения. С большим мастерством
ным пространством христианского алтаря, михра- игра пространств передана в гравюрах Д. Пиранези
бом (нишей, раскрытой в сторону Мекки) мусуль- и театральных декорациях П. Гонзага (рис. 1.2.6).
манских мечетей, альковом для установки В отличие от внешней среды для полноценной
буддийских святынь. психофизиологической оценки внутреннего про-
Важное значение для осознания системы про- странства зданий к зрительным впечатлениям до-
странственной организации объемов здания имеет бавляются ощущения физического комфорта и
их визуальная связь. Прозрачность перехода из од- безопасности, предметной наполненности, осоз-
ного пространства в другое, зрительная интегра- нание принципов функционального соподчинения
ция пространств, «простреливаемость» многократ- пространств. Тестирование на человеческий мае-
6
штаб регулирует градиент эстетического пафоса у зрителя при виде алькова королевской спальни в Версале или интерьера площади Св. Петра.
Контур пространства не обязательно указывает на трассы его освоения при движении или обзоре. В выставочном зале, например, график движения фиксируется расстановкой стендов, в офисе — стеклянными перегородками, в цехе — станками. Существенным показателем пространства является плотность его предметного наполнения. Плотность внутренних масс гипостильных залов в Карнаке или Луксоре (рис. 1.2.7) несопоставима с разреженностью Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Предметное наполнение среды может быть временным, его функциональная определенность — сменной, при этом перепрофилизация, реконструкция могут радикально изменить образ пространства. На его восприятие влияют также и ракурсы наблюдения, которые продумываются архитектором и дизайнером при аранжировке интерьеров и оцениваются композиционно грамотным посетителем.
В городской среде периодически происходит смена масштабов застройки, «сброс» устоявшегося силуэтного образа, характерный, в частности, для градостроительной истории Москвы.
Теперь понятно, что любой интерьер при нейтральных исходных данных по своим форме и размерам может быть адаптирован в интересах дизайна для создания необходимой визуальной информации и впечатления.
Для достижения необходимого визуального эффекта дизайнер должен:
• привести формы интерьера к их восприятию посетителем, не упрощая и не вульгаризуя избыточной сложностью, но включая элемент визуальной «интриги»;
• оставляя контуры пространства нейтральными, решить его визуальную атмосферу за счет предметного наполнения и художественных акцентов;
• не усложнять структуру пространства сверх необходимого;
• внести в проектное решение эмоциональную составляющую — то главное, что создает целостное эстетическое представление об интерьере у посетителя, созвучное художественному замыслу автора; резонанс сопереживания есть цель дизайнера как любого художника, достигшего духовного единства, диалога взаимопонимания с тем, кому адресовано его творчество.
В фиксации пространства важное значение имеет предметный или символический объект, принимающий на себя основное внимание зрите-
венных черт фасадов и интерьеров. Однако время от времени эстетические ориентиры изменяются, и традиционная схема расположения несущих конструкций внутри, а ограждающих снаружи, меняется на обратную. Когда-то это стало рево-
Рис. 1.2.7. Степень наполненности пространства: гипо-стильный зал храмового комплекса в Карнаке (Египет)
лей как доминанта или композиционный акцент. Притягательность объекта как естественного центра наблюдения может придать ему статус доминанты ограниченного пространства или даже пространства, границы которого символически простираются соразмерно силе его образного магнетизма, подобно тому, как зоной неограниченного, но «принадлежащего», пространства может считаться спускающийся к Москва-реке травяной склон вокруг ц. Вознесения в Коломенском (рис. 1.2.8). Понятие композиционного акцента апеллирует не к размерам, а к художественной насыщенности, символической нагрузке объекта, скорее даже части объекта: входа, фонтана, часов на башне, скульптуры, панно на стене — и относится преимущественно к характеристике интерьеров.
В сопряженных внешнем и внутреннем пространствах поддерживается единство архитектурного решения с привлечением традиционных средств, соответствующих выявлению художест-
люционным новшеством в архитектуре готики; теперь делаются попытки вынести наружу скелет здания, образно подкрепленный стропами и сетями в архитектуре, претендующей на формы стиля хай-тек и неоконструктивизма (рис. 1.2.9).
7
Вопросы:
1. Иерархия пространств
2. Замкнутые и открытые пространства
3. Силуэтно-размерные впечатления и образный пространства
4. Значение доминантного объекта в фиксации пространства
строй
1.2. Типология архитектурной среды 1.2.1 Жилая среда
Интегрированная (нерасчлененная) среда обитания в виде общинного или семейного укрытия — шалаша, землянки, пещеры — вполне устраивала древнего человека как единое пространство обеспечения всех несложных жизненных функций. С течением времени усложняются виды хозяйственной деятельности, формы социальной жизни, вызвавшие пространственное размежевание жилища, мастерских, общественных и культовых сооружений.
Сводным признаком, определяющим в настоящее время разнообразие архитектурно-конструктивных типов зданий и сооружений, является их функциональное назначение, представляющее основание для типологической классификации пространства, организующего жилую, производственную и общественную деятельность человека [13, 15,16,17].
Жилая среда
Жилище является генетическим источником всех функционально-пространственных преобразований обитаемой среды. Поэтому, несмотря на отчуждение от жилища сфер производства и об-
щественной жизни, в масштабе семейной ячейки функциональный набор здесь все же представлен — хотя бы в виде кухни и гостиной.
Как емкость, вмещающая первичную социальную единицу — семью, структура жилого пространства без промедления реагирует на внешние социально-экономические преобразования, и проблемы, еще недавно актуальные для жилища, становятся второстепенными, нормативы — тесными, состав и связь помещений — устаревшими. Ниже мы рассмотрим новации, характерные для жилища начала XXI века, новации, которыми определяется современное содержание дизайнерских работ.
А для начала обратимся к базовым понятиям, связанным с жилой средой, даже если они сейчас и кажутся несколько консервативными.
Внутренняя типологическая классификация жилища сложилась исходя из сроков обитания, которые дают границы его назначения и функциональный набор помещений.
Различают следующие типы жилых зданий:
постоянного проживания
• одноквартирный усадебный дом;
• двух—четырехквартирный усадебный дом;
• многоквартирный блокированный малоэтажный дом;
8
• многоквартирный дом средней и большой
этажности;
временного проживания
• гостиницы;
• общежития;
• интернаты;
• спальные корпуса пансионатов, домов отдыха, санаториев.
На тип объемно-планировочного решения жилых зданий оказывают влияние градостроительные обстоятельства и формы кооперации. Усадебные дома предназначены для загородного строительства. Блокированные дома представляют пограничный тип между сельской и городской застройкой. Многоквартирные дома составляют основу городского жилища. Одна из прогрессирующих форм кооперации жилища — таун-хаузы — автономные жилые комплексы, объединяющие жилой поселок с системой обслуживания.
Дома постоянного проживания имеют относительно полный набор помещений семейных квартир для обеспечения нормального режима обитания: общие комнаты и спальни, относящиеся к жилым помещениям; передние, коридоры, кухни, санузлы, кладовые, составляющие группу вспомогательных помещений. В настоящее время этот минимальный набор обогащается помещениями более дифференцированных функций: кабинетами, детскими, студиями, библиотеками, холлами, столовыми, каминной гостиной, гардеробными, развитыми функционально и по размерам санузлами, лоджиями, балконами, зимними садами и т.д. В любом случае для удобства обитания все помещения должны быть связаны логичной планировочной схемой без потерь пространства. О качестве планировки дает представление соотношение жилых и вспомогательных помещений, выраженное коэффициентом К1 = Эж/80, где 8Ж — площадь жилых помещений, S0 — общая площадь квартиры. Оптимальная величина К1 находится в пределах 0,6—0,7.
Одноквартирный усадебный дом как основной тип загородной застройки может иметь свободную планировку (координированную с конструктивным решением), допускаемую четырехсторонним естественным освещением {рис. 1.3.1).
При двухуровневом пространственном решении первый этаж занимают помещениями дневного пребывания (гостиная, кухня, детская, хозяйственные помещения), второй этаж или мансарду — спальными комнатами. Двух—четырехквартирный дом имеет несколько ограниченные планировочные возможности загородного жилища, но более экономичен в строительстве и эксплуатации.
Блокированные дома с сохранением небольших приквартирных участков предоставляют удоб-
Рис. 1.3.1. Одноквартирный жилой дом — «Дом Роби», ар-хит. Ф.Л. Райт: общий вид, план цокольного этажа
ства городского жилища с относительно дешевым коммунальным обслуживанием. Блокирование домов способствует экономичности их отопления, но ограничивает фронт естественного освещения (рис. 1.3.2).
Многоквартирные многоэтажные жилые дома проектируются:
• многосекционными с поэтажной группировкой квартир каждой секции на одном стержне вертикальных коммуникаций с лестницей и лифтами; дом «набирается» из рядовых, угловых, торцевых, поворотных секций в условиях индустриального строительства; при монолитном домостроении показатель унификации, присущий сборной технологии, снижается (рис. 1.3.3);
• односекционными (башенными, «точечного» типа) с развитым узлом вертикальных коммуникаций, допускающим эвакуационные нагрузки от большого количества квартир на каждом этаже (рис. 1.3.4);
• коридорными, где квартиры расположены по обе стороны коридора; очевидно, что по условиям инсоляции такие дома должны иметь ориентацию плана, близкую к меридиональной (рис. 1.3.5);
• галерейными с выходом квартир каждого этажа на общую открытую галерею; рекомендованные для строительства в южных районах, такие дома имеют предпочтительно широтную ориентацию (рис. 1.3.6).
9
Рис. 1.3.5. Коридорная секция дома с широким корпусом меридиональной ориентации. План
Жилища для временного проживания имеют ограниченный состав помещений с тенденцией к совмещению отдельных функций, компенсируя отсутствие некоторых служб общим блоком обслуживания (кухни, душевые, постирочные и другие хозяйственные помещения). Жилище этой категории тяготеет к коридорной планировке, как и квартирные дома для одиночек и молодых семей, не отягощенных домашним хозяйством.
При всей функциональной лаконичности планировки гостиничных номеров им также свойственен своеобразный комфорт универсального пространства с превращением гостиной в спальню, использованием кухни-ниши, стенных шкафов, раздвижных дверей (рис. 1.3.7).
Высокая степень стандартизации жилых ячеек домов временного обитания упрощает и удешевляет их конструктивное решение. Это тем более важно, что корпуса с жилищем такого рода входят в комплекс сооружений, дополняющих систему бытовых и коммунальных служб и более сложных в объемно-планировочном отношении. Таковы санатории, гостиницы, мотели, т.н. дома-коммуны (рис. 1.3.8).
Планировочные нормали квартиры. Удачное планировочное решение жилого пространства во многом зависит от правильного учета размеров
его отдельных функциональных элементов и логики их взаимосвязи. Рассмотрим помещения квартиры традиционного состава (рис. 1.3.9).
Прихожая (передняя) является входной зоной, распределительным узлом для остальных помещений и предназначена для удобного осуществления операций, связанных с приходом и уходом.
В усадебных домах передняя имеет входной тамбур для нейтрализации температурного перепада между внутренней и внешней средой; роль тамбура может играть закрытая веранда.
Эпизодическое использование передней позволяет минимизировать ее площадь до 3 м2; с другой стороны, возможно устройство просторного холла при входе или интеграция передней в состав большой гостиной.
Проходные коридоры большой протяженности планируют шириной не менее 1,4 м. Их отсутствие свидетельствует о рациональности планировки.
Общая комната (гостиная) для дневного пребывания семьи имеет по размерам площади нижний предел 15—18 м2.
За счет введения дополнительных функциональных элементов: столовой, спального алькова, рабочего места и т.п. — эта комната может увеличиться вплоть до полной интеграции пространства всей квартиры, разделенной на функциональные зоны, условно изолированные друг от друга.
Кухня как хозяйственный центр жилища в городских квартирных домах проектируется размером от 7 м2 (при размещении оборудования только для приготовления пищи) до 10 м2 (при наличии обеденного стола); в сельских домах, где ее функции шире, площадь может быть увеличена до 12 м2. Подчеркнем, что речь идет о минимальных размерах площадей. С повышением культуры приготовления пищи традиция изолированного размещения кухни нередко нарушается отводом под кухонную «индустрию» зоны в большой гостиной с организацией прилегающего обеденного пространства (рис. 1.3.10).
\i .. I.. ^..........•!. ■ -■■■■ i'b ii. i.-; - "и'у ii! ,»!«-''"-.'1|.1'1|Ш.;Й; J
Рис. 1.3.11. Планировочные решения санузлов в жилых домах: а — уборные, б — ванные, в — совмещенные; для выбора оптимального планировочного решения санузла при реконструкции вырежьте из тонированной бумаги силуэты сантехнических приборов в масштабе плана помещения и выберите из вариантов взаимного размещения тот, который полнее отвечает требованиям удобства, компактности, доступности, а также техническим условиям подключения к сетям
Рис. 1.3.12. Санузел повышенной комфортности, обустроенный с легким оттенком юмора
Спальни, если они рассматриваются только как помещения для сна, имеют нижний порог размеров:
на 1 человека — 8—9 м2,
на 2 человек — 12—14 м2.
Но как жилые комнаты с развитыми функциями они могут быть значительно больше, если это позволяют возможности или предъявляются особые требования к форме организации личного пространства.
Санузлы, подобно другим элементам жилища, становятся объектом комфортных преобразований. Тем не менее остаются действующими сложившиеся в практике нормы достаточного минимума для помещений эпизодического пользования, определяемые требованиями удобства и габаритами оборудования {рис. 1.3.11).
При раздельном размещении ванной и уборной (для квартир из 2 и более комнат) внутренние размеры последней принимаются 0,8 х 1,2 м или 0,8 х 1,4 м (если дверь открывается внутрь). Площадь ванной регламентируется размерами прямоугольной ванны (максимум 1,75 х 0,7 м), умывальника и дополнительных элементов оборудования. Суммарная площадь совмещенных санузлов меньше. Для жилых домов высокого класса практикуется устройство двух санузлов: дневного пользования — с унитазом и умывальником и комплексным санузлом с ванной при блоке спальных комнат, где можно планировать размещение ванны в современном многофункциональном исполнении.
В индустриальном городском строительстве применяются стандартные санитарные кабины полной заводской готовности. Однако для жилища повышенной комфортности специально проектируются ванные помещения большой площади с оснащением их душевыми, саунами, джакузи, бидэ и другим оборудованием (рис. 1.3.12).
К вспомогательным помещениям квартиры относятся также коридоры, кладовые, балконы, лоджии. Размеры балконов и лоджий принимаются в пределах 20% общей площади квартиры. Их глубина — от 0,9 м до 1,5 м. ВI, II климатических районах рекомендуют ограничиваться только балконами. Размеры помещений, учитывающие населенность квартиры и количество ее комнат, можно свести к таблице рекомендательного планировочного минимума, где важнее пропорциональные соотношения помещений.
При компоновке плана квартиры, кроме ее функциональных связей и оптимальных размеров помещений, необходимо придерживаться соотношения длины и ширины в пределах от 1:1 до 1:1,5.
11 11 |
Таблица 1.1
Примерное распределение помещений квартиры по площадям
Тип квартиры | Населенность, чел. | Общая площадь, м2 | Жилая пло щадь, м2 | Площадь в м2 | |||
гостиной | спален | кухни | вспомогат. помещений | ||||
однокомнатная двухкомнатная трехкомнатная четырехкомнатная пятикомнатная | 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 | 30 40 50 62 75 | 18 25 35 45 55 | 18 15 15 18 19 | 10 8 12 8 9 10 8 8 8 12 | 8 9 9 10 12 | 4 6 6 7 8 |
Малоэтажные жилые дома. Строительство усадебных домов ведется, как правило, неиндустриальными методами, отражающими индивидуальные потребности и возможности застройщика и разнообразие архитектурно-конструктивных решений.
Функциональные связи жилой среды решаются в соответствии с режимом жизненного цикла. Для малоэтажных усадебных домов индивидуальные отклонения от логики естественной связи помещений не должны переступать сложившихся традиций, отобравших наиболее целесообразные решения, в противном случае дом станет неудобным и неуютным.
В распределении помещений важно учитывать климатический режим, подходящий для каждого из них. Предпочтительно размещение основных жилых комнат на Ю.—В., а кухни — с ориентацией на С—В. Повышенная влажность оранжереи, зимнего сада, бассейна требует их изоляции от помещений с нормальными температурно-влажностными режимами (ТВР). Ряд подсобных служб целесообразно выносить за пределы жилого пространства в пристройку (гараж, мастерская), либо располагать в полуподвале (энергетический блок, бассейн, сауна, тир, спортзал, бар). В мансарде, обычно предназначенной под спальни, может также разместиться зона досуга.
Разнообразие жилому пространству придают рекреационные элементы: балконы, лоджии, террасы, веранды, эксплуатируемые крыши, патио, обеспечивающие хорошую связь жилища с природой.
Особенности экономической ситуации в стране, развитие частного предпринимательства отражены в профессиональной «профилизации» жилища, его сращивании с производством, прибыльным с точки зрения обитателей. Так, появляются дома с автомастерскими, дома — гомеопатические аптеки, дома-пекарни, дома-гостиницы и т.п.
В первую очередь прорабатывается планировочное зонирование участка с определением па-
радной (входной) и хозяйственно-рекреационной территорий, размещением построек усадьбы. Определяется ориентация дома, отраженная во взаимном расположении помещений с учетом их функциональных связей, условий инсоляции. Размещение построек на участке должно учитывать противопожарные разрывы, в т.ч. по отношению к постройкам соседнего участка.
Таблица 1.2
Классификация зданий по степени огнестойкости
Степень огнестойкости проектируемого здания | Расстояние в м до других существующих или проектируемых зданий | |||
1- II | III | IV | V | |
1-11 III IV V | 6 8 10 10 | 8 8 10 12 | 10 10 12 15 | 10 10 15 15 |
Строительные материалы и конструкции подразделяются на сгораемые, трудносгораемые и несгораемые.
По огнестойкости зданий принята классификация в 5 степеней, по которой, например, основные несущие конструкции здания I, II, III степени огнестойкости должны быть несгораемыми в течении 2,5 час, IV степени — трудносгораемыми с пределом огнестойкости 0,5 час, V степени — сгораемыми. Внутренние стены и перегородки зданий I степени огнестойкости должны быть несгораемыми, II, III и IV степени — трудносгораемыми, V — сгораемыми.
Величина противопожарных разрывов между зданиями принимается в соответствии с табл. 1.2.
Для малоэтажных зданий можно не учитывать противопожарные разрывы между одной парой зданий, т.е. допускается примыкание к жилому дому хозяйственной пристройки.
На участках небольших размеров, а также для экономии строительных расходов на фундаменты,
стены, крышу и эксплуатационных на отопление, дома проектируются в 2—3-х уровнях. С точки зрения организации пространства и целесообразности конструктивного решения при такой компоновке функциональной схемы здания большое значение имеет размещение внутренней (внутри-квартирной) лестницы. Наиболее удачным является решение, когда лестница грамотно вписана в конструкцию междуэтажного перекрытия и дает удобный доступ ко всем помещениям верхних этажей (мансарды).
Правильные геометрические параметры и расчет лестницы — залог общего удачного планировочного и дизайнерского решения.
Сложились несколько типов внутриквартирных лестниц: одномаршевая, двухмаршевая, двухмар-шевая с забежными ступенями, спиральная [рис. 1.3.14).
Минимальная ширина маршей и лестничной площадки принимается 0,9 м, число забежных ступеней не должно превышать пяти. Лестницы, состоящие из несущих элементов — тетивы и косо-
.)_ 1Ж..
7 ступеней = 1.75
Рис. 1.3.14. Типы лестниц: а —жилых и общественных зданий общего пользования; б — внутриквартирных; в — построение геометрии внутриквартирной лестницы
13
ура — и ступеней, могут иметь разные углы наклона к горизонту — от 30° до 45°, при которых размеры проступи и подступенка варьируются, соответственно, от 30 х 15 см до 25 х 25 см. При разнице уровней чистого пола I и II этажей в 3,0 м в первом случае (30°) для двухмаршевой лестницы с одной площадкой потребуется по высоте 18 ступеней (20 подъемов) и в длину 30 см х 9 ступеней + 0,9 м ширины площадки = 3,6 м, а для лестницы с уклоном 45°, соответственно, по высоте 10 ступеней (12 подъемов) и в длину 25 см х 5 ступеней + 0,9 м (ширина площадки) = 2,15 м. Проектировщик должен выбирать между потерей площади и крутизной лестницы. Минимальное по площади решение дает двухмаршевая лестница с забежными ступенями и отношением проступи к подступенку 25 х 20 см; она занимает площадь 2,0 х 2,0 м2. Однако соображения удобства и безопасности заставляют отдавать предпочтение лестнице с промежуточной площадкой, занимающей при соотношении проступи и подступенка 25 х 20 см площадь 2,0 х 2,65 м2.
Планировка усадебного дома при всей свободе архитектурного замысла не должна создавать проблем при ее конструктивной реализации, особенно в части перекрытий. Пролеты помещений сообразуются с прочностными возможностями материалов: балок, железобетонных настилов.
Многоэтажные жилые дома индустриального строительства. Требования к функциональной и конструктивной организации пространства многоэтажного жилого дома существенно усложняются и ужесточаются по сравнению с условиями проектирования малоэтажной усадьбы.
Значительно возрастают проблемы прочности и устойчивости здания. Вариантность функциональной планировки допускается в пределах фиксированной планировки системы. Усреднение норм комфортности соответственно разряду квартир (по количеству комнат) сопряжено с соображениями экономичного распределения площадей, достаточной инсоляции и проветриваемости помещений. Повторяемость планировки по этажам определяется необходимостью вертикального соответствия санитарно-технических и других инженерных коммуникаций, общностью эвакуационного узла (лестниц, лифтов). Ритмичность и единообразие членений фасада являются естественными компонентами городской архитектуры индустриального происхождения.
Как объект дизайн-проектирования городская квартира имеет серьезные ограничения в допустимости перепланировки, регламентированные городскими властями.
Многосекционные дома заводского изготовления составляют в настоящее время основной
объем жилого фонда, для пополнения которого разрабатывались методики типового проектирования, позволявшие маневрировать как едиными планировочными элементами секций, так и набором блок-секций, компонуемых в различных сочетаниях в пределах одной типовой серии изделий. Но это — уже история городского строительства. В настоящее время унифицированное домостроение по самым различным причинам не удовлетворяет запросы коммерческой архитектуры, ориентированной на индивидуальность проектов и независимую от домостроительных комбинатов технологию возведения сооружений.
Очевидно, что с позиций экономии подводимых к дому коммуникаций, отношения площади наружных стен к площади застройки, затрат на отопление наиболее выгодны многосекционные дома большой ширины с многоквартирными секциями.
По признакам инсоляции квартир различают дома из секций меридиональной и широтной ориентации, упоминавшиеся в классификации жилых домов.
Широтные секции формируют здание, ориентированное продольной осью в направлении В.—3. Часть квартир имеет окна, выходящие и на С, и на Ю. Широтные секции в принципе могут быть использованы в любой ориентации кроме северной для квартир с односторонним солнечным освещением (см. рис. 1.3.3).
Из меридиональных секций компонуются здания по оси С—Ю. Равные условия инсоляции квартир с В. и 3. допускают одностороннюю ориентацию с их расположением по обе стороны от центрального распределительного коридора (см. рис. 1.3.5). Поэтому дома из меридиональных секций имеют обычно большую ширину, чем при широтных секциях, экономичны в строительстве (снижение стоимости 1 м2 на 10% по сравнению с узкими корпусами), эксплуатации и предпочтительны для застройки в условиях Севера.
По планировочной структуре и эксплуатационным параметрам домам из меридиональных секций близки дома коридорного типа, но они имеют более развитый эвакуационный блок в связи с увеличением количества квартир на каждом этаже. Коридорные дома и их планировочный галерейный вариант (для южных III—IV климатических районов) могут проектироваться с коридорами через этаж. В этом случае квартиры размещают в двух уровнях, что выгодно с точки зрения экономии коммуникационных пространств, комфортности жилища, условий инсоляции и проветривания.
Односекционные дома компактного или расчлененного плана (см. рис. 1.3.4) имеют круговую
ориентацию, при этом квартиры группируются либо вокруг центрального эвакуационного узла, либо связаны с ним коридорами. Сложные в планировочном и конструктивном отношении, дорогие в эксплуатации, односекционные дома-башни играют в жилой застройке роль градостроительных акцентов и представляют, как правило, объект индивидуального проектирования. Интенсивная застройка крупных городов домами-аккордеонами большой высоты и акцентированной архитектуры резко меняет масштабные соотношения среды (рис. 1.3.15).
Существенным для эксплуатации многоэтажных многоквартирных домов является обеспечение безопасной и быстрой эвакуации при возникновении или угрозе аварийных ситуаций: землетрясениях, пожарах, террористических актах, ПВО и др.
В домах средней этажности (до 5 этажей), где не предусматривается устройство лифтов (которые, кстати, не считаются средством аварийной эвакуации); достаточные и необходимые условия безопасной эвакуации представлены лестницами с шириной их маршей, освещенностью, изолированностью от задымления за счет размещения в несгораемой клетке. В домах 6—9 этажей внутренние лестницы дополняются резервной наружной лестницей каждой или нескольких соседних квартир, связанных переходами через лоджии и балконы.
В конце XIX—нач. XX в. при строительстве доходных домов проектировалось устройство «черных» — хозяйственных — лестниц.
В зданиях высотой 10 и более этажей устраивается незадымляемая лестница с изолированным доступом через наружный переход, связанный с лифтовым холлом (рис. 1.3.16). К дополнительным мероприятиям защиты от задымления относится устройство шахт с принудительной вентиляцией, изоляция эвакуационных путей и лестнично-лифто-вых холлов шлюзами, несгораемыми дверями, локализация очагов пожара и задымления стенами высокой степени огнестойкости, совпадающими в многосекционных домах с торцовыми стенами, диафрагмы изоляции лестничных маршей с самозакрывающимися дверями на лестницах высотных домов через 5—6 этажей, противопожарная сигнализация и средства пожаротушения.
Многоэтажные дома оборудуются техническими средствами междуэтажной связи — пассажирскими и грузопассажирскими лифтами, количество и грузоподъемность которых зависят от этажности, отражающей степень эксплуатационной нагрузки:
• 1 лифт — на секцию 6—10-этажного дома,
• 2—3 лифта — на секцию 11—16-этажного дома,
• для зданий выше 17 этажей, зданий односек-ционной расчлененной планировки и при особых требованиях вид и количество лифтов определяют специальными расчетами.
При размещении лифтов учитывают требования звукоизоляции. В башенных односекционных зданиях размещение блока лифтов включают в решение конструктивной задачи создания ядра жесткости.
В истории жилищного строительства эпизодически появляется тенденция к проектированию жилых зданий в комплексе с автономными системами обслуживания. К ним относятся фамилистеры — коммунальные жилые комплексы для рабочих семей во Франции сер. XIX в., «жилые единицы» Ле
Рис. 1.3.15. «Алые паруса» — комплекс высотных жилых домов с системой автономного обслуживания. Общий вид
Рис. I 3.16. Планировка эвакуационного блока с незадым-ляемой лестницей. План
Корбюзье, дома-коммуны СССР 1920-х гг. и дом нового быта в Москве, молодежные жилые комплексы (МЖК), а также кондоминиумы — коллективные жилые системы, строительство и эксплуатация которых организованы на основе самоуправления жителей [59].
В странах Западной Европы и США развивается форма жилых элитных комплексов с максимальной автономизацией инфраструктуры: закрытыми учреждениями социально-бытового обслуживания, инженерно-технического обеспечения, энергетикой, охраной. Они постепенно входят и в строительную практику России (рис. 1.3.17).
В проектировании общежитий, гостиниц и жилых домов гостиничного типа исходят из принципов функциональной дифференциации жилых и обслуживающих помещений.
В жилых ячейках общежитий предусматривают минимальный набор санитарно-технических устройств и оборудования для приготовления пищи или выносят помещения повседневного бытового обслуживания в зоны общественного пользования (кухни, залы коллективного досуга, хозяйственные комнаты), дополняя ими обслуживание развитого коммунального сектора с магазинами, кафе, спорткомплексом, медпунктом, детским садом/яслями, администрацией и другими
Высокая плотность заселения гостиниц и мобильность проживающих требуют особого внимания к организации эвакуационных путей и предупреждению аварийных ситуаций, надежности систем пожаротушения, подбору строительных и отделочных материалов.
Как объект дизайн-проектирования жилое пространство характеризуется плотной информационной и предметной насыщенностью, соразмерной масштабу и индивидуальным вкусам обитателей, вызывающей ощущения психологического комфорта и защищенности.
К современным тенденциям развития жилого пространства относятся концепция интеграции пространства общего пользования (прихожей, гостиной, кухни), которое трактуется как студия или внутренний двор с условным зонированием площади, а также продуманное стилистическое осмысление среды в целом, например, как английского интерьера, интерьера в стиле кантри или в духе хай-тека (рис. I.3.18). В разработке художественного замысла и распределения функциональных зон нередко руководствуются рекомендациями учения фэн-шуй [см. ниже главу 4).
службами — в зависимости от количества и демографической категории проживающих.
Минимизация площади жилых комнат общежитий при норме 6 м2 /чел восполняется рациональным размещением оборудования, его трансформацией (компактный санузел, откидные кровати, раздвижные столы, складные стулья).
Нужно отметить, что актуальность организации и обустройства общежитий снижается при социально-экономической стабилизации жизни страны.
Более глубокая функциональная дифференциация жилой и обслуживающей зон достигается в гостиницах, комфортность и спектр служб которых формирует комплекс качеств, фиксируемых типом и разрядом.
Общеизвестна «звездная» классификация отелей с высокой репутацией: пятизвездные отели предоставляют комфортные услуги высшего разряда.
Строгая регламентация режима проживания в гостиничном номере компенсируется широким набором услуг: респектабельной входной зоной с классным рестораном, сектором бытового обслуживания, многофункциональным залом, развитой системой технических служб и элитных развлечений.