Функциональные основы архитектурного дизайна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Институт горного дела и строительства

Кафедра «Городское строительство и архитектура»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Учебной дисциплины (модуля)

«Основы архитектурного дизайна»

 

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление (специальность) подготовки: 07.03.01 Архитектура

Квалификация выпускника: бакалавр архитектуры

Форма обучения: очная

 

Тула 2015


  Содержание


Функциональные основы архитектурного дизайна                         4

1.1. Структура архитектурного пространства                                           4

1.2. Типология архитектурной среды                                                         8

1.2.1 Жилая среда                                                                                        8

 

1.2.2. Среда общественного назначения                                                   16

1.2.3. Производственная среда                                                                  23

1.2.4. Среда обитания инвалидов и престарелых и ее особенности        26

1.2.5. Городское пространство                                                                  27

 

1.3. Предметное наполнение среды – мобильные и стационарные формы

1.4. Факторы, влияющие на пространственные параметры среды обитания 29

 

1.4.1. Эргономика и антропометрия                                                         29

1.4.2. Экология                                                                                           37

1.4.3. Геомантика и учение фэн-шуй в дизайне среды обитания             44

2. Тектонические основы зданий и сооружений. Архитектурная
стилистика. Композиция.                                                                        48

2.1. Понятие тектоники в дизайне и архитектуре                                     48

2.2. Морфология и визуальная форма здания и объекта дизайна           58

2.3. Строительные и отделочные материалы в архитектурном дизайне 77

2.4. Архитектурные стили и стили в дизайне - взаимопроникновения и взаимовлияние  87

2.5. Понятие композиции в архитектуре и дизайне. Базовые категории и средства композиции. Гармонизация                                                                     103

3. Методологические основы учебного архитектурно-дизайнерского
проектирования                                                                                      123

3.1. Рабочее проектирование                                                                  123

3.2. Дизайн-проектирование жилой среды                                             124

3.3. Дизайн-проектирование общественных зданий и сооружений       128

3.4. Дизайн-проектирование производственной среды                          135

3.5. Ландшафтный дизайн                                                                        139

3.6. Наружная реклама и суперграфика                                              147

4. Универсальный алгоритм проектирования и моделирования
архитектурно-средового объекта.                                                        151

4.1. Концептуальные основы проектного алгоритма. Современные

проектные средства.                                                                                 151

4.1. 1. Тематизация объекта. Семантическая ситуация.                          153

4.1.2. Становление формы объекта. Функциональная и функционально-морфологическая ситуации.                                                                    153

4.1.3. Функциональная ситуация.

4.1.4. Функционально-морфологическая ситуация.                               154

4.1.5. Форма как визуально-смысловая целостность (образ объекта). Художественно-морфологическая ситуация.                                                                    155

4.2. Основные принципы моделирования архитектурно-средового объекта.
155

Библиографический список                                                                     156

3







Функциональные основы архитектурного дизайна

1.1. Структура архитектурного пространства

В любых своих действиях по организации ере-   лексы, образующие функционально обособленные

ды обитания архитектор и дизайнер имеют дело с       целостности; к мезопространству можно отнести

трехмерным пространством.                                              и те части пространства зданий, которые являют-

Человек оценивает мир визуально, сопостав-               ся буферными при переходе к внешней среде

ляя его свойства: плоскостность, объемность, глу-          (улице); наконец, к подпространству относятся

бину и свое положение по отношению к части это-       несколько масштабных градаций объемного чле-

го мира: внутреннее или внешнее. Визуальные           нения здания: крупные залы, рабочие помещения

впечатления формируют представления о различ-         для служащих, гостиная в доме, рабочий уголок

ных видах пространства как объектах проектиро-            школьника. Каждый из этих видов пространства

вания.                                                                                         имеет свои специфические формы архитектурной

В первую очередь воспринимаются размеры и     организации, особенности как объекта проектиро-

форма ограничения пространства. Жители город-                                                                                         вания.

ской среды склонны дифференцировать обитае-              Крупные масштабы городской среды дают най­
мов пространство по архитектурным категориям,        более четко воспринимаемый и конкретный вклад
соответствующим его размерным градациям.              в классификацию пространства по его форме в ди-
Иерархию возглавляет суперпространство — го-     намике восприятия этой среды. По степени изоли-
род с его застройкой и коммуникационными арте-             рованности пространства воспринимаются как
риями; в качестве среднего пространственного           замкнутые или открытые с достаточно обширной
звена — мезопространства — воспринимаются           шкалой промежуточных сочетаний. Ограничение
жилые, общественные и производственные комп-    пространства обитания практически не бывает аб-


солютным — даже тупиковая площадь или помеще­ние имеют хотя бы один вход.

Впечатление замкнутости создается психоло­гически за счет наблюдения ограждающих объек­тов, роль которых могут играть монотонный ритм обрамляющих профилей архитектурных сооруже­ний (контур зданий площади Вогезов в Париже, застройка вокруг центральной площади Сиены, круглая площадь дворца Карла V в Гранаде — рис. 1.2.1), монументальные плоскости высоких зданий по четырем сторонам наблюдаемого про­странства, которые как бы «отражают» попытки выйти взглядом за пределы оконтуренной ими среды, а также высотные одинаковые ориентиры (минареты по углам двора мечети). Ощущение различной степени замкнутости среды обязано, в основном, феномену зрительного восприятия, при котором монотонность или ритмичность экраниру­ющих объектов, периметральность или пунктир-ность их расположения, наличие центрального объекта (статуя, фонтан, обелиск, купа деревьев) психологически оформляются в сознании как различная степень ограничения среды. Даже по­ставленные ритмично вдоль улицы Консильяцио-не монументальные фонари образуют хотя и раз­реженную, но все-же вполне ощутимую границу проспекта, ведущего к площади собора Св. Пет­ра в Риме — образец замкнутого глубинного пространства с выраженной фронтальностью (рис. 1.2.2).

Эффект условного ограничения пространства наиболее успешно используется для визуальной организации как открытых площадей, так и ин­терьеров.

К открытым относятся такие пространства, в зрительной оценке которых снято «торможение» взгляда и есть визуальные условия его «продолже­ния». Эти условия создаются за счет наблюдения пространственной перспективы (а для этого на-


блюдаемое пространство должно быть вытянутым по форме или восприниматься таковым), удален­ных ориентиров (колоколен, высоких зданий, гра­дирен, труб) вертикального силуэта, за счет гео­метрической деформации экранирующей заст­ройки, ее высокой разреженности (рис. 1.2.3).

В общем случае центричные, компактные по размерам, геометрически правильные и ритмично оконтуренные пространства создают впечатление замкнутости, а протяженные (линейные), сложные по плану и силуэту застройки, асимметричные, ориентирующие наблюдателя на динамичное ви­зуальное обследование — впечатление открыто­сти, которое, кстати, усиливается при увеличении пространства.

Кроме объективно существующих свойств пространства композиционные особенности орга­низации придают им характеристики, исходящие из символически-психологической оценки резуль­татов наблюдения: упомянутые фронтальные и


4



 


 



глубинные, статичные и динамичные, центробеж­ные и центростремительные, концентричные и ли­нейные, централизованные и рассредоточенные, геометрически регулярные и свободной плани­ровки. Они рассматриваются ниже, в главе «Архи­тектурная композиция» III раздела.

Силуэтно-размерные впечатления от внешне­го пространства, «накрытого» чистым небом или грозовыми тучами, и интерьера, сжатого поверх­ностями пола, потолка и стен, существенно отли­чаются как масштабом, так и динамикой визуаль­ного освоения. Парциальность (расчлененность) внутренней среды отражает более насыщенную функциональную дифференциацию зданий по сравнению с площадями и, как следствие, выра­жается в классификации зальных, ячейковых, ан­филадных принципов планировочных решений, которые могут быть реализованы в различных комбинациях, тяготеющих к центричности или рассредоточенности (рис. 1.2.4) [48].

Характер и последовательность освоения внутреннего пространства зданий дают различные визуальные впечатления, которые откладываются в памяти посетителя и влияют на формирование общего мнемонического представления об об­разной структуре среды.

В целом наиболее действенными являются впечатления от чередования пространств с раз­личными свойствами, в первую очередь имеющих различный масштаб. Переход из небольшого по­мещения в крупное уже сам по себе вызывает благоприятные эмоции, ибо человеку свойственно положительное эмоциональное восприятие имен­но такого порядка смены пространств разной ве­личины. На этом феномене строятся предпочте­ния в планировочной организации интерьеров. Вход с улицы в вестибюль здания опосредуется тамбуром. Анфилада лучше воспринимается при чередовании малых и больших залов. Переход из


одного крупного интерьера в другой целесообраз­но решать через шлюзовое пространство, как, на­пример, в здании Музея изобразительных ис­кусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Сакральные функции перехода извне в интерьер особенно внимательно фиксируются в символике входа, где пересекаются границы сфер, например, в рельефах перспективных порталов романских и



готических соборов или запрете наступать на по- но обогащают впечатление о здании в целом. Си-
рог в монгольской юрте (рис. 1.2.5).                           луэтное многообразие «одежде» интерьера — его

С другой стороны, крупный объем большого   ограничивающим поверхностям — придают моде-
зала облегчает рекогносцировку в пространстве  лированные профили покрытий: складчатые, свод-
фиксацией проходов в другие помещения, что по- чатые, со сменными уровнями и рельефом, верх-
могает ориентации при движении по маршруту,   ним естественным освещением, а также полы —
обусловленному функционально-планировочными решенные единым уровнем или с перепадами вы-
связями в здании (см. рис. 111.4.51).                         сот, в виде театрона зрительного зала, с выявлени-

Размерные соотношения помещений помогают ем антресолей или пространства-колодца.
акцентировать значимость пространств, при этом Архитекторы барокко с большим вкусом исполь-

самое большое пространство не всегда является зовали сценографическую технологию чередования

главным. В культовых сооружениях (практически многоплановых картин интерьерных пейзажей со

любой конфессии) большие зальные пространства сменой освещенности, эффектом соединения лест-

являются только местом сбора верующих; средото-        ницами пространств разного уровня, изменением

чие культа представлено выделенным абсидаль- направления движения. С большим мастерством

ным пространством христианского алтаря, михра- игра пространств передана в гравюрах Д. Пиранези

бом (нишей, раскрытой в сторону Мекки) мусуль- и театральных декорациях П. Гонзага (рис. 1.2.6).
манских мечетей, альковом для установки     В отличие от внешней среды для полноценной

буддийских святынь.                                                      психофизиологической оценки внутреннего про-

Важное значение для осознания системы про- странства зданий к зрительным впечатлениям до-

странственной организации объемов здания имеет        бавляются ощущения физического комфорта и

их визуальная связь. Прозрачность перехода из од-       безопасности, предметной наполненности, осоз-

ного пространства в другое, зрительная интегра- нание принципов функционального соподчинения

ция пространств, «простреливаемость» многократ- пространств. Тестирование на человеческий мае-


6


штаб регулирует градиент эстетического пафоса у зрителя при виде алькова королевской спальни в Версале или интерьера площади Св. Петра.

Контур пространства не обязательно указыва­ет на трассы его освоения при движении или об­зоре. В выставочном зале, например, график дви­жения фиксируется расстановкой стендов, в офи­се — стеклянными перегородками, в цехе — станками. Существенным показателем простран­ства является плотность его предметного напол­нения. Плотность внутренних масс гипостильных залов в Карнаке или Луксоре (рис. 1.2.7) несопо­ставима с разреженностью Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Предметное наполнение среды может быть временным, его функциональная определен­ность — сменной, при этом перепрофилизация, реконструкция могут радикально изменить образ пространства. На его восприятие влияют также и ракурсы наблюдения, которые продумываются ар­хитектором и дизайнером при аранжировке ин­терьеров и оцениваются композиционно грамот­ным посетителем.

В городской среде периодически происходит смена масштабов застройки, «сброс» устоявшего­ся силуэтного образа, характерный, в частности, для градостроительной истории Москвы.

Теперь понятно, что любой интерьер при ней­тральных исходных данных по своим форме и раз­мерам может быть адаптирован в интересах ди­зайна для создания необходимой визуальной ин­формации и впечатления.

Для достижения необходимого визуального эффекта дизайнер должен:

• привести формы интерьера к их восприятию посетителем, не упрощая и не вульгаризуя из­быточной сложностью, но включая элемент ви­зуальной «интриги»;

• оставляя контуры пространства нейтральны­ми, решить его визуальную атмосферу за счет предметного наполнения и художественных акцентов;

• не усложнять структуру пространства сверх необходимого;

• внести в проектное решение эмоциональную составляющую — то главное, что создает це­лостное эстетическое представление об ин­терьере у посетителя, созвучное художе­ственному замыслу автора; резонанс сопере­живания есть цель дизайнера как любого художника, достигшего духовного единства, диалога взаимопонимания с тем, кому адре­совано его творчество.

В фиксации пространства важное значение имеет предметный или символический объект, принимающий на себя основное внимание зрите-

венных черт фасадов и интерьеров. Однако время от времени эстетические ориентиры изменяются, и традиционная схема расположения несущих конструкций внутри, а ограждающих снаружи, ме­няется на обратную. Когда-то это стало рево-


Рис. 1.2.7. Степень наполненности пространства: гипо-стильный зал храмового комплекса в Карнаке (Египет)

лей как доминанта или композиционный акцент. Притягательность объекта как естественного центра наблюдения может придать ему статус до­минанты ограниченного пространства или даже пространства, границы которого символически простираются соразмерно силе его образного магнетизма, подобно тому, как зоной неограни­ченного, но «принадлежащего», пространства мо­жет считаться спускающийся к Москва-реке тра­вяной склон вокруг ц. Вознесения в Коломенском (рис. 1.2.8). Понятие композиционного акцента апеллирует не к размерам, а к художественной насыщенности, символической нагрузке объекта, скорее даже части объекта: входа, фонтана, часов на башне, скульптуры, панно на стене — и отно­сится преимущественно к характеристике ин­терьеров.

В сопряженных внешнем и внутреннем про­странствах поддерживается единство архитектур­ного решения с привлечением традиционных средств, соответствующих выявлению художест-

люционным новшеством в архитектуре готики; те­перь делаются попытки вынести наружу скелет здания, образно подкрепленный стропами и сетя­ми в архитектуре, претендующей на формы стиля хай-тек и неоконструктивизма (рис. 1.2.9).


7


Вопросы:

1. Иерархия пространств

2. Замкнутые и открытые пространства

3. Силуэтно-размерные  впечатления  и  образный пространства

4. Значение доминантного объекта в фиксации пространства


строй


 


1.2. Типология архитектурной среды 1.2.1 Жилая среда

Интегрированная (нерасчлененная) среда обитания в виде общинного или семейного укры­тия — шалаша, землянки, пещеры — вполне уст­раивала древнего человека как единое простран­ство обеспечения всех несложных жизненных функций. С течением времени усложняются виды хозяйственной деятельности, формы социальной жизни, вызвавшие пространственное размежева­ние жилища, мастерских, общественных и культо­вых сооружений.

Сводным признаком, определяющим в насто­ящее время разнообразие архитектурно-конструк­тивных типов зданий и сооружений, является их функциональное назначение, представляющее ос­нование для типологической классификации про­странства, организующего жилую, производствен­ную и общественную деятельность человека [13, 15,16,17].



































Жилая среда

Жилище является генетическим источником всех функционально-пространственных преобра­зований обитаемой среды. Поэтому, несмотря на отчуждение от жилища сфер производства и об-


щественной жизни, в масштабе семейной ячейки функциональный набор здесь все же представ­лен — хотя бы в виде кухни и гостиной.

Как емкость, вмещающая первичную соци­альную единицу — семью, структура жилого про­странства без промедления реагирует на внешние социально-экономические преобразования, и про­блемы, еще недавно актуальные для жилища, ста­новятся второстепенными, нормативы — тесными, состав и связь помещений — устаревшими. Ниже мы рассмотрим новации, характерные для жилища начала XXI века, новации, которыми определяется современное содержание дизайнерских работ.

А для начала обратимся к базовым понятиям, связанным с жилой средой, даже если они сейчас и кажутся несколько консервативными.

Внутренняя типологическая классификация жилища сложилась исходя из сроков обитания, которые дают границы его назначения и функцио­нальный набор помещений.

Различают следующие типы жилых зданий:

постоянного проживания

• одноквартирный усадебный дом;

• двух—четырехквартирный усадебный дом;

• многоквартирный блокированный малоэтаж­ный дом;


8


• многоквартирный дом средней и большой
этажности;

временного проживания

• гостиницы;

• общежития;

• интернаты;

• спальные корпуса пансионатов, домов отдыха, санаториев.

На тип объемно-планировочного решения жи­лых зданий оказывают влияние градостроитель­ные обстоятельства и формы кооперации. Усадеб­ные дома предназначены для загородного строи­тельства. Блокированные дома представляют пограничный тип между сельской и городской за­стройкой. Многоквартирные дома составляют ос­нову городского жилища. Одна из прогрессирую­щих форм кооперации жилища — таун-хаузы — автономные жилые комплексы, объединяющие жилой поселок с системой обслуживания.

Дома постоянного проживания имеют относи­тельно полный набор помещений семейных квар­тир для обеспечения нормального режима обита­ния: общие комнаты и спальни, относящиеся к жилым помещениям; передние, коридоры, кух­ни, санузлы, кладовые, составляющие группу вспомогательных помещений. В настоящее время этот минимальный набор обогащается по­мещениями более дифференцированных функ­ций: кабинетами, детскими, студиями, библиоте­ками, холлами, столовыми, каминной гостиной, гардеробными, развитыми функционально и по размерам санузлами, лоджиями, балконами, зим­ними садами и т.д. В любом случае для удобства обитания все помещения должны быть связаны логичной планировочной схемой без потерь про­странства. О качестве планировки дает представ­ление соотношение жилых и вспомогательных по­мещений, выраженное коэффициентом К1 = Эж/80, где 8Ж — площадь жилых помещений, S0 — общая площадь квартиры. Оптимальная величина К1 на­ходится в пределах 0,6—0,7.

Одноквартирный усадебный дом как основ­ной тип загородной застройки может иметь сво­бодную планировку (координированную с конст­руктивным решением), допускаемую четырехсто­ронним естественным освещением {рис. 1.3.1).

При двухуровневом пространственном решении первый этаж занимают помещениями дневного пре­бывания (гостиная, кухня, детская, хозяйственные помещения), второй этаж или мансарду — спальны­ми комнатами. Двух—четырехквартирный дом име­ет несколько ограниченные планировочные возмож­ности загородного жилища, но более экономичен в строительстве и эксплуатации.

Блокированные дома с сохранением неболь­ших приквартирных участков предоставляют удоб-


Рис. 1.3.1. Одноквартирный жилой дом — «Дом Роби», ар-хит. Ф.Л. Райт: общий вид, план цокольного этажа

ства городского жилища с относительно дешевым коммунальным обслуживанием. Блокирование до­мов способствует экономичности их отопления, но ограничивает фронт естественного освещения (рис. 1.3.2).

Многоквартирные многоэтажные жилые дома проектируются:

многосекционными с поэтажной группировкой квартир каждой секции на одном стержне верти­кальных коммуникаций с лестницей и лифтами; дом «набирается» из рядовых, угловых, торце­вых, поворотных секций в условиях индустри­ального строительства; при монолитном домо­строении показатель унификации, присущий сборной технологии, снижается (рис. 1.3.3);

односекционными (башенными, «точечного» типа) с развитым узлом вертикальных комму­никаций, допускающим эвакуационные нагруз­ки от большого количества квартир на каждом этаже (рис. 1.3.4);

коридорными, где квартиры расположены по обе стороны коридора; очевидно, что по усло­виям инсоляции такие дома должны иметь ориентацию плана, близкую к меридиональной (рис. 1.3.5);

галерейными с выходом квартир каждого этажа на общую открытую галерею; рекомен­дованные для строительства в южных районах, такие дома имеют предпочтительно широтную ориентацию (рис. 1.3.6).


9


Рис. 1.3.5. Коридорная секция дома с широким корпусом меридиональной ориентации. План

Жилища для временного проживания имеют ограниченный состав помещений с тенденцией к совмещению отдельных функций, компенсируя от­сутствие некоторых служб общим блоком обслу­живания (кухни, душевые, постирочные и другие хозяйственные помещения). Жилище этой катего­рии тяготеет к коридорной планировке, как и квар­тирные дома для одиночек и молодых семей, не отягощенных домашним хозяйством.

При всей функциональной лаконичности пла­нировки гостиничных номеров им также свойстве­нен своеобразный комфорт универсального про­странства с превращением гостиной в спальню, использованием кухни-ниши, стенных шкафов, раздвижных дверей (рис. 1.3.7).

Высокая степень стандартизации жилых ячеек домов временного обитания упрощает и удешев­ляет их конструктивное решение. Это тем более важно, что корпуса с жилищем такого рода входят в комплекс сооружений, дополняющих систему бытовых и коммунальных служб и более сложных в объемно-планировочном отношении. Таковы са­натории, гостиницы, мотели, т.н. дома-коммуны (рис. 1.3.8).

Планировочные нормали квартиры. Удачное планировочное решение жилого пространства во многом зависит от правильного учета размеров


его отдельных функциональных элементов и логи­ки их взаимосвязи. Рассмотрим помещения квар­тиры традиционного состава (рис. 1.3.9).

Прихожая (передняя) является входной зо­ной, распределительным узлом для остальных по­мещений и предназначена для удобного осуще­ствления операций, связанных с приходом и ухо­дом.

В усадебных домах передняя имеет входной тамбур для нейтрализации температурного пере­пада между внутренней и внешней средой; роль тамбура может играть закрытая веранда.

Эпизодическое использование передней по­зволяет минимизировать ее площадь до 3 м2; с другой стороны, возможно устройство просторно­го холла при входе или интеграция передней в со­став большой гостиной.

Проходные коридоры большой протяженности планируют шириной не менее 1,4 м. Их отсутствие свидетельствует о рациональности планировки.

Общая комната (гостиная) для дневного пре­бывания семьи имеет по размерам площади ниж­ний предел 15—18 м2.

За счет введения дополнительных функцио­нальных элементов: столовой, спального алькова, рабочего места и т.п. — эта комната может увели­читься вплоть до полной интеграции пространства всей квартиры, разделенной на функциональные зоны, условно изолированные друг от друга.

Кухня как хозяйственный центр жилища в го­родских квартирных домах проектируется разме­ром от 7 м2 (при размещении оборудования толь­ко для приготовления пищи) до 10 м2 (при наличии обеденного стола); в сельских домах, где ее функ­ции шире, площадь может быть увеличена до 12 м2. Подчеркнем, что речь идет о минимальных размерах площадей. С повышением культуры при­готовления пищи традиция изолированного раз­мещения кухни нередко нарушается отводом под кухонную «индустрию» зоны в большой гостиной с организацией прилегающего обеденного про­странства (рис. 1.3.10).


 




\i .. I.. ^..........•!. ■ -■■■■ i'b ii. i.-; - "и'у ii! ,»!«-''"-.'1|.1'1|Ш.;Й; J


 


Рис. 1.3.11. Планировочные решения санузлов в жилых до­мах: а — уборные, б — ванные, в — совмещенные; для вы­бора оптимального планировочного решения санузла при реконструкции вырежьте из тонированной бумаги силуэты сантехнических приборов в масштабе плана помещения и выберите из вариантов взаимного размещения тот, кото­рый полнее отвечает требованиям удобства, компактности, доступности, а также техническим условиям подключения к сетям

Рис. 1.3.12. Санузел повышенной комфортности, обустро­енный с легким оттенком юмора


Спальни, если они рассматриваются только как помещения для сна, имеют нижний порог раз­меров:

на 1 человека — 8—9 м2,

на 2 человек — 12—14 м2.

Но как жилые комнаты с развитыми функция­ми они могут быть значительно больше, если это позволяют возможности или предъявляются осо­бые требования к форме организации личного пространства.

Санузлы, подобно другим элементам жилища, становятся объектом комфортных преобразова­ний. Тем не менее остаются действующими сло­жившиеся в практике нормы достаточного мини­мума для помещений эпизодического пользова­ния, определяемые требованиями удобства и габаритами оборудования {рис. 1.3.11).

При раздельном размещении ванной и убор­ной (для квартир из 2 и более комнат) внутренние размеры последней принимаются 0,8 х 1,2 м или 0,8 х 1,4 м (если дверь открывается внутрь). Пло­щадь ванной регламентируется размерами пря­моугольной ванны (максимум 1,75 х 0,7 м), умы­вальника и дополнительных элементов оборудо­вания. Суммарная площадь совмещенных санузлов меньше. Для жилых домов высокого класса практикуется устройство двух санузлов: дневного пользования — с унитазом и умываль­ником и комплексным санузлом с ванной при блоке спальных комнат, где можно планировать размещение ванны в современном многофункци­ональном исполнении.

В индустриальном городском строительстве применяются стандартные санитарные кабины полной заводской готовности. Однако для жилища повышенной комфортности специально проекти­руются ванные помещения большой площади с оснащением их душевыми, саунами, джакузи, бидэ и другим оборудованием (рис. 1.3.12).

К вспомогательным помещениям квартиры от­носятся также коридоры, кладовые, балконы, лод­жии. Размеры балконов и лоджий принимаются в пределах 20% общей площади квартиры. Их глу­бина — от 0,9 м до 1,5 м. ВI, II климатических рай­онах рекомендуют ограничиваться только балко­нами. Размеры помещений, учитывающие насе­ленность квартиры и количество ее комнат, можно свести к таблице рекомендательного планировоч­ного минимума, где важнее пропорциональные соотношения помещений.

При компоновке плана квартиры, кроме ее функ­циональных связей и оптимальных размеров поме­щений, необходимо придерживаться соотношения длины и ширины в пределах от 1:1 до 1:1,5.


 


11

11


 


Таблица 1.1

Примерное распределение помещений квартиры по площадям

 

 

 

Тип квартиры

Населен­ность, чел.

Общая пло­щадь, м2

Жилая пло щадь, м2

Площадь в м2

гостиной спален кухни вспомогат. помещений
однокомнатная двухкомнатная трехкомнатная четырехкомнатная пятикомнатная 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 30 40 50 62 75 18 25 35 45 55 18 15 15 18 19 10 8 12 8 9 10 8 8 8 12 8 9 9 10 12 4 6 6 7 8

Малоэтажные жилые дома. Строительство усадебных домов ведется, как правило, неиндустри­альными методами, отражающими индивидуальные потребности и возможности застройщика и разно­образие архитектурно-конструктивных решений.

Функциональные связи жилой среды решают­ся в соответствии с режимом жизненного цикла. Для малоэтажных усадебных домов индивидуаль­ные отклонения от логики естественной связи по­мещений не должны переступать сложившихся традиций, отобравших наиболее целесообразные решения, в противном случае дом станет неудоб­ным и неуютным.

В распределении помещений важно учитывать климатический режим, подходящий для каждого из них. Предпочтительно размещение основных жи­лых комнат на Ю.—В., а кухни — с ориентацией на С—В. Повышенная влажность оранжереи, зимнего сада, бассейна требует их изоляции от помещений с нормальными температурно-влажностными ре­жимами (ТВР). Ряд подсобных служб целесообраз­но выносить за пределы жилого пространства в пристройку (гараж, мастерская), либо располагать в полуподвале (энергетический блок, бассейн, сау­на, тир, спортзал, бар). В мансарде, обычно пред­назначенной под спальни, может также размес­титься зона досуга.

Разнообразие жилому пространству придают рекреационные элементы: балконы, лоджии, тер­расы, веранды, эксплуатируемые крыши, патио, обеспечивающие хорошую связь жилища с приро­дой.

Особенности экономической ситуации в стра­не, развитие частного предпринимательства отра­жены в профессиональной «профилизации» жили­ща, его сращивании с производством, прибыль­ным с точки зрения обитателей. Так, появляются дома с автомастерскими, дома — гомеопатичес­кие аптеки, дома-пекарни, дома-гостиницы и т.п.

В первую очередь прорабатывается планиро­вочное зонирование участка с определением па-


радной (входной) и хозяйственно-рекреационной территорий, размещением построек усадьбы. Оп­ределяется ориентация дома, отраженная во вза­имном расположении помещений с учетом их функциональных связей, условий инсоляции. Раз­мещение построек на участке должно учитывать противопожарные разрывы, в т.ч. по отношению к постройкам соседнего участка.

Таблица 1.2

Классификация зданий по степени огнестойкости

 

 

Степень огне­стойкости проек­тируемого здания

Расстояние в м до других существующих или проектируемых зданий

1- II III IV V
1-11 III IV V 6 8 10 10 8 8 10 12 10 10 12 15 10 10 15 15

Строительные материалы и конструкции под­разделяются на сгораемые, трудносгораемые и несгораемые.

По огнестойкости зданий принята классифи­кация в 5 степеней, по которой, например, основ­ные несущие конструкции здания I, II, III степени огнестойкости должны быть несгораемыми в тече­нии 2,5 час, IV степени — трудносгораемыми с пределом огнестойкости 0,5 час, V степени — сго­раемыми. Внутренние стены и перегородки зда­ний I степени огнестойкости должны быть несго­раемыми, II, III и IV степени — трудносгораемыми, V — сгораемыми.

Величина противопожарных разрывов между зданиями принимается в соответствии с табл. 1.2.

Для малоэтажных зданий можно не учитывать противопожарные разрывы между одной парой зданий, т.е. допускается примыкание к жилому дому хозяйственной пристройки.

На участках небольших размеров, а также для экономии строительных расходов на фундаменты,


стены, крышу и эксплуатационных на отопление, дома проектируются в 2—3-х уровнях. С точки зрения организации пространства и целесообраз­ности конструктивного решения при такой компо­новке функциональной схемы здания большое значение имеет размещение внутренней (внутри-квартирной) лестницы. Наиболее удачным являет­ся решение, когда лестница грамотно вписана в конструкцию междуэтажного перекрытия и дает удобный доступ ко всем помещениям верхних эта­жей (мансарды).


Правильные геометрические параметры и рас­чет лестницы — залог общего удачного планиро­вочного и дизайнерского решения.

Сложились несколько типов внутриквартирных лестниц: одномаршевая, двухмаршевая, двухмар-шевая с забежными ступенями, спиральная [рис. 1.3.14).

Минимальная ширина маршей и лестничной площадки принимается 0,9 м, число забежных сту­пеней не должно превышать пяти. Лестницы, со­стоящие из несущих элементов — тетивы и косо-


 


.)_  1Ж..


7 ступеней = 1.75


Рис. 1.3.14. Типы лестниц: а —жилых и общественных зданий общего пользования; б — внутриквартирных; в — построение геометрии внутриквартирной лестницы

13


ура — и ступеней, могут иметь разные углы накло­на к горизонту — от 30° до 45°, при которых раз­меры проступи и подступенка варьируются, со­ответственно, от 30 х 15 см до 25 х 25 см. При раз­нице уровней чистого пола I и II этажей в 3,0 м в первом случае (30°) для двухмаршевой лестницы с одной площадкой потребуется по высоте 18 сту­пеней (20 подъемов) и в длину 30 см х 9 ступеней + 0,9 м ширины площадки = 3,6 м, а для лестницы с уклоном 45°, соответственно, по высоте 10 сту­пеней (12 подъемов) и в длину 25 см х 5 ступеней + 0,9 м (ширина площадки) = 2,15 м. Проектиров­щик должен выбирать между потерей площади и крутизной лестницы. Минимальное по площади ре­шение дает двухмаршевая лестница с забежными ступенями и отношением проступи к подступенку 25 х 20 см; она занимает площадь 2,0 х 2,0 м2. Од­нако соображения удобства и безопасности зас­тавляют отдавать предпочтение лестнице с про­межуточной площадкой, занимающей при соотно­шении проступи и подступенка 25 х 20 см площадь 2,0 х 2,65 м2.

Планировка усадебного дома при всей свобо­де архитектурного замысла не должна создавать проблем при ее конструктивной реализации, осо­бенно в части перекрытий. Пролеты помещений сообразуются с прочностными возможностями материалов: балок, железобетонных настилов.

Многоэтажные жилые дома индустриаль­ного строительства. Требования к функциональ­ной и конструктивной организации пространства многоэтажного жилого дома существенно услож­няются и ужесточаются по сравнению с условия­ми проектирования малоэтажной усадьбы.

Значительно возрастают проблемы прочности и устойчивости здания. Вариантность функцио­нальной планировки допускается в пределах фик­сированной планировки системы. Усреднение норм комфортности соответственно разряду квар­тир (по количеству комнат) сопряжено с сообра­жениями экономичного распределения площадей, достаточной инсоляции и проветриваемости по­мещений. Повторяемость планировки по этажам определяется необходимостью вертикального со­ответствия санитарно-технических и других инже­нерных коммуникаций, общностью эвакуационного узла (лестниц, лифтов). Ритмичность и единообра­зие членений фасада являются естественными компонентами городской архитектуры индустри­ального происхождения.

Как объект дизайн-проектирования городская квартира имеет серьезные ограничения в допу­стимости перепланировки, регламентированные городскими властями.

Многосекционные дома заводского изготовле­ния составляют в настоящее время основной


объем жилого фонда, для пополнения которого разрабатывались методики типового проектиро­вания, позволявшие маневрировать как едиными планировочными элементами секций, так и набо­ром блок-секций, компонуемых в различных соче­таниях в пределах одной типовой серии изделий. Но это — уже история городского строительства. В настоящее время унифицированное домостроение по самым различным причинам не удовлетворяет запросы коммерческой архитектуры, ориентиро­ванной на индивидуальность проектов и независи­мую от домостроительных комбинатов технологию возведения сооружений.

Очевидно, что с позиций экономии подводи­мых к дому коммуникаций, отношения площади наружных стен к площади застройки, затрат на отопление наиболее выгодны многосекционные дома большой ширины с многоквартирными сек­циями.

По признакам инсоляции квартир различают дома из секций меридиональной и широтной ориентации, упоминавшиеся в классификации жилых домов.

Широтные секции формируют здание, ориенти­рованное продольной осью в направлении В.—3. Часть квартир имеет окна, выходящие и на С, и на Ю. Широтные секции в принципе могут быть ис­пользованы в любой ориентации кроме северной для квартир с односторонним солнечным освеще­нием (см. рис. 1.3.3).

Из меридиональных секций компонуются зда­ния по оси С—Ю. Равные условия инсоляции квартир с В. и 3. допускают одностороннюю ори­ентацию с их расположением по обе стороны от центрального распределительного коридора (см. рис. 1.3.5). Поэтому дома из меридиональных сек­ций имеют обычно большую ширину, чем при ши­ротных секциях, экономичны в строительстве (снижение стоимости 1 м2 на 10% по сравнению с узкими корпусами), эксплуатации и предпочти­тельны для застройки в условиях Севера.

По планировочной структуре и эксплуатаци­онным параметрам домам из меридиональных секций близки дома коридорного типа, но они имеют более развитый эвакуационный блок в связи с увеличением количества квартир на каж­дом этаже. Коридорные дома и их планировоч­ный галерейный вариант (для южных III—IV кли­матических районов) могут проектироваться с ко­ридорами через этаж. В этом случае квартиры размещают в двух уровнях, что выгодно с точки зрения экономии коммуникационных про­странств, комфортности жилища, условий инсо­ляции и проветривания.

Односекционные дома компактного или рас­члененного плана (см. рис. 1.3.4) имеют круговую


 


ориентацию, при этом квартиры группируются либо вокруг центрального эвакуационного узла, либо связаны с ним коридорами. Сложные в пла­нировочном и конструктивном отношении, доро­гие в эксплуатации, односекционные дома-башни играют в жилой застройке роль градостроитель­ных акцентов и представляют, как правило, объект индивидуального проектирования. Интенсивная застройка крупных городов домами-аккордеонами большой высоты и акцентированной архитектуры резко меняет масштабные соотношения среды (рис. 1.3.15).

Существенным для эксплуатации многоэтаж­ных многоквартирных домов является обеспече­ние безопасной и быстрой эвакуации при воз­никновении или угрозе аварийных ситуаций: землетрясениях, пожарах, террористических ак­тах, ПВО и др.

В домах средней этажности (до 5 этажей), где не предусматривается устройство лифтов (кото­рые, кстати, не считаются средством аварийной эвакуации); достаточные и необходимые условия безопасной эвакуации представлены лестницами с шириной их маршей, освещенностью, изолиро­ванностью от задымления за счет размещения в несгораемой клетке. В домах 6—9 этажей внут­ренние лестницы дополняются резервной наруж­ной лестницей каждой или нескольких соседних квартир, связанных переходами через лоджии и балконы.

В конце XIX—нач. XX в. при строительстве до­ходных домов проектировалось устройство «чер­ных» — хозяйственных — лестниц.


В зданиях высотой 10 и более этажей устраива­ется незадымляемая лестница с изолированным доступом через наружный переход, связанный с лифтовым холлом (рис. 1.3.16). К дополнительным мероприятиям защиты от задымления относится устройство шахт с принудительной вентиляцией, изоляция эвакуационных путей и лестнично-лифто-вых холлов шлюзами, несгораемыми дверями, ло­кализация очагов пожара и задымления стенами высокой степени огнестойкости, совпадающими в многосекционных домах с торцовыми стенами, ди­афрагмы изоляции лестничных маршей с самозак­рывающимися дверями на лестницах высотных до­мов через 5—6 этажей, противопожарная сигнали­зация и средства пожаротушения.

Многоэтажные дома оборудуются технически­ми средствами междуэтажной связи — пассажир­скими и грузопассажирскими лифтами, количе­ство и грузоподъемность которых зависят от этаж­ности, отражающей степень эксплуатационной нагрузки:

• 1 лифт — на секцию 6—10-этажного дома,

• 2—3 лифта — на секцию 11—16-этажного дома,

• для зданий выше 17 этажей, зданий односек-ционной расчлененной планировки и при осо­бых требованиях вид и количество лифтов оп­ределяют специальными расчетами.

При размещении лифтов учитывают требова­ния звукоизоляции. В башенных односекционных зданиях размещение блока лифтов включают в решение конструктивной задачи создания ядра жесткости.

В истории жилищного строительства эпизоди­чески появляется тенденция к проектированию жи­лых зданий в комплексе с автономными системами обслуживания. К ним относятся фамилистеры — коммунальные жилые комплексы для рабочих се­мей во Франции сер. XIX в., «жилые единицы» Ле


 



 


 


Рис. 1.3.15. «Алые паруса» — комплекс высотных жилых до­мов с системой автономного обслуживания. Общий вид


Рис. I 3.16. Планировка эвакуационного блока с незадым-ляемой лестницей. План


Корбюзье, дома-коммуны СССР 1920-х гг. и дом нового быта в Москве, молодежные жилые комп­лексы (МЖК), а также кондоминиумы — коллек­тивные жилые системы, строительство и эксплуа­тация которых организованы на основе самоуп­равления жителей [59].

В странах Западной Европы и США развивает­ся форма жилых элитных комплексов с макси­мальной автономизацией инфраструктуры: закры­тыми учреждениями социально-бытового обслу­живания, инженерно-технического обеспечения, энергетикой, охраной. Они постепенно входят и в строительную практику России (рис. 1.3.17).

В проектировании общежитий, гостиниц и жи­лых домов гостиничного типа исходят из принци­пов функциональной дифференциации жилых и обслуживающих помещений.

В жилых ячейках общежитий предусматрива­ют минимальный набор санитарно-технических устройств и оборудования для приготовления пищи или выносят помещения повседневного бы­тового обслуживания в зоны общественного пользования (кухни, залы коллективного досуга, хозяйственные комнаты), дополняя ими обслужи­вание развитого коммунального сектора с магази­нами, кафе, спорткомплексом, медпунктом, дет­ским садом/яслями, администрацией и другими

Высокая плотность заселения гостиниц и мо­бильность проживающих требуют особого внима­ния к организации эвакуационных путей и пре­дупреждению аварийных ситуаций, надежности систем пожаротушения, подбору строительных и отделочных материалов.

Как объект дизайн-проектирования жилое про­странство характеризуется плотной информаци­онной и предметной насыщенностью, соразмер­ной масштабу и индивидуальным вкусам обитате­лей, вызывающей ощущения психологического комфорта и защищенности.

К современным тенденциям развития жилого пространства относятся концепция интеграции пространства общего пользования (прихожей, го­стиной, кухни), которое трактуется как студия или внутренний двор с условным зонированием пло­щади, а также продуманное стилистическое ос­мысление среды в целом, например, как англий­ского интерьера, интерьера в стиле кантри или в духе хай-тека (рис. I.3.18). В разработке художе­ственного замысла и распределения функцио­нальных зон нередко руководствуются рекоменда­циями учения фэн-шуй [см. ниже главу 4).


службами — в зависимости от количества и де­мографической категории проживающих.

Минимизация площади жилых комнат общежи­тий при норме 6 м2 /чел восполняется рациональ­ным размещением оборудования, его трансфор­мацией (компактный санузел, откидные кровати, раздвижные столы, складные стулья).

Нужно отметить, что актуальность организации и обустройства общежитий снижается при соци­ально-экономической стабилизации жизни стра­ны.

Более глубокая функциональная дифференци­ация жилой и обслуживающей зон достигается в гостиницах, комфортность и спектр служб которых формирует комплекс качеств, фиксируемых типом и разрядом.

Общеизвестна «звездная» классификация оте­лей с высокой репутацией: пятизвездные отели предоставляют комфортные услуги высшего раз­ряда.

Строгая регламентация режима проживания в гостиничном номере компенсируется широким набором услуг: респектабельной входной зоной с классным рестораном, сектором бытового обслу­живания, многофункциональным залом, развитой системой технических служб и элитных развлече­ний.










































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: