Рис. 2.2.6. Парк музыки в Риме

Арх. Р. Пиано, 2002 г.

(https://farm9.staticflickr.com/8830/18362111195_2c87e4a5ce_o.jpg

дата обращения: 10.04.2016)    

 

                         

Итак, амфитеатр как пространственный архетип является сегодня актуальным в большей степени применительно к зрелищным сооружениям,  но, как принцип формообразования может быть использован гораздо шире, в том числе в объектах ландшафтной архитектуры.

Здания-башни также имели свой исторический прототип - высокие крепостные башни, дома-крепости первоначально с частично жилой функцией, которые были неотъемлемой частью богатого жилого дома в народном зодчестве Кавказа и Дагестана, а также в итальянских палаццо эпохи Ренессанса. Башни как тип сооружения развивались в области фортификации и церковного зодчества. В масштабе жилого здания башня стала символом высокого социального статуса владельца (Башни в итальянском городе Сан-Джаминьяно, Тоскана).

Современные здания-башни разнообразны по своему назначению, в том числе как многофункциональные комплексы. Здания-башни являются исторически "устойчивой", актуальной и при этом активно развивающейся, пространственной модификацией как символ динамичного развития ряда стран, технического прогресса и достижений современной архитектуры, связанных с именами зодчих-новаторов. Кроме того, дефицит свободных земель, особенно в крупных городах, привел к развитию многоэтажного строительства, а это, в свою очередь, к развитию новых строительных технологий инженерных и конструктивных систем: металлические и железобетонные каркасы, новые системы вертикальных коммуникаций, новые строительные материалы и проч. Так крупные американские города во второй половине XIX века активно застраивались высотными зданиями, в основном конторскими по назначению и торговыми помещениями в первых этажах. Первые жилые высотные здания появились по проектам архитекторов Чикагской школы − здания со стандартной планировкой типовых этажей и жилых ячеек, что в принципе практикуется и сегодня. Дальнейшее развитие высотного строительства отмечалось новыми подходами европейских архитекторов в противовес бездумной эклектике первых небоскребов: предложение Людвига Мис ван дер Роэ полностью остеклить фасады небоскребов, Вальтера Гропиуса − создание объемной композиции с более динамичной пластикой фасадов, наконец, проекты горизонтальных небоскребов Э. Лисицкого.

Необходимо отметить, что в архитектуре зданий-башен отражались практически все стилистические предпочтения своего времени: небоскрёб корпорации Chrysler (арх. Вуди ван Аллен, 1930 г.), построенный в стиле ар-деко со сложным башенным силуэтом, один из символов Нью-Йорка целых 11 месяцев являлся высочайшим в мире (320 м); типичными примерами модернизма и характерным отходом от традиционной для небоскрёбов того времени прямоугольной формы можно считать Башню Пирелли в Милане (арх. Д.Понти, инж. П.Л. Нерви, 1958 г.) или здание компании "Сигрем" − поставленный на торец параллелепипед простой формы с выставленным напоказ металлическим каркасом (арх. Мис ван дерРоэ, 1957 г.).

Новейшие башенные сооружения стали символом государственного престижа и политических амбиций как никогда прежде, что затрудняет их типологическую, а зачастую и региональную характеристику: высотные здания в Китае, ОАЭ, Астане, Москве и других европейских столицах. В 1986 г. в Гонконге по проекту архитектора Нормана Фостера в стиле хай-тек было построено здание Шанхайского банка, в котором примечателен прием вынесения наружу металлического каркаса играющего роль формообразующего элемента, а также организация объемно-планировочной структуры внутреннего пространства - система офисных блоков в внутренними атриумами (пример интеграции архетипа атриума в здание-башню) Для современных высотных зданий весьма характерна нивелировка архитектурных приемов. Это связано, в первую очередь, с вопросами теплотехнических свойств наружной оболочки зданий − защита от холода и защита от жаркого климата требуют хорошей теплоизоляции, кроме того в жарком климате нужна солнцезащита и проветривание, а также с проблемами воздействия ветровой нагрузки. Комплекс решений связан с формообразующим фактором, фасадными решениями и во многом с развитием новых инженерных разработок и технологий: эффективное остекление, кондиционирование, системы вентиляции, автоматические системы солнцезащиты и пр. В результате здания в разных климатических зонах приобретают одинаковые черты и становятся похожими друг на друга.

Древнейшие архетипы архитектурного пространства были основаны на разных конструктивных системах и первоначально, тектоника, как их художественное выражение, рассматривалась на примерах античных ордеров. Сегодня художественное осмысление конструктивных систем из металла, бетона, стекла это новая трактовка тектоники, "обращение к ордеру, трактованному "как "цитата" или, наоборот сильно трансформированному". (1,с.64) Примеров тому множество: Эйфелева башня инженера Г.Эйфеля, Центр современного искусства Ж.Помпиду архитекторов Р.Пиано и Р.Роджерса, Институт арабского мира Ж.Нувеля - все это здания в Париже. Известный архитектор и инженер С.Калатрава создал свой ордер и свою тектонику, превращая каждый раз единственное в своем роде конструктивное решение в новое осмысление художественного образа. Разумеется, новая архитектурная тектоника формировалась с развитием архитектуры модерна, авангарда, модернизма, деконструктивизма. Что касается исторических форм, то они активно использовались мастерами постмодернизма, встречаются и в современных авторских концепциях, но чаще всего как "цитаты". Архитектурная тектоника как конструктивное выражение особенностей пространственного архетипа естественным образом взаимосвязана с материалами − их характеристики и возможности во многом влияли на развитие пространственных универсалий, что требовало в свою очередь создания новых строительных материалов, инженерных и конструктивных решений.

Рассмотрев ведущие модели организации пространства в их историческом развитии и разнообразие их современных интерпретаций, необходимо отметить факторы влияния на процесс их жизнеспособности и "устойчивого" развития: строительные технологии и инженерные системы, творчество выдающихся зодчих, социальный и культурные изменения в обществе, национальные и исторические традиции, климат. Следует отметить, что все великие зодчие создавали новую типологию пространственных форм, авторские концепции всегда влияли на развитие архитектуры, создавая здания нового типа. Достаточно вспомнить "пять свойств современной архитектуры по Ле Корбюзье: дом на столбах, крыша-терраса, свободный план. свободный фасад, ленточное остекление. Эта универсальная концепция архитектурной эстетики способствовала развитию принципа универсальности и трансформации пространства.

Рассматривая пространственные системы как основу развития различных композиционных структур (центрической, продольной, многоцентровой или аморфной), необходимо заметить, что развитие, взаимовлияние и трансформация исторических и актуальных архетипов интерпретирует в свою очередь классические композиционные структуры. Итогом общего взаимодействия перечисленных факторов является дальнейшее развитие и трансформация типов зданий. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: