Рис.2.4.1.One Central Park в Сиднее

Арх. Ж.Нувель, 2014 г.

(http://zeleneet.com/zelenyj-neboskreb-one-central-park

дата обращения: 10.06.2016)

 

Так или иначе, эти тенденции, включая современные инновационные технологии и учитывая ключевые факторы, формируют подчас уникальные пространственные модели со сложными технологическими структурами. Речь не идет о принципиально новой архитектурной типологии, но и объектная и пространственная классификации, развиваясь в сложном актуальном контексте, выявляют новые типы, точнее новые структуры зданий, пока не подлежащие жесткой систематизации, но имеющие тесные взаимосвязи и общие черты, таким образом становятся частью стратегии устойчивого развития и "зеленого" строительства, новаторски используя при этом идеи архитектурных школ прошлого.

Здания − искусственные рельефы, здания-ландшафты, здания подземные или заглубленные в землю, природоитегрированная архитектура - это экоурбанистические системы, которые в той или иной степени используют природный контекст или искусственно восполняют его в разных интерпретациях, включая бионические принципы формообразования, получили сегодня широкое распространение. Объекты ландшафтной архитектуры, будучи важными составляющими направления "экологическая архитектура", это эффективные и архитектурно привлекательные приемы гармоничного проникновения природы в городское пространство и, наоборот, интегрирования зданий и сооружений в природное окружение.

Среди смысловых форм организации городского пространства особое место в последнее время занимают здания-ландшафты или здания − искусственные рельефы в виде различных архитектурных интерпретаций. Пожалуй, самый известный, ставший уже классическим, пример − это постройка 2006 года итальянского архитектора Р.Пиано "Музей естествознания в Калифорнии" (Платиновый рейтинг по системе LEED). Здание визуально является продолжением окружающего ландшафта, зеленая кровля компенсирует утраченное озеленение участка и обладает эффективной дренажной системой (ее способность впитывать до 98 % дождевой воды создает условия для роста растений, обеспечивает отличную звукоизоляцию помещений, понижает температуру внутри здания, снижая затраты энергии на кондиционирование), а встроенные в крышу солнечные батареи снижают потребление энергии на 10% [10,25-44].

"EWHA Woman's University" (Женский университет) в Сеуле (Корея) построен по проекту архитектора Д.Перро в 2008 году (рис. 2.4.2).

 

Рис.2.4.2. "EWHA Woman's University" в Сеуле (Корея).

Арх. Д. Перро, 2008 г.

(https://www.e-architect.co.uk/korea/ewha-womans-university

дата обращения: 10.06.2016)

 

Масштабное, сложное в возведении и вместе с тем композиционно лаконичное, это ландшафтное решение продиктовано, прежде всего контекстом участка и назначением задания: "тканью" города и "тканью" кампуса: "долина" − общественное пространство с лестницей-амфитеатром и здания-фланги, расположенные в объеме зеленых холмов, являются продолжением природного городского ландшафта. Именно таким образом предстает здание университета - спокойно и утонченно погруженное в зеленые холмы. По мнению автора, "концепт и предмет проектирования должны работать в одном соединении" [4,123]. Основными задачами были создание комфортного пространства и сохранение окружающей среды, основными предметами рассмотрения - вода, растения, энергетика, соответственно, основными стратегиями: водопотребление, сбор дождевой воды, нейтрализация и оптимальное использование ливневых стоков; экологические материалы, озеленение кровель, интеграция зеленого ландшафта в городскую среду; комбинированная система использования источников электроэнергии, в т.ч. альтернативных, энергия подземных вод, системы естественной вентиляции, система "тепловой лабиринт", теплозащита кровли и тепловая инертность, хорошая теплозащита оболочки, система рекуперации[4,130-132] Архитектурные решения - компактная форма общего композиционного замысла, соответствующая объемно-планировочная и конструктивная структура здания, зеленая кровля как среда обитания всего биоразнообразия местной флоры − также способствовали созданию архитектурного объекта нового поколения.

В рамках ландшафтной архитектуры рассматриваются концепция "природо-интегрированная архитектура как принцип сохранения места", "эко-логичная" альтернатива к технократическому подходу в теории и практике создания устойчивой архитектуры. Суть принципа " сохранение места " в максимально возможном сохранении естественной природы на конкретном участке застройки в конкретном контексте: в сохранении рельефа местности, плодородного слоя земли с максимально возможным сохранением растений, как под зданием, так и в непосредственной близости от него. Идея "взлетевшей" архитектуры позволяет более или менее решить эти вопросы, подняв здание над землей. Этот прием возродил в свое время пионер современной архитектуры Ле Корбюзье: «Дом на опорах» и «Сад на крыше» в ряду его "пяти отправных точек" стали основой его творчества (авангардный проект - вилла Савой, 1925 г.) Этот прием не только сохранял место под зданием, но и обеспечивал свободное передвижение под ним (прообраз модели городского общественного пространства), до сих пор используется строительстве малоэтажного жилища и в домах средней этажности, особенно в условиях сложного рельефа (частные и гостевые дома российского арх. Т. Кузенбаева). Принцип максимального сохранения поверхности земли развивали в 60-е годы японские архитекторы-метаболисты (Дома-Деревья, арх. Арата Исодзаки, Кисё Куракава, 1963 г.), в 1970 г. по проекту арх. У. Перейро в г. Сан-Диегов (США) было построено первое расширяющееся кверху здание. Концепция "дом-дерево" в проекте арх. И. Василевского и инж. Н. Канчели была реализована в Крыму в 80-х годах - пансионат "Дружба" в Ялте. В 2015 г. эта концепция была реализована в построенном жилом комплексе "Левобережная дубрава" в парковой зоне "Эко-Берег" в г. Химки: расширяющееся кверху здание и зеленые террасы на кровлях "вернули" природе площадь, почти равную площади застройки (К рег. = 0.83). Этот проект ТМА Лонгвинова был удостоен Золотого диплома на смотре-конкурсе на лучших построек на фестивале «Зодчество-2015». Сегодня эта концепция получила развитие в двух актуальных направлениях − "Эко-небоскребы" и "Горизонтальные небоскребы". Одна из первых реализаций − это здание Министерства автомобильных дорог в г. Тбилиси (арх. Г. Чахава и З. Джалагхания, 1975 г.) Проектное решение позволило максимально сохранить естественную поверхность земли: каменистый уклон с растительным слоем и даже ручей с водопадом, протекающим под зданием. Это идеальный пример "Сохранения места", хотя вторая составляющая природоинтегрирующей идеи - озеленение кровель горизонтальных объемов - не была принята во внимание. Горизонтальные небоскребы в отечественной и зарубежной архитектурной практике представлены сегодня рядом ярких построек в Роттердаме (Архитекторы JHK 1999 г.), Центр Ванке в ШеньЧжене (Арх.С.Холл, платиновый сертификат LEED), Сингапуре (Квартал Interlace, Фирма ОМА, 2014 г.)(рис. 2.10), Москве (НИЦ "Сколково", арх. Девид Аджайе, 2010 г.) 

Подземные и заглубленные здания предполагают использование подземного пространства для строительства с полным или частичным заглублением объекта объединяет два смысловых приема: частичное использование рельефа местности или полная интеграции в подземное городское пространство. Актуальность подобных решений связана с рядом факторов: организация систем подземного транспорта и автостоянок на урбанизированных территориях, возведение здания в стесненных условиях городской застройки, при реконструкции исторических объектов или сохранении природного комплекса, создание благоустроенного общественного пространства на кровле заглубленного сооружения и проч. Здания этого типа классифицируются по степени заглубления: полузаглубленные, мелкого заложения (до 10м от дневной поверхности грунта), глубокого заложения (свыше 10 м); по освещенности: естественное боковое освещение, естественное через приямки и внутренние дворики, с верхним светом через фонари в кровле, комбинированное в сочетании со световодами, отражателями и рассеивателями световых потоков, полностью искусственное; по функциональному назначению в основном общественные здания. (по А.Н.Тетиору). Экологические преимущества этих зданий: минимальное воздействие на природный ландшафт (Горный музей Месснера Коронес, Кронплац, Италия арх. З.Хадид, 2015 г.) и окружающую среду, включая структуру городской исторической застройки (Музей Йоаннеум, Грац, Австрия, 2011 г.); сбережение энергоресурсов при эксплуатации; повышенная акустическая изоляция и виброустойчивость; защита от прямого воздействия климатических и техногенных факторов. Нетрудно заметить, что эти здания и сооружения несут в себе в значительной степени черты зданий-рельефов и природоинтегрированной архитектуры со всеми преимуществами в плане экологической устойчивости и энергоэффективности. Музейный центр Ласко -IV(копия пещеры эпохи палеолита) на юге Франции открыт в 2017 г. (арх. бюро Сноетта). Это невысокое сооружение с озелененной кровлей, площадью 11400 м. кв. у подножия горы(здесь располагается оригинальная пещера) включает четыре подземных экспозиционных зала, соединенных открытыми коридорами и подземными тоннелями. Здание, выполненное из артбетона и стекла, простирается вдоль кромки сельскохозяйственных угодий и "погружается" в тень густого и высокого леса на горном склоне. Авторы определяют образ здания как "врезку" или "разлом", акцентирующий границу между долиной и горой, отмеченный двумя ландшафтными системами - рельефом и растительностью(рис. 2.11).

 Технология "вертикального выращивания сельхозпродуктов ", которая сегодня стала основой для проектирования вертикальных ферм, была впервые разработана в 1999 году микробиологом Д. Деспоммиером. Сельскохозяйственный урбанизм, в рамках которого рассматривается вертикальное сельхозпроизводство, развивается с учетом ряда факторов: рост населения Земли; истощение почв и нехватка в будущем (по прогнозам к 2050 году) фермерских земель, на орошение которых уже сегодня уходит 70% чистой воды; процесс транспортировки продукции, парниковый эффект от использования тяжелой сельхозтехники, природные катаклизмы − " это делает традиционное почвенное земледелие уязвимым, непредсказуемым и расточительным" [10,104-105]. Проектирование и возведение объектов вертикального фермерства основаны на сочетании аэрогидропонных систем с почвенными агрокультурами по определенной технологической схеме. Кроме того, идея городского фермерства имеет социальный аспект − это развитие экосистемного сервиса, новый метод обучения людей взаимодействию с антропогенной средой и воспитания экокультуры. Объекты фермерства небольшого масштаба могут быть интегрированы (уже есть реализованные примеры) в разные по назначению и функции объектах общественных и жилых зданий и территорий: коммерческие фермы в жилых комплексах, мини-фермы в малоэтажных жилых группах, фермы-магазины, фермы-школы, фермы-рестораны, фермы при научных центрах и т.д. Идея строительства вертикальных ферм еще не была реализована, хотя в качестве первых образцов могут быть созданы испытательные объекты. Будущее таких объектов многообещающее, несмотря на то, что проекты в большой степени футуристические: "Жилищно-аграрный комплекс при университете Ватерлоо, Великобритания" (арх. Г.Граф), который представляет собой модель совмещения жилища и общественного фермерского хозяйства, функционирование которых технологически, включая альтернативные источники энергии, взаимоувязано, а жители всего комплекса обеспечены свежими продуктами круглый год.(www.inhabitat.com); проект "Живая башня" (арх. П. Сарто, А. Розенстиль, Франция) − автономная вертикальная структура многофункционального комплекса, в составе которого агрикультурное производство - вертикальное фермерство, офисные помещения и коммерческий блок (рис. 2.4.3); "Кооперативный жилой дом в Торонто, Канада" (проект арх.группа Teeple Architecs) со встроенным рестораном − центром кулинарного обучения привлекает не только своей привлекательным архитектурой, но и остроумным технологическим "дополнением"- на открытых террасах выращивают овощи и зелень для ресторана. (http://www.teeplearch.com/).

 

Рис.2.4.3. "Живая башня" (Tour vivante) во Франции.

Арх. П. Сарто, А. Розенстиль (SoA Architects), 2010 г.

(http://agritecture.com/post/12878007672/the-living-tower-a-building-that-weaves

дата обращения: 10.06.2016)

 

Идея интеграции объекта городской фермы в школьные комплексы (школа-ферма) заложена в инновационном проекте архитектурного бюро «Natoma Architects» для городской школы "Золотые мосты" в г. Сан-Франциско [2.11]. Цель – воспитание подрастающего поколения по экологической программе Вальдорфской педагогики, сутью которого является развитие не только интеллектуальных способностей и социально-нравственных качеств, но и практических навыков для понимания живой природы и связи с землей. Концепция проекта - здание, вписанное в ландшафт, призвано стать прикладной частью педагогики, по мнению авторов: «это здание является инструментом преподавания, а ландшафт - инструментом получения знаний»

Адаптивная архитектура как направление развивается с учетом нескольких аспектов и, прежде всего, это достижение нового уровня функциональности и экоустойчивости объектов, и как следствие, современных технологий и новой архитектурной эстетики. Историческая традиционная архитектура уже содержала элементы адаптивности, в частности трансформации: кровля Римского Колизея с натяжной тентовой конструкцией (веларий – занавес, которым в древности прикрывали амфитеатры, чтобы предохранить зрителей от солнечных лучей или дождя); перегородки в традиционном японском доме, элементарные ставни и жалюзи на окнах. Состояние объекта может меняться в зависимости от изменений условий эксплуатации или внешних факторов (реконструкция в силу "насильственных" изменений в этом контексте не рассматривается). Если представить оболочку здания как его "кожу", границу между внешней и внутренней средой, то можно рассматривать тенденции развития этой "кожи" в зданиях с поверхностной динамикой: проектная концепция Исследовательского центра в г. Сеул, Южная Корея (арх. фирма Yazdani Studio, 2012 г.) предусматривает установку внешнего кинетического фасада по принципу складывающейся гармошки для защиты здания от солнечных бликов; интерактивное здание колледжа Эмерсона в Лос-Анжелесе (арх. Т. Мейн, 2014 г.) оборудовано интеллектуальной системой затенения и представляет собой рациональное решение в экологическом и общественном аспекте Пространственную динамику, в том числе с сохранением внешней оболочки, как изменение пространственных характеристик здания можно рассмотреть в здании "Медиатека в японском г. Сендай" (арх. Т.Ито, 2001г.), авторская концепция предусматривает развитие трехмерного (площадки, трубы, кожа) гибкого пространства с традиционными для Японии передвижными перегородками на высоту этажа для создания "среды без границ". Эстетический аспект адаптационной архитектуры, прежде всего, это связь оболочки здания с внешней средой, ландшафтом и архитектурным образом, что виртуозно продемонстрировал архитектор и инженер С. Калатрава в павильоне комплекса Музея искусств в г. Милуоки (2001 г.): функциональная задача отразилась в образе крылатого павильона- эстетике "меняющегося ландшафта озера с яхтами и парусами", поднимаясь и опускаясь солнцезащитная конструкция из стальных ребер контролирует температуру и освещенность внутреннего пространства. Технологии реагирования и адаптации могут быть внедрены в несущий каркас здания, а современные светоцветовые фасадные системы это новое качественное восприятие архитектурного пространства и облика зданий в городской среде. Область внедрения инновационных технологий и приемов адаптации в архитектуре постоянно расширяется и затрагивает все аспекты ее устойчивого развития. В частности, адаптивную архитектуру можно рассматривать как комплексную интеграцию энергоэффективных и интерактивных систем в архитектурные объекты в целях создания комфортного микроклимата в рамках экоустойчивой архитектуры, что позволяет развивать, а  в ряде случаев и пересматривать традиционные принципы создания архитектурных объектов.

 

Библиографический список

1. Овсянникова Е. Архитектурная типология / Е. Овсянникова // Екатеринбург: ТАТЛИН, 2015.-128 с.

2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий / А.Л. Гельфонд // М.: Архитектура-С, 2007. - 280 с.

3. Гельфонд А.Л. Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла зданий / А.Л. Гельфонд // Academia. Архитектура и строительство. -2011. №2. С.40-47.

4. Sustainable and Green Building, vol,2. Shenzhen, China: HI-DESINGPUBLISHINGDalianUniversity of Technology Press, 2013. -287 с.

5. Шейк Абдул Карим. Системное восприятие устойчивой архитектуры в начале ХХI века/ Шейк Абдул Карим // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее: сб. трудов Международного симпозиума, научных трудов Московского архитектурного института (государственной академии) и группы КНАУФ-СНГ.М.: ООО «Аделант», 2012. - С. 80.

6. Булгач Р.В. Устойчивое развитие городов и экологическая архитектура / Р.В. Булгач // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее: сб. трудов Международного симпозиума, научных трудов Московского архитектурного института (государственной академии) и группы КНАУФ-СНГ. М.:ООО «Аделант», 2012. - С. 236.

7. Гельфонд А.Л. Сквозная транзитивная типология / А.Л. Гельфонд // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее: сб. трудов Международного симпозиума, научных трудов Московского архитектурного института (государственной академии) и группы КНАУФ-СНГ. М.:ООО «Аделант», 2012. - С. 119.

8. Ремизов А.Н. Стратегия развития устойчивой архитектуры в России / А.Н. Ремизов // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее: сб. трудов Международного симпозиума, научных трудов Московского архитектурного института (государственной академии) и группы КНАУФ-СНГ. М.:ООО «Аделант», 2012. - С.40.

9. Есаулов Г.В. Энергоэфективность и устойчивая архитектура как векторы развития / Г.В. Есаулов // М.: АВОК-ПРЕСС, -2015. № 5. - С.4-11.

10. Белоголовский В. GreenHouse / В. Белоголовский // Екатеринбург: ТАТЛИН, 2009. - 196 с.

11. Школа, где наводят мосты.«Green Buildings». М.: «Скайлайн Медиа», 2016. Вып.3. С.47.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: