Шаг №2. Рисуем подсказки

Коллекции слов в блокноте

Врождённая грамотность — многим кажется, что это подарок судьбы. Школьники мечтают о том, чтобы все правила и орфограммы запоминались без труда, а внутренний голос диктовал правильные ответы. На самом деле, научить внутренний голос подсказывать правильные варианты написания слов — вполне достижимая мечта. Если понаблюдать за словами, за тем, как они изменяются, образуются, то можно уловить некоторые тенденции и логику. Тогда орфографические правила и написание словарных слов приобретают смысл и их освоение заметно упрощается.

Для семей, в которых дети испытывают трудности при освоении грамоты, пишут с разнообразными и не всегда объяснимыми ошибками наблюдения за языковыми явлениями необходимы как образ жизни.

Шаг №1. Готовим инструменты.

Нам потребуется блокнотик в клетку, простой карандаш и несколько разноцветных ручек. Почему именно блокнот? Потому что рабочая тетрадь вызывает тревогу, стресс и пугает своим объёмом. А блокнотик настраивает на лёгкость, ведь он маленький, а значит писать в нём много не придётся. Разлиновка в клетку необходима для того, чтобы каждая буква нашла своё место и не была пропущена. То есть пишем слова так, чтоб каждая буква была в отдельной клеточке. Этот приём ненавязчиво повышает самоконтроль, сознательность письма и является мощной профилактикой пропуска букв на письме. Цветные ручки нужны для выделения самого важного — корня слова. Надо выбрать самые любимые цвета, чтоб выделенные ими корни прочно освоились в сознании и подсознании. Стоит уделить достаточное внимание при выборе инструментов. Ими должно хотеться работать.

Итак, проверим инструменты:

Блокнот — красивый, 1 шт.;

Простой карандаш — заточенный, 1 шт.;

Ручки — разноцветные, минимум 2-3 шт.

 

Шаг №2. Рисуем подсказки.

Предлагаю внести немного образности в работу со словами. Это облегчит понимание абстрактных понятий детьми.

Начнём с того, что у каждого слова есть семья. Совсем как у людей. Мы постараемся познакомиться с многими семьями слов, а особое внимание уделим тем словам, в которых чаще всего ребёнок допускает ошибки (особенно, безударным гласным в корне слова!). Каждый раз, знакомясь с новым семейством слов, мы записываем их в наш блокнотик простым карандашом.

Слов-родственников всегда много и их всех сразу вспомнить трудно. Сделаем себе подсказки-пиктограммы на первой странице блокнота. Этими пиктограммами мы будем обозначать самые распространённые виды и формы родственных слов. Это и части речи, и образование уменьшительно-ласкательных или огромных форм, профессий или сложных слов. Множественное число тоже стоит записывать, хоть это и не новое слово, а всего лишь другая форма. Изменять слово по числам полезно, это тренирует грамматику. Ведь множественное число не всегда просто образовать, как и назвать предмет, когда он один. Понаблюдайте: глаз — глаз а, зуб — зуб ы, сын — сыно вья, л о б- лб ы, у х о-у ш и, волосики — волос инк а. А теперь вопрос «на засыпку»: образуйте множественное число для слова «дно»!

Пиктограммы — подсказки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: