double arrow

III. Работа над текстом.

2

- Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка.

1. Итак, обращаемся к первому смысловому отрывку сказки-были.

- Где рос цветок? Что такое пустырь? Зачитайте описание пустыря?

- Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? (“голый каменный пустырь”, “мертвую глину”, “голый камень”, “сухую глину”)

– Какой же была жизнь цветка на пустыре? Какое слово часто встречается? (один). Один цветок, один ветер, одни серые камни.

Жизнь цветка.

  • с какими трудностями столкнулся цветок, когда начал жить? Как началась его жизнь? (Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.)

-Что он делал, когда вышел из семечка?

(он грустил, страдал, трудился)

 Работа с таблицей– Заполняем по рядам в парах . Выпишите небольшие цитаты

 

Цветок грустил Цветку было трудно   Цветок страдал
Не хотел жить печально; Когда ему было совсем горестно, он дремал Всю ночь сторожил росу по каплям; сторожил днем ветер, а ночью росу; трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть Нуждался в жизни; превозмогал терпением свою боль; мучение обозначалось в листах разными цветами

Выводы




Цветок не просто скучал – ему было...одиноко Цветку не просто было трудно – жизнь была ...тяжёлой... Цветок не только страдал – у него хватало мужества ...радоваться и бороться.

 

Как был вознаграждён цветок за эту борьбу?

- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. (“В середине лета цветок ... и уносил его запах с собою” ) (ветер уносил его аромат)

- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? (Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.) Как называется такое изобразительное средство? (Сравнение) Запишите.

- Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. (“Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть”. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

- В чём убеждает нас автор? (Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)- 1 мудрость.(доска)

Посмотрите ещё раз на слова Горация? Можно отнести их и к жизни цветка?

Встреча цветка с Дашей.

- Почему Даша оказалась около пустыря? В каком она настроении?

- Почему Даша “завидовала” письму? Почему она свернула с тропинки? (благоухал, история о розе).

Чтение по ролям.

- Вроде бы и встреча произошла, и уже не так цветку одиноко, но почему всё-таки грустно? (Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)(Меня никто не зовёт)



- Как Даша наградила цветок за его трудолюбие? Она его поцеловала. (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

- Какие чувства испытывает Даша к цветку? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие – это очень важные качества человеческой души, это её труд. “зовущий голос маленькой неизвестной жизни”. Даша проявила не просто сострадание, а деятельное сострадание?

Новая жизнь на пустыре.

- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Пионеры хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут “самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде”.)

- Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

 4. Найдите в последнем отрывке произведения строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).

- Почему же Даше стало грустно?

- Где нашла Даша такой же, но только новый цветок?

- Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось? Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы ваш ответ.



- Какое чувство вызывает этот цветок у Даши? У вас? (восхищение)

Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. Это память о цветке-отце.

- Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях? Но чтобы после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром.



2




Сейчас читают про: