II. Беседа по содержанию сказки-были

І. Вступительное слово учителя.

Всем доброе утро! Посмотрите за окно, ведь утро и на самом деле сегодня доброе. Вы заметили это, идя в школу? Нет??? Тогда, ребята, я сегодня поделюсь с вами добротой. Мы будем с Вами говорить о доброй сказке доброго писателя. Андрей Платонович Платонов и его сказка-быль “Неизвестный цветок”.

Портрет писателя

.

 

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку, о чём он говорит? (Да, ребята, жизнь прожить непросто, ведь нужно прожить её достойно) Как это сделал Андрей Платонов.

Знакомство с писателем

Андрей Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.

Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Мать М ария Васильевна была дочерью часового мастера. Семья была трудовой.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни. В 1942 году Платонов уходит на фронт, работает военным корреспондентом.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.

Наследие писателя Платонова велико. Он много писал для детей, видел в них будущее, одухотворенную детскую теплоту и нежность. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг. Начнём путь приобщения к прекрасному миру, созданному писателем.

Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. “Неизвестный цветок” - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

II.Цель:

  • Как вы думаете, если произведение писатель подарил дочери, случайно ли это? Подарок имеет свой смысл? Каждое поколение передаёт что-то другому. Тогда что нам предстоит узнать?
  • Какую мудрость жизни, веками хранимую русским народом, передает писатель своей дочери, а значит, и нам, читателям? (на доску)

- А что, ребята, ещё наводит на мысль, что в этом произведении нам откроется мудрость жизни? (жанр произведения).

Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки, (повествование, основанное на вымысле), и были (повествование, основанное на реальных событиях).

Сказка – это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, “вечные” истины. Если мы, ребята сумеем разгадать, какая это мудрость жизни, наш цветок обретёт своё имя и лепестки.

- Что в этом произведении из были и что из сказки? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.) Как, ребята, называется такой художественный приём в литературе” (Олицетворение)

У Вас на партах рабочие листы. Там у Вас есть словарик сказки-были “Неизвестный цветок”, таблица, которую по ходу прочтения мы заполним.

II. Беседа по содержанию сказки-были.

Первичное восприятие

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: