Вывод: Музыка, в которой образ определяет сам композитор, называется программной. Слушатель этот образ только воспринимает, не подключая свою фантазию и воображение

Урок в 5 классе.

Тема урока: «В каждой мимолётности вижу я миры»

 

Цели урока: - Развивать навыки творческого воображения учащихся

(художественного и музыкального);

- Учить находить ассоциативные связи между художественными

образами музыки и изобразительного искусства;

- развивать умение сопоставлять музыкальные образы

различных музыкальных произведений;

- учить находить выразительные интонации в пении;

- развивать навык нестандартного мышления учащихся.

-воспитывать культуру слушания

Ход урока

 

Организационный момент. Определение темы, цели и вопроса урока

 

Слайд 1-2

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем не только знакомиться с новыми для вас музыкальными произведениями, но и проведём небольшую исследовательскую работу по определению музыкальных образов в произведениях русских композиторов М, П.Мусоргского и С. Прокофьева. Мы будем продолжать учиться находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства, учиться их сопоставлять.

Слайд 3

Но вначале хочу поставить перед вами вопрос: Почему тема урока определяется именно так: «В каждой мимолётности вижу я миры»? Уверена, что знакомство с музыкой великих композиторов М. Мусоргского и С. Прокофьева помогут вам найти правильный ответ, а ваше желание активно работать - достичь хороших результатов.

Изучение нового материала

 

2.1 Вступительное слово учителя.

Слайд 4

 

Итак, перед вами портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, автора известных исторических опер «Борис Годунов» и «Хованщина», автора множества песен и романсов, автора многих фортепианных произведений. Среди них и фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Слайд 5

Интересна история написания этой музыки. Однажды Мусоргский посетил выставку картин, рисунков и даже эскизов художника Виктора Гартмана, своего близкого друга. Выставка потрясла композитора своей неповторимостью мышления художника.

 

Слайд 6

Среди прочих картин были и совсем небольшие: «Старый замок», «Богатырские ворота», «Гном», эскизы костюмов «Балета невылупившихся птенцов». Результатом посещения этой выставки стало написание фортепианной сюиты под названием «Картинки с выставки», куда вошли разные по характеру произведения, но с таким же названием, как и названия рисунков. То есть «Старый замок» «Богатырские ворота» «Гном» и другие. Этот цикл пьес можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединённых общим названием. Каждая пьеса – музыкальная «картинка», отразившая впечатление Мусоргского навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Вместе с тем все они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется ещё несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой. Выбранная композитором музыкальная форма сюиты позволила автору создать впечатление прогулки по выставке картин. Итак, давайте попробуем дать определение: что такое сюита. Для этого прослушайте определение и закончите предложение, выбрав правильные из подсказок слова. Сюита – это последовательность разнохарактерных произведений, объединённых (общим замыслом, общим названием, общим рисунком). Объясните своё определение. (Выслушать аргументированные ответы детей).

Итак, общее название фортепианной сюиты «Картинки с выставки». В эту сюиту включены ряд разнохарактерных произведений. Каких? (ответы детей)

 

Подготовка учащихся к слушанию музыки.

 

Среди прочих рисунков был рисунок, на который я сознательно в представленном слайде не обратила ваше внимание. Давайте попробуем определить в предлагаемом мною произведении музыкальный образ. Но чтобы лучше этот образ прочувствовать, давайте отправимся туда, где он живёт.

 

Это волшебный дремучий лес. Каким вы его представляете? (ответы детей).

Правильно. А какими красками нужно рисовать сказочный загадочный дремучий лес? (ответы детей). А как должна звучать музыка, рисующая такой лес? (таинственно, медленно, в низком регистре).

Очень страшно! А как вы думаете, сможем ли мы с вами изобразить такой лес в движениях? Давайте попробуем! Выйдите из-за своих парт в проход между рядами, встаньте, крепко упираясь ногами в пол – это ваши «корни», раскиньте руки в стороны – это ваши ветки. Сделайте «ветки» корявыми и страшными. Под звучащую музыку шевелите «ветками». Можно немного и негромко повыть или изобразить другие звуки, но помните, что лес у нас ненастоящий. Не забудьте закрыть глаза.

(Звучит музыка «Выход бабы Яги)

Слайды 7-8

(На экране слайды, на которых изображены картинки сказочного леса. Чтобы не навязывать ребёнку чужое мнение в выборе образа, слайды с изображением сказочного леса лучше показать после пластических движений под музыку)

 

Учитель. А теперь предлагаю вам из предложенных мною рисунков выбрать тот, который больше соответствует нашему сказочному лесу. (ответы детей)

 

Слушание музыки.

 

(Слайд сказочного леса, выбранный детьми)- №7

 

А теперь давайте определим, кто живёт в этом сказочном лесу? А музыка нам поможет.

(на фоне сказочного леса звучит «Избушка на курьих ножках» Мусоргского.)

 

(После прослушивания произведения выслушать объяснения детей)

 

Учитель. Давайте проверим правильность вашего мнения. Я загадаю вам загадку, а вы проверьте себя.

В облаках, не по земле

Летит баба на метле.

Страшная и злая. Кто она такая?

 

Дети (баба Яга)

 

Слайд 9

Учитель. Смотрим следующий слайд.

 

(На слайде изображена избушка на курьих ножках).

Удивились? А что изобразила музыка: сказочную избушку или полёт её хозяйки? (ответы детей: полёт бабы Яги).

 

(Рассматриваем слайд 10, на котором изображена избушка на курьих ножках из сказки и часы в виде избушки у Гартмана).

 

Учитель. Не удивляйтесь, ребята. На рисунке художника Гартмана изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ.

 

 

Слайд 11

В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а её хозяйка, баба Яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом.

 

Итак, давайте ещё раз выделим главную мысль. Продолжите моё предложение. Музыкальный образ в произведении «Избушка на курьих ножках» определил (сам композитор, сам слушатель)

Слайд 12

Вывод: Музыка, в которой образ определяет сам композитор, называется программной. Слушатель этот образ только воспринимает, не подключая свою фантазию и воображение.

 

А какие краски использованы художником и композитором? (выслушать ответы детей).

 

Учитель. А давайте, ребята подумаем, какие ещё могут возникнуть

образы -ассоциации при рассматривании рисунка Гартмана?

Слайды 13-14-15

(После ответов детей, предложить им рассмотреть иллюстрации сказок «Коза-Дереза», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», где изображена избушка. Чтобы не затягивать время урока, можно выбрать одно или два изображения по выбору учителя).

 

Какие образы у вас, ребята, возникли, и какая должна звучать музыка, раскрывающая этот образ? (Выслушать ответы детей)

 

Можно ли вашу музыку, в которой вы, как композиторы, определили музыкальный образ, назвать музыкой программной? (Ответы детей: «Можно»)

Слайд 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: