Урок в 5 классе.
Тема урока: «В каждой мимолётности вижу я миры»
Цели урока: - Развивать навыки творческого воображения учащихся
(художественного и музыкального);
- Учить находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и изобразительного искусства;
- развивать умение сопоставлять музыкальные образы
различных музыкальных произведений;
- учить находить выразительные интонации в пении;
- развивать навык нестандартного мышления учащихся.
-воспитывать культуру слушания
Ход урока
Организационный момент. Определение темы, цели и вопроса урока
Слайд 1-2
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем не только знакомиться с новыми для вас музыкальными произведениями, но и проведём небольшую исследовательскую работу по определению музыкальных образов в произведениях русских композиторов М, П.Мусоргского и С. Прокофьева. Мы будем продолжать учиться находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства, учиться их сопоставлять.
|
|
Слайд 3
Но вначале хочу поставить перед вами вопрос: Почему тема урока определяется именно так: «В каждой мимолётности вижу я миры»? Уверена, что знакомство с музыкой великих композиторов М. Мусоргского и С. Прокофьева помогут вам найти правильный ответ, а ваше желание активно работать - достичь хороших результатов.
Изучение нового материала
2.1 Вступительное слово учителя.
Слайд 4
Итак, перед вами портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, автора известных исторических опер «Борис Годунов» и «Хованщина», автора множества песен и романсов, автора многих фортепианных произведений. Среди них и фортепианная сюита «Картинки с выставки».
Слайд 5
Интересна история написания этой музыки. Однажды Мусоргский посетил выставку картин, рисунков и даже эскизов художника Виктора Гартмана, своего близкого друга. Выставка потрясла композитора своей неповторимостью мышления художника.
Слайд 6
Среди прочих картин были и совсем небольшие: «Старый замок», «Богатырские ворота», «Гном», эскизы костюмов «Балета невылупившихся птенцов». Результатом посещения этой выставки стало написание фортепианной сюиты под названием «Картинки с выставки», куда вошли разные по характеру произведения, но с таким же названием, как и названия рисунков. То есть «Старый замок» «Богатырские ворота» «Гном» и другие. Этот цикл пьес можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединённых общим названием. Каждая пьеса – музыкальная «картинка», отразившая впечатление Мусоргского навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Вместе с тем все они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется ещё несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой. Выбранная композитором музыкальная форма сюиты позволила автору создать впечатление прогулки по выставке картин. Итак, давайте попробуем дать определение: что такое сюита. Для этого прослушайте определение и закончите предложение, выбрав правильные из подсказок слова. Сюита – это последовательность разнохарактерных произведений, объединённых (общим замыслом, общим названием, общим рисунком). Объясните своё определение. (Выслушать аргументированные ответы детей).
|
|
Итак, общее название фортепианной сюиты «Картинки с выставки». В эту сюиту включены ряд разнохарактерных произведений. Каких? (ответы детей)
Подготовка учащихся к слушанию музыки.
Среди прочих рисунков был рисунок, на который я сознательно в представленном слайде не обратила ваше внимание. Давайте попробуем определить в предлагаемом мною произведении музыкальный образ. Но чтобы лучше этот образ прочувствовать, давайте отправимся туда, где он живёт.
Это волшебный дремучий лес. Каким вы его представляете? (ответы детей).
Правильно. А какими красками нужно рисовать сказочный загадочный дремучий лес? (ответы детей). А как должна звучать музыка, рисующая такой лес? (таинственно, медленно, в низком регистре).
Очень страшно! А как вы думаете, сможем ли мы с вами изобразить такой лес в движениях? Давайте попробуем! Выйдите из-за своих парт в проход между рядами, встаньте, крепко упираясь ногами в пол – это ваши «корни», раскиньте руки в стороны – это ваши ветки. Сделайте «ветки» корявыми и страшными. Под звучащую музыку шевелите «ветками». Можно немного и негромко повыть или изобразить другие звуки, но помните, что лес у нас ненастоящий. Не забудьте закрыть глаза.
(Звучит музыка «Выход бабы Яги)
Слайды 7-8
(На экране слайды, на которых изображены картинки сказочного леса. Чтобы не навязывать ребёнку чужое мнение в выборе образа, слайды с изображением сказочного леса лучше показать после пластических движений под музыку)
Учитель. А теперь предлагаю вам из предложенных мною рисунков выбрать тот, который больше соответствует нашему сказочному лесу. (ответы детей)
Слушание музыки.
(Слайд сказочного леса, выбранный детьми)- №7
А теперь давайте определим, кто живёт в этом сказочном лесу? А музыка нам поможет.
(на фоне сказочного леса звучит «Избушка на курьих ножках» Мусоргского.)
(После прослушивания произведения выслушать объяснения детей)
Учитель. Давайте проверим правильность вашего мнения. Я загадаю вам загадку, а вы проверьте себя.
В облаках, не по земле
Летит баба на метле.
Страшная и злая. Кто она такая?
Дети (баба Яга)
Слайд 9
Учитель. Смотрим следующий слайд.
(На слайде изображена избушка на курьих ножках).
Удивились? А что изобразила музыка: сказочную избушку или полёт её хозяйки? (ответы детей: полёт бабы Яги).
(Рассматриваем слайд 10, на котором изображена избушка на курьих ножках из сказки и часы в виде избушки у Гартмана).
Учитель. Не удивляйтесь, ребята. На рисунке художника Гартмана изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ.
Слайд 11
В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а её хозяйка, баба Яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом.
Итак, давайте ещё раз выделим главную мысль. Продолжите моё предложение. Музыкальный образ в произведении «Избушка на курьих ножках» определил (сам композитор, сам слушатель)
|
|
Слайд 12
Вывод: Музыка, в которой образ определяет сам композитор, называется программной. Слушатель этот образ только воспринимает, не подключая свою фантазию и воображение.
А какие краски использованы художником и композитором? (выслушать ответы детей).
Учитель. А давайте, ребята подумаем, какие ещё могут возникнуть
образы -ассоциации при рассматривании рисунка Гартмана?
Слайды 13-14-15
(После ответов детей, предложить им рассмотреть иллюстрации сказок «Коза-Дереза», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», где изображена избушка. Чтобы не затягивать время урока, можно выбрать одно или два изображения по выбору учителя).
Какие образы у вас, ребята, возникли, и какая должна звучать музыка, раскрывающая этот образ? (Выслушать ответы детей)
Можно ли вашу музыку, в которой вы, как композиторы, определили музыкальный образ, назвать музыкой программной? (Ответы детей: «Можно»)
Слайд 16