Каков вклад П.Я.Гальперина в развитие программированного обучения

Тема: Психология обучения

Практическое занятие №3 «Сравнительный анализ основных концепций обучения»

Цель занятия: 1. Расширение представлений об основных понятиях, персоналиях психологии обучения (ОК1).

Практическая отработка навыков определения закономерностей, уровней, структуры и функций процесса (ПК-11, ПК-14).

Структура практического занятия:

Блок №1 Актуализация теоретических знаний по теме занятия.

1.1.Работа с терминами: напишите в словарь терминов определение основных понятий темы

обучение –

поэтапное формирование умственных действий -

 программированное обучение -

проблемное обучение -

 суггестопедическая концепция обучения -

 нейролингвистическое программирование -

.

Вопросы для обсуждения.

1.Теория содержательного обобщения В. В. Давыдова.

2.Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

3.Бихевиоральныетеории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер). Психологическая сущность программированного обучения.

4.Концепция проблемного обучения Д. Б. Эльконина.

5.Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова.

6.Зарубежные инновационные модели обучения.

7.Суггестопедическая концепция усвоения Д. Н. Узнадзе.

8.Теория нейролингвистического программирования Р. Бэндлера, Дж. Гриндера.

9.Гештальттеория усвоения (Г. Мюллер).

Рекомендуемая литература

1. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

2. Гриндер Дж. Исправление школьного конвейера, или НЛП. – М., 1995.

3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.

4. Ильясов И. И. Структура процесса учения. – М., 1986.

5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

6. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия. – М., 1980.

7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1980.

8. Минияров В. М. Педагогическая психология. – М., 2005.

9. Психология / Под ред. Б. А. Сосновского. – М., 2005.

10. Селевко Г. Современные образовательные технологии. – М., 1995.

11. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

12. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М., 2001.

13. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии. – М., 2002.

Вопросы для самоконтроля:

Каковы основные тенденции психического развития, наблюдаемые в процессе обучения?

Какие уровни психического развития вы знаете?

Какие показатели психического развития вам известны?

Каков основной смысл теории обучения Л.В.Занкова?

Кто является автором теории развивающего обучения?

Каков основной смысл теории развивающего обучения?

Что такое проблемная ситуация?

Что такое проблемное обучение?

В чём состоит содержательная специфика теории программированного обучения?1

Каков вклад П.Я.Гальперина в развитие программированного обучения

1.3.Задания для самостоятельной работы (выполняются письменно):

1. Подробно охарактеризуйте основные тенденции психического развития, проявляющиеся в учебном процессе.

2. Составьте план-конспект работы В.В.Давыдова «Теории развивающего обучения».

3. Составьте план-конспект работы А.М.Матюшкина «Проблемные ситуации в мышлении и обучении».

4. Составьте план-конспект работы П.Я.Гальперина., Н.Ф.Талызиной «Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий».

Блок №2 Задания для актуализации опорных знаний обучающихся

Задание 1. Анализ основных концепций обучения Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения (табл. 1).

Таблица 1

Задание 2. Определение типа ориентировочной основы действия

Опираясь на табл.2 «Типы ориентировочных основ действия (ООД)», определите, по какому типу строится обучение в данном фрагменте…

 

Учитель объясняет ученикам 1-го класса сложение с переходом через десяток следующим образом: «Для того чтобы сложить 8 и 5, сначала надо к 8 прибавить 2, а потом прибавить оставшиеся единицы – 3».

Таблица 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: