Практическое занятие
Тема: «Методика словарной работы»
Подготовьте, пожалуйста, конспект данного материала.
Для каждого из описанных методов и приемов словарной работы составить по 2-3 практических примера-задания.
Методы:
§ Обогащение словаря
1. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом,
Вот ещё садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
2. Найдите слова с корнем - гус -. Относится ли к ним слово гусеница?
Докажите, указав значение однокоренных слов.
Родственники.
- Вы кто такие?
- Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя гусеница.
§ Уточнение словаря
1. Подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выявление сходства и различия;
|
|
2. Работа с пословицами и поговорками.
§ Активизация словаря
1. Перед описанием картины следует спросить у детей, какие детали на ней помогут точно описать ее.
2. Составление предложений с опорой на некоторые слова (написать их на доске, раздать карточки с ними).
§ Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный
1. На личном примере, не использовать нелитературные слова в речи.
2. Играть в игры, построенные на продолжении мысли или рассказа/сказки.
Какие способы объяснения и закрепления значений новых слов вы знаете? Подберите пример к каждому способу.
Составление словосочетаний является очень эффективным видом закрепления новых слов, их значений, выработки навыков сочетаемости слов. Например:
1. Подбор к существительным, обозначающим предметы (вещи, людей, животных и т.д.); названий действий: мальчик (идёт, бежит, стоит, читает, пишет и т.д.); дерево (растёт, качается, зеленеет); снег (идёт, падает, тает) и т.д.
2. Подбор к глаголам, обозначающим действия, названий предметов: идёт (человек, машина, волк, снег); тает (лёд, снег, сахар); летит (птица, ракета, самолёт, спутник, космонавт) и т.д.
3. Подбор к двум или более названиям предметов слов, обозначающих действия или состояния предметов: лошадь идёт, скачет, стоит, а змея ползёт, лежит; ложка лежит, а стакан стоит; пером пишут, а лопатой копают; иглой шьют, а утюгом гладят; топором рубят, а пилой пилят и т.д.
4. Подбор к словам, обозначающим предметы, прилагательных со значением признака: яблоко красное, спелое, вкусное, большое; трава зелёная, высокая, густая; вода тёплая, холодная, горячая и т.д.
|
|
Активизации словаря и закреплению изученной лексики помогает составление предложений и небольших рассказов по опорным словам. Учитель создаёт необходимые условия, чтобы ученик употребил изученное слово, составил с ним предложение. Предложение можно составить по вопросу учителя: Что делает тракторист? (Тракторист пашет поле). Когда убирают хлеб? Что делают топором? Вопросы могут быть различные в зависимости от того, какое слово и в какой форме нужно употребить в предложении.
Одной из разновидностей работы над предложением является распространение его словами, необходимыми для закрепления предложения: Жители сел убирают хлеб. Когда убирают хлеб? (Летом, осенью). Чем убирают хлеб? (Хлеб убирают комбайном). Снег тает. Когда тает снег? (Снег тает весной). Когда идёт снег? (Снег идёт зимой).