Какие способы объяснения и закрепления значений новых слов вы знаете? Подберите пример к каждому способу

Практическое занятие

Тема: «Методика словарной работы»

Подготовьте, пожалуйста, конспект данного материала.

 

 

Для каждого из описанных методов и приемов словарной работы составить по 2-3 практических примера-задания.

Методы:

§ Обогащение словаря

1. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

Вот ещё садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

 

2. Найдите слова с корнем - гус -. Относится ли к ним слово гусеница?

Докажите, указав значение однокоренных слов.

 

Родственники.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя гусеница.

 

§ Уточнение словаря

1. Подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выявление сходства и различия;

2. Работа с пословицами и поговорками.

§ Активизация словаря

1. Перед описанием картины следует спросить у детей, какие детали на ней помогут точно описать ее.

2. Составление предложений с опорой на некоторые слова (написать их на доске, раздать карточки с ними).

§ Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный

1. На личном примере, не использовать нелитературные слова в речи.

2. Играть в игры, построенные на продолжении мысли или рассказа/сказки.

Какие способы объяснения и закрепления значений новых слов вы знаете? Подберите пример к каждому способу.

Составление словосочетаний является очень эффективным видом закрепления новых слов, их значений, выработки навыков сочетаемости слов. Например:

1. Подбор к существительным, обозначающим предметы (вещи, людей, животных и т.д.); названий действий: мальчик (идёт, бежит, стоит, читает, пишет и т.д.); дерево (растёт, качается, зеленеет); снег (идёт, падает, тает) и т.д.

2. Подбор к глаголам, обозначающим действия, названий предметов: идёт (человек, машина, волк, снег); тает (лёд, снег, сахар); летит (птица, ракета, самолёт, спутник, космонавт) и т.д.

3. Подбор к двум или более названиям предметов слов, обозначающих действия или состояния предметов: лошадь идёт, скачет, стоит, а змея ползёт, лежит; ложка лежит, а стакан стоит; пером пишут, а лопатой копают; иглой шьют, а утюгом гладят; топором рубят, а пилой пилят и т.д.

4. Подбор к словам, обозначающим предметы, прилагательных со значением признака: яблоко красное, спелое, вкусное, большое; трава зелёная, высокая, густая; вода тёплая, холодная, горячая и т.д.

 

Активизации словаря и закреплению изученной лексики помогает составление предложений и небольших рассказов по опорным словам. Учитель создаёт необходимые условия, чтобы ученик употребил изученное слово, составил с ним предложение. Предложение можно составить по вопросу учителя: Что делает тракторист? (Тракторист пашет поле). Когда убирают хлеб? Что делают топором? Вопросы могут быть различные в зависимости от того, какое слово и в какой форме нужно употребить в предложении.

Одной из разновидностей работы над предложением является распространение его словами, необходимыми для закрепления предложения: Жители сел убирают хлеб. Когда убирают хлеб? (Летом, осенью). Чем убирают хлеб? (Хлеб убирают комбайном). Снег тает. Когда тает снег? (Снег тает весной). Когда идёт снег? (Снег идёт зимой).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: