Управление качеством в современной организации

Управление качеством – это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой. В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.

В теории управления качеством продукции выделяют следующие категории:

объект управления – качество продукции,которое можетвключать как всю совокупность свойств, так и определенную их часть, группу или отдельное свойство;

цель управления –поддержание уровня и состояния качества продукции в соответствии с экономическими интересами производителя (затратами, рентабельностью) и потребителя (уровнем благосостояния, модой и т.д.), а также требованиями безопасности и экологичности продукции;

субъект управления –управляющие органы всех уровнейи лица, призванные обеспечить необходимый уровень качества продукции;

методы и средства управления –способы,которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

В России разработка систем качества началась с середины XX в., но все они оказались малоэффективны, так как уделялось слабое внимание мотивации работников. С 1997 г. начали разрабатываться системы качества в соответствии с требованиями международной организации по стандартизации ИСО. Данная организация начала свою деятельность еще в 1946 г., но к системам качества приступила относительно недавно. В стандартах 9000-9004 международной системы ИСО даются общие требования по разработке систем качества. Данные стандарты аутентично переведены на русский язык и носят название ГОСТ Р/ИСО 9001(2000 г.). В соответствии со стандартами ИСО 9000–9004, если предприятие не может освоить всю систему полностью, оно может внедрять ее поэтапно, т.е. обособленно на каждый процесс.

Внедрение сертифицированных систем качества дает предприятию значительные преимущества.

Основополагающим принципом любой системы качества является

постоянное совершенствование качества продукции, так как иначе затраты на нее будут бессмысленными в связи с постоянно возрастающими требованиями покупателей. Наибольшее распространение как во всем мире, так и в России получили такие системы качества, как QMS (Quality Management System или Система менеджмента качества – СМК) и TQM (Total Quality Management или Всеобщее управление качеством).

Система менеджмента качества (СМК) –система управления качеством производимой продукции в какой-либо организации.

В общем виде СМК соответствует конкретной редакции стандарта и представляет собой задокументированный «образ» предприятия, как организма, т.е. саморегулирующегося механизма приспособленного к жизни в конкретной экономической среде. Естественно, что для жизни оно должно производить услуги и/или продукцию не хуже определенного уровня качества, а для хорошей жизни – хорошего качества.

Целью СМК является:

– достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев

и общества;

– соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

В общем виде основные составляющие системы менеджмента качества следующие[10]:

1) Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги.

2) Наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних).

3) Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей.

4) Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации).

5) Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества.

6) Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК.

7) Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.

Как видно из определения, первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Политика и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.

Всеобщее управление качеством –общеорганизационныйметод непрерывного повышения качества всех организационных процессов[11].

Философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции, говорит о следующем.

Современная компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, и уровня квалификации персонала – позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.

Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху.

TQM включает два механизма: Quality Assurance (QA) – контроль качества и Quality Improvements (QI) – повышение качества.

Контроль качества –поддерживает необходимый уровенькачества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.

Повышение качества –предполагает,что уровень качестванеобходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий. Два механизма: контроль качества и повышение качества – позволяют «удерживать мяч в игре», то есть постоянно совершенствовать, развивать бизнес.

 

 


 


Лекция № 2

 

КВАЛИМЕТРИЯ:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: