Основные принципы и задачи квалиметрии

У квалиметрии есть свои методологические принципы:

1. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя. Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.

2. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

3. Показатель любого уровня обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

4. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

5. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости).

6. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной балльной шкале).

7. Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей.

8. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

9. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

Основные задачи квалиметрии:

1) давать практике хозяйственной деятельности людей общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования;

2) разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы потребителей и производителей:

- обоснование номенклатуры показателей качества;

- разработка методов определения показателей качества продукции и их оптимизации;

- оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий;

- разработка принципов построения обобщённых показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

Области применения квалиметрии.

Вначале квалиметрия определялась как наука об измерении и оценке качества продукции. И это было вполне естественно, потому что проблема качества народнохозяйственной продукции – одна из важнейших проблем. Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только к техническим, но и к естественным и даже гуманитарным наукам постепенно начинают подвергаться сначала формализации, а затем – и количественному выражению (квантификации).

В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной и даже общественно-политической литературе часто затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов.

Современные методики оценки качества (несмотря на то, что объект оценки у них самый разнородный) характеризуются внутренним единством. Оно заключается в том, что эти методики базируются на общих принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической квалиметрии, эти методики однородны и могут быть описаны одним алгоритмом.

Таким образом, можно считать, что:

- методы комплексной количественной оценки качества захватывают все новые области, зачастую далеко отстоящие от первоначальной сферы их приложения – только к продуктам труда;

- алгоритм этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты в теоретической квалиметрии;

- сферы приложения многих из этих методов, например, оценка качества специалистов, чрезвычайно важны.

Расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества различных процессов и предметов, не являющихся продуктами труда, что, безусловно, будет иметь большое социально-экономическое значение.

Следовательно, в настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

Соприкосновение квалиметрии и маркетинговых исследований реализуется по ряду направлений: методологический и целевой аспекты.

В методологическом аспекте:в области построения системы шкал и формирования системы методов квалиметрической оценки.

В целевом аспекте:в решении проблем хозяйствующихсубъектов, в частности, в области качества товаров, услуг, различных работ и направлений деятельности.

Традиционно в маркетинговых исследованиях квалиметрические методы находят применение в процессе:

1) оценки рисков при разработке, производстве и реализации продукции;

2) оценки качества произведенной продукции;

3) оценки конкурентоспособности товара или фирмы;

4) оценки потребительской популярности продукции или фирмы;

5) оценки эффективности рекламы и PR;

6) определения различных рейтингов;

7) сегментирования и позиционирования фирмы и ее продукции на рынке.


8)


Лекция № 3

 

КВАЛИМЕТРИЯ:

 





Подборка статей по вашей теме: