Однородные и разнородные изделия

В Российском законодательстве существует четкое разграничение понятий однородные и неоднородные товары.

Однородные товары,которые,хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения товара, производитель.

Товары не считаются однородными с оцениваемыми, если не были произведены в одной и той же стране и если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и т.п. были выполнены в Российской Федерации. Иными словами неоднородные товары – это не тождественные по качеству, по набору базовых характеристик.

Напомним, что в маркетинге в зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов выделяют четыре уровня конкуренции:

1 уровень. Общая конкуренция: при ней фирма видит конкурента в каждом производителе, участвующем в борьбе за деньги потребителей. (Все фирмы, присутствующие на рынке).

2 уровень. Формальная конкуренция: фирма считает конкурентами всех, кто производит продукцию, призванную удовлетворить одни и те же потребности. (Например, потребность в передвижении – велосипед, автомобиль, мотоцикл).

3 уровень. Отраслевая (видовая) конкуренция: конкурирующими являются фирмы, производящие тот же продукт или группу продуктов. (Автомобили – Форд, Ниссан, Ауди, Мерседес, ВАЗ, ГАЗ).

4 уровень. Конкуренция торговых марок: имеет место в том случае, если фирма рассматривает в качестве своих конкурентов фирмы, предлагающие сходный продукт и/или услуги тем же целевым покупателям по сходным ценам (Coca-Cola, Pepsi).

Таким образом, под категорию однородные товары по всей видимости попадают те изделия, которые характеры для четвертого и третьего уровней.

Тем не менее, при оценке качества промышленной продукции рекомендуют опираться на конкретный документ, регламентирующий правила и процедуру оценки: «Методические указаниями по оценке технического уровня и качества промышленной продукции. РД 50-149-79». В соответствие с этим документом под однородными понимают изделия одного вида, одного класса и назначения. При оценке уровня качества таких изделий рекомендовано использовать дифференциальный, комплексный, смешанный, а также интегральный методы. Для оценки технического уровня (уровня качества) разнородных изделий применяют метод на основе индексации качеств. Иногда применительно к однородным или разнородным изделиям используют метод экспертных оценок качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: