Методы определения величины показателей качества зависят от конструкторских и технологических особенностей продукции или услуги.
Наиболее распространены следующие методы:
- инструментальные, с использованием различных измерительных и контрольных приборов;
- расчетно-аналитические – методы расчета показателей и установления взаимосвязи между ними (например, определение производительности станочного оборудования по величине подачи);
- опытные, позволяющие путем испытаний установить, а в отдельных случаях и проверить, значение показателей, найденных другими методами (например, испытание автомобилей на полигоне, ускоренные испытания двигателей и т.д.);
- лабораторные, служащие для определения показателей с помощью анализов и испытаний;
- органолептические, заключающиеся в определении показателей с помощью органов чувств (например, контроль окраски, наличие царапин и т.д.);
- социальные, позволяющие определить качество путем анкетного опроса потребителей;
- балльные, позволяющие оценить отдельные показатели, не имеющие общепринятых размерностей, с помощью баллов;
- экспертные – методы, использующие экспертов в анкетных опросах с целью получения более точных значений величины показателя.
Обычно одновременно применяется несколько методов для определения одного и того же показателя. На рис. 7 представлены основные методы квалиметрической оценки качества продукции.