Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте

Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте.

План:

1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.

2. Организация диагностики на третьем году жизни.

3. Изучаемые параметры.

4. Диагностические средства

Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].

Информационное обеспечение:

Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»

Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

В течение двух десятилетий Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трех лет жизни. Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

Предлагается создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений развития детей, задачей которой была бы разработка и апробация различных моделей скринингового и более глубокого исследования детей первого года жизни для выявления детей с отклонениями в развитии и детей, составляющих «группу риска». Это позволит своевременно с учетом сензитивных периодов оказать адекватную медико-психолого-педагогическую помощь детям.

4. Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 г. снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную (т.е. возникшая в период рождения) патологию (Волосовец Т.В.).

5. Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость дорогостоящего специального образования. Это подтверждают и зарубежные исследования (Волосовец Т.В.).

6. Авторский коллектив Института коррекционной педагогами РАО предлагает модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, включающую 4 блока:

1-й блок - скрининговое обследование детей первого года жизни, которое проводится уже в роддоме, и в выписке отмечается фактор риска. Основная цель - выявление всех детей группы риска.

2-й блок - дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель - определение структуры дефекта, видов специальной коррекционной помощи.

3-й блок - медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

4-й блок - подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе осуществить программу ранней помощи детям.

7. В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт изучения нарушенных вариантов речевого развития детей раннего возраста: Н.Д. Шматко – при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; Е.Ф. Архипова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – при двигательных нарушениях; О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – при нарушениях эмоциональной сферы; Е.А. Стребелева – при органических поражениях центральной нервной системы; Ю.А. Разенкова – при последствиях социальной депривации.

В современной логопедии часть дизонтогений речевого становления в раннем возрасте обозначаются как «задержка речевого развития». Из категории детей с задержкой речевого развития выделены дети, речевое развитие которых характеризуется как «группа риска по общему недоразвитию речи». Основными диагностическими показателями группы риска по общему недоразвитию речи являются отсутствие достаточного количества слов в собственном словаре ребенка и позднее появление фразы, которые и определяют в настоящее время основные направления дифференциальной диагностики.

Отклонения в овладении речью – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и/или неадекватностью естественной речевой среды.

    8. Исходя из такого понимания отклоняющегося типа речевого развития в раннем возрасте, методика диагностики должна предполагать тщательное изучение четырёх взаимосвязанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации:

· психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;

· когнитивных компонентов;

· естественной речевой среды;

· собственной языковой продукции ребенка.

    9. Диагностика должна носить комплексный характер как по изучаемым блокам и компонентам, так по участию специалистов. Обязательными участниками диагностического обследования психоречевого развития детей раннего возраста являются невролог, педиатр, логопед, родители, при необходимости к обследованию привлекаются врачи узкой специализации, психолог, педагог группы (в случае, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение).

10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: