21. Существуют различные авторские методики обследования речевого развития детей раннего возраста:
· Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие».
· Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Центр психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга, научный редактор Н.В. Серебрякова
· Н.В. Верещагина «Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста».
· Верещагина Н.В. «Диагностика безречевых детей» и др.
Рассмотрим авторскую методику по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии Е.В. Шереметьевой:
22. Данная методика предполагает тщательное изучение четырёх взаимосвязанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации:
· психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;
· когнитивных компонентов;
· естественной речевой среды;
|
|
· собственной языковой продукции ребенка.
Для графического построения индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребенка раннего возраста в пособии и компьютерной программе Е.В. Шереметьевой использованы символы, представляющие собой сокращение до начальной литеры названия изучаемого показателя на английском языке:
· 23. Блок сбора анамнестических данных: N – показатель неврологической патологии от англ. neuralgic; S –показатель соматической патологии от англ. somatic pathology; H – показатель наследственной предрасположенности от англ. heredity.
· 24. Блок изучения микросоциальных условий развития ребёнка: M – показатель стимуляции речевого развития близкими взрослыми от англ. мotive; M1 -. общение родителей с ребенком; M2 – общение ребёнка с родителями; LE – показательестественной языковой средыотангл. language environment; E –показатель состояния эмоционального развития от англ. emotion; V – показатель способности ребёнка к волевым усилиям от англ. volitional efforts.
· 25. Блок изучения психофизиологических компонентов речевого развития:
Зрительное восприятие: VG – показатель состояния зрительного восприятия ребёнка от англ. visual gnosis.
Слуховое восприятие: NvAG – показательнеречевого слухового восприятия от англ. nonverbal auditory gnosis; PhG – показатель фонематического восприятия от англ. phonemic gnosis; UI – показатель понимания инструкций взрослого от англ. understanding instructions.
Двигательные предпосылки артикуляции: EB – показатель пищевого поведения ребёнка от англ. eating behavior; LA – показатель двигательных возможностей губных мышц от англ. labial, articulate; TA –показатель двигательных возможностей мышц языка от англ. tongue, articulate; JA – показатель двигательных возможностей мышц, удерживающих нижнюю челюсть от англ. jaw, articulate.
|
|
· 26. Блок изучение когнитивных компонентов речевого развития:
OA – показатель сформированности предметной деятельности ребёнка от англ. objective activity; GA – показатель состояния игровых действий ребёнка от англ. gaming activities; SGA – показатель состояния оречевления игровых действий от англ. speech in game.
· 27. Блок изучения доступных ребёнку средств общения
N-VMC – показательсостояниянеречевых средств коммуникации от англ. non-verbal means of communication; PLMC – начальные языковые средства общения от англ. primary linguistic means of communication.
Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
Кол-во часов: 1.
План:
1. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия
2. Основные блоки воздействия.
3. Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте»
3.