Музыкально-логопедический блок

Стержнем разработанной Е.В. Шереметьевой методики обучения является музыкально-логопедический блок. Основная организационная форма этого блока — еженедельные интегрированные музыкально-логопедические занятия со всеми детьми группы, проводимые в музыкальном зале.

Занятия разработаны по концентрическому принципу и наполнены определенным лексическим содержанием в соответствии с сезонностью явлений в природе и событиями общественной жизни. Интегрированные музыкально-логопедические занятия проводятся в три периода (соответственно сезонам) по календарно-тематическому планированию. Каждое из 28 занятий проводится по единообразной структуре, определенному сюжету с обязательным музыкальным сопровождением.

Обязательные структурные компоненты занятия: 1) организация детей в групповой комнате; 2) движение в музыкальный зал с внешней ритмической организацией стихотворным текстом в логике заданного сюжета; 3) движение по музыкальному залу под ритм песни, подобранной по сюжету; 4) остановка возле рояля; 5) приветствие; 6) появление сказочного героя или проблема, которую необходимо разрешить (зачин); 7) основная часть занятия предполагает разрешение проблемы с помощью детей и включает: — артикуляционную гимнастику; — упражнения на интонирование; — задания для формирования ритмической основы речи; — упражнения на развитие фонематического слуха; — упражнения на развитие мелкой моторики; — задания для развития общей моторики; — задания, направленные на подготовку к отгадыванию загадок, на дифференциацию по цвету, форме, обобщающему понятию; — итог занятия; — прощание; — движение в групповую комнату в порядке, обрат- ном движению в музыкальный зал.

11.

Социально-педагогический блок

Тесная взаимосвязь музыкально-логопедического блока с социально-педагогическим осуществляется посредством видеозаписи каждого занятия с последующей обязательной еженедельной демонстрацией родителям (по условиям заключенного в начале обучения договора ДОУ с семьями детей). Договор с семьями заключается перед началом обучения.

Он позволяет вести видеосъемку обследования и интегрированных музыкально-логопедических занятий и обязывает родителей посещать общие еженедельные консультации. В течение учебного года проводится 28 теоретических консультаций в соответствии с календарно-тематическим планированием. Теоретическое консультирование способствует установлению корреляции коммуникативного поведения близких взрослых с когнитивными и речевыми возможностями ребенка, осознанному принятию родителями специальных коррекционных и методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком дома. Демонстрация видеозаписей фрагментов обследования и фронтальных музыкально-логопедических занятий (28 занятий) позволяет вызвать у родителей рефлексию, помогает им проанализировать актуальное состояние, сохранные стороны, динамику речевого развития ребенка, обучает их методам и приемам коррекционного воздействия после каждого занятия для осуществления преемственности детского сада и семьи.

По окончании общей консультации видеозапись музыкально-логопедического занятия выдается каждой семье с целью продолжения работы в домашних условиях. Например, родители отмечают, что на занятии в группе ровесников поведение, в том числе и речевое, их ребенка значительно отличается от поведения дома.

13.

Клинико-логопедический блок

Важным связующим звеном социально-педагогического блока и клинико-логопедического являются еженедельные посещения родителями детей с резко выраженными, выраженными отклонениями в овладении речью и обусловленными недоразвитием психо-физиологических компонентов индивидуальных логопедических занятий и получение дополнительной консультации логопеда. Основная организационная форма реализации содержания клинико-логопедического блока: индивидуальное обследование у невролога (2 раза в год); индивидуальные логопедические занятия с детьми.

Количество индивидуальных занятий зависит от типа отклонений в овладении речью:

· с резко выраженными отклонениями речевого развития — 3 раза в неделю;

· с выраженными отклонениями и обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов — 2 раза в неделю.

14.

Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия

Подготовительный этап

Цель: развитие импрессивной речи в коммуникации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: