Вопрос. Менеджмент организации как элемент системы социального управления. Виды менеджмента. Менеджмент как всеобщий принцип социального управления

Менеджмент как разновидность социального управления предопределен объективными общественными законами, изложенными социологией, политологией, социальной психологией.

Формируется под влиянием межгосударственного управления, осуществляемого межгосударственными органами управления, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями, интернациональными банковскими и финансовыми учреждениями, товарными и валютными биржами.

Непосредственно зависит от проводимой государством экономической политики в области формирования и использования бюджета, налоговой, инновационной, инвестиционной, кредитной, денежной, таможенной, внешнеэкономической политики, от государственного регулирования цен, оплаты труда, действующего законодательства.

Подпадает под влияние местных органов управления, отраслевой принадлежности организации; подчиняется влиянию культурной среды и культурного уровня экономических субъектов.

Управляет совместной и индивидуальной деятельностью людей, личностью, коллективом в организациях; устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс совместной трудовой деятельности.

Менеджмент как социальное управление прежде всего ориентирован на работу с персоналом с целью максимально эффективного использования и интенсивного развития потенциала каждого работника, а также обеспечения удовлетворенности человека от взаимодействия с предприятием, от отношения к нему и его вкладу в совместную работу.

Особо проявляется менеджмент как социальное управление в социально-культурной сфере, т.е. тех структурах общества, в рамках которых осуществляется социально-культурное воспроизводство. Это разнообразные социальные институты, совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения. Их деятельность удовлетворяет культурные и информационные потребности населения, развивает человеческий потенциал как источник и конечную цель общественного развития.

Самостоятельной частью социально-культурной сферы является отрасль культуры, направленная на создание продукта, способного формировать и способная удовлетворять культурные потребности людей (не обязательно имеющие систематический характер) особым способом, с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности (в свободное время).

Генеральная функция менеджмента в сфере культуры — создание условий для наиболее полного развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации различных слоев населения социума в сфере досуга. Управление в сфере культуры призвано способствовать со­циализации личности, ее развитию, ее "врастанию в человеческую культуру", преодолению дефицита общения.

Менеджмент как предпринимательское управление направлен на решение новых задач, или на улучшение уже существующего, или на постижение и реализацию новой комбинации существующих факторов производства.

Нацелен на получение прибыли, предпринимательского дохода, на коммерческий успех в интересах предпринимателя — собственника имущества предприятия, что регламентируются организационно-правой формой предприятия, учредительными документами и устными договоренностями.

Может иметь антикризисную направленность для упреждения нежелательного развития хозяйственных ситуаций в связи с динамикой внешней среды и на основе инновационной деятельности. Реализуется в свободной, самостоятельной и инициативной деятельности в соответствии с полномочиями и в рамках действующих законов.

Функции менеджера и предпринимателя могут совпадать, если предприниматель занимает должность в аппарате управления собственным предприятием.

Предпринимательский менеджмент основан на деловой энергии сотрудников, которая является основой успешного функционирования, роста, движения любой компании и наиболее полно реализуется в организациях, вовлекающих в производственную деятельность творческий потенциал сотрудников и где их деловая активность суммируется, подпитывает и корректирует друг друга.

При авторитарном руководстве зачастую источником деловой энергии является исключительно высшее руководство при пассивности сотрудников, такие компании успешны при достижении краткосрочных и среднесрочных целей и подвержены серьезным рискам на длинных временных интервалах. В компаниях, где основной ценностью является регламент, часто исключительно разумный, деловая энергия сотрудников гасится инструкцией.

    Признаки и роли менеджера. Термин "менеджер" в рыночной экономике широко распространен и употребляется применительно к руководителям предприятия, его структурных подразделений: управлений, отделов, отделений, производств, цехов, участков и т.п.

Это наемный управляющий: собственник предприятия (бизнесмен), как правило, нанимает главного менеджера — руководителя предприятия, который в свою очередь подбирает и вводит в должность других менеджеров и работников организации. В отдельных случаях учредительными документами предприятия может быть предусмотрен и другой порядок найма заместителей руководителя и других менеджеров организации.

Менеджер является должностным лицом, занимая определенную вакансию в штатном расписании организации — управленческий пост и выполняет управленческие функции с использованием делегированных ему полномочий, т.е. ограниченным правом распоряжаться ресурсами организации и направлять усилия персонала (управлять их знаниями, умениями, навыками) для достижения целей предприятия. Это предопределяет возможность менеджера осуществлять власть и влиять на ситуацию, решать проблемы, т.е. принимать и реализовывать управленческие решения. Менеджер должен владеть специальной профессиональной подготовкой. Профессионализация менеджмента обусловлена возрастающей сложностью управления, которая определяется как увели­чением масштабов управления, так и усложнением его струк­туры и технологии, усилением динамики, повышением социаль­ной ответственности, обострением конкуренции.

  Современный менеджмент — это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства.

Профессиональное обучение в сфере управления необходимо и не может быть заменено подготовкой по отдельным специальностям: гуманитарным, экономическим, техническим, естественнонаучным.

Реальная управленческая практика расширяет признаки менеджера: он может совмещать функции предпринимателя и собственника, иметь в распоряжении только два ресурса: информацию и время, однако в любом случае он должен обладать широким диапазоном профессиональных качеств.

Осуществляя управление менеджер выбирает такой способ поведения, который соответствует принятым в обществе нормам и соответствует ожиданиям окружения, т.е. выступает в разных ролях:

ü организатора, обеспечивающего взаимодействие сотрудников; администратора, применяющего меры регламентируемого воздействия; специалиста, ставящего задачи, определяющего что и как надо делать для выполнения работы;

ü дипломата, ведущего переговоры, контактирующего с внешней средой; инноватора, воплощающего в жизнь достижения научно-технического и социального прогресса; предпринимателя, работающего в условиях неопределенности и риска;

ü воспитателя, морально мотивирующего деятельность сотрудников, ориентирующего их на творческий, инициативный, эффективный труд;

ü общественного деятеля, формирующего позитивное мнение об организации во внешней среде.

Роли менеджеров взаимозависимы и взаимодействуют, создавая единый управленческий процесс. Выполнение ролей составляют объем и содержание работы менеджера любой конкретной организации независимо от ее характера и размеров. Г. Минцберг группирует в три блока социальные роли руководителя.

Роли межличностные:

• главного руководителя (выполнение обязанностей политического, правового или социального характера);

• лидера (мотивирование, активизация подчиненных, набор и подготовка работников организации);

• связующего звена (переписка, участие в совещаниях, работа с внешними орга­низациями и лицами).

Роли информационные:

• получателя информации (постоянный поиск информации, в основном оперативного или текущего характера, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы);

• распространителя информации (передача информации членам организации, полученной из внешних источников или от других подчиненных);

• представителя организации (передача информации для внешних организаций относительно планов, политики, действий, результатов работы организации).

Роли, связанные с принятием решений:

• инициатора изменений, связанных с началом новых проектов или использованием новых возможностей;

• устранителя проблем;

• распределителя ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей;

• ведущего переговоры, постоянно согласовывающего действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных организаций.

Значение каждой из ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.

Вопрос. Компоненты системы социального управления: механизм управления, структура управления, объекты и субъекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Циклическая смена ведущих систем и сторон управления.

Социальное управление – это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему), в качестве которого могут выступать общество в целом или его отдельные сферы — экономика, политика, культура, наука, социальная, духовная сфера или звенья (организации, предприятия, учреждения).

Социальное управление представляет собой наиболее рациональный способ организации труда. Его можно определить как целенаправленный, планируемый, координируемый, сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени.

Содержанием социального управления является сохранение качественной специфики и целостности управляемой системы и всего социума в целом, обеспечение их нормального функционирования, совершенствования и развития, достижения целей, поставленных субъектом управления. Социальное управление охватывает все сферы общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Социальное управление осуществляется путем специфического воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение. По этой причине социальное управление является одним из важнейших условий нормального функционирования и развития общества.

Специфика. Реальная система социального управления включает следующие компоненты: субъект, среду, структуру, механизм, объект, функции, кадры, процесс управления. В кратком изложении их смысл заключается в следующем.

  Субъект социального управления — это элемент структуры системы социального управления, являющийся носителем управленческого воздействия на объект социального управления (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, успешное движение к заданной цели.

В роли субъекта социального управления выступают социальные институты, организации (в том числе общественные), производственные коллективы и личности. Субъект социального управления выполняет ряд базовых социальных ролей, главные из которых – разработка концепции управления, генерация идей и целевых установок, организация их достижения. Субъект социального управления может эффективно выполнять свои обязанности, если он имеет:

 права, обязанности и ответственность;

  соответствующие качества - образование, знание, опыт и т. п.;

  необходимые виды и объемы ресурсов – информационные, материальные, финансовые, человеческие и др. 

Среда социального управления — социально-экономическое, политическое, культурное, социально-психологическое, коммуникативное, технологическое пространство, в рамках которого с большей или меньшей интенсивностью осуществляется управленческая деятельность.

 Различают внешнюю и внутреннюю среду управления.

 Внешняя среда (или макросфера) — это совокупность социальных, экономических и политических субъектов, физических лиц, которые взаимодействуют с системой и действуют за ее пределами, а также та часть информационно-коммуникативного пространства, от которого зависит успешное функционирование системы.

Внутренняя среда управления — это сложившиеся отношения, определяющие характер, насыщенность и интенсивность информационно- некоммуникативных формальных и неформальных связей и взаимодействий между подсистемами, а также между персоналом системы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: