Таким образом, в понятие «среда социального управления» включается как сама система, в которой осуществляется управление, так и внешняя среда, в которой система функционирует

  Структура системы социального управления отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, взаимодействующих определенным образом и функционирующих в соответствии с заданной целью.

Объект социального управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей).

Объекты управления можно типологизировать по следующим направлениям:

 - по масштабам и уровням управленческого воздействия – государство, регион, отрасль предприятие и др.;

 - видам регулируемой деятельности - производственная, социальная, политическая, социокультурная;

 - адресату управленческого воздействия - население и все организационные структуры страны, население областных, районных, городских социально-территориальных общностей, персонал министерств и ведомств, предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и др.

  Функции системы социального управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им.

К основным функциям социального управления относятся анализ состояния, прогнозирование, целеполагание, обоснование и принятие решений, планирование, организация, координация и регулирование, стимулирование, обучение, контроль.

В общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные части, взаимообусловленные и взаимосвязанные:

 1) административную, которая связана с определением стратегических и тактических целей, постановкой задач и способов их решения, а также функционированием всей системы;

Собственно управленческую - предметом которой является реализация поставленных целей и контроль их достижения.    

 Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, свойственными управлению как научной категории. Наиболее существенное значение из них имеют следующие:  

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

Социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

Социальное управление выступает в роли регулятора поведения людей.

Социальное управление базируется на определенной соподчиненности людей как участников управленческих отношений.

 Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей.

Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

В свою очередь, виды управления подразделяются на уровни управления - народным хозяйством, регионом, отраслью, организацией (предприятием, учреждением), а также управление внутри каждой социально-экономической системы.

 В рамках социального управления выделяют две основные формы — управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это подвиды социального управления.

 Основные задачи, функции, структура и принципы социального управления

 В основе любого управления лежит целеполагание и выполнение поставленных задач:

 - определение основной цели или целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению, формулирование концепции деятельности, развития данной организации;

 - формирование корпоративной культуры, что предполагает объединение персонала вокруг общей цели (или целей);

 - продуманная, рационально организованная мотивация персонала на достижение цели организации;

- формирование в организации системы стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм, должностей, зафиксированных документально (устав, положение организации), регулирующих взаимодействия между организациями, подразделениями, людьми как членами организации по поводу осуществления их функций;

- разработка и осуществление технологии изменений, так как эффективность управления определяется способностью к изменениям;

 - определение диагностики управления (определение точек наибольшей и наименьшей управляемости, точек неуправляемости); формирование представления о том, какова должна быть реализация управленческого решения;

- разработка системы контроля за выполнением принятого решения (определение, применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций, их подразделений, срывающих выполнение принятых решений).

Социальное управление имеет четкую структуру, в которую входят:

- субъект (субъекты) и объект (объекты) управления;

 - организационная структура управления - совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения цели;

- механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционнобюрократическими методами (инновационные приемы управленческой деятельности, изменения в окружающей среде не учитываются);

- адаптивная структура управления, учитывающая инновационные приемы управленческой деятельности и позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде;

- партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства);

- матричная структура управления - симбиоз, конструируемый путем органического совмещения горизонтальной и вертикальной структур, что имеет место в крупных современных организациях и социальных институтах (автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях).

Вертикальные связи предполагают иерархическую соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена и т. д. Примером подобной управленческой структуры является "управленческая вертикаль" Российской Федерации: на вершине действует президент страны, в его непосредственном подчинении - администрация президента, областные администрации, администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости пирамидальная структура управления.

Горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской служб, службы маркетинга).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: