Лабораторная Работа № 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Работа с масштабами

Цель: научиться решать задачи с численными масштабами; уметь пользоваться линейным и поперечным масштабами.

Оборудование: масштабные линейки, измерители.

Исходные данные - в приложении I.

Задание 1. Работа с численными масштабами.

Порядок работы:

1.1.  Вычислить длины линий на плане в сантиметрах по их длинам на местности в метрах.

L(см) = dм / М: 100, где dм – длина линии на местности, м;

М - знаменатель масштаба.

                                                                                                                                 Таблица 1.

Масштаб Длины линий на местности, м Длина линии на плане, см
     
     
     
     

 

1.2.  Вычислить длины линий на местности в метрах по их размерам в сантиметрах.

dм = L * М /100, где dм – длина линии на плане в см

                                                                                Таблица 2.

Масштаб Длины линий на плане, см Длина линий на местности, м
     
     
     
     

 

Задание 2. Работа с графическими масштабами.

Порядок выполнения

2.1. Построить линейный масштаб с основанием L = 2 см, = 10. Подписать его согласно данному численному масштабу и отложить размеры:_____м,____     м,____ м.

2.2.С помощью поперечного масштаба измерителем по масштабной линейке отложить размеры. Исходные данные в задании 1.1. (приложение 1).

Таблица 3.

Масштабы Размеры, м Линия, см
     
     
     

2.3. Сравнить масштабы по точности.

Вопросы для зачета:

1. Что такое масштаб? Для чего его применяют в геодезии?

2. В чем разница между численным, линейным и поперечным масштабами?

3. Сравните по точности линейный и поперечный масштабы?

4. Что такое точность масштабов? Как ее определять для разных масштабов?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Вычисление азимутов, дирекционных углов и румбов

Цель: Научиться определять ориентирующие углы

Исходные данные -в приложении 2.

Задание 1. По значениям магнитных азимутов и склонений магнитной стрелки вычислить географические азимуты.

Таблица 4.

Азимуты магнитные, Ам Склонение магнитной стрелки, S Азимуты географические, А
     
     
     

Задание 2. Вычислить дирекционные углы по значениям азимутов и сближениям меридианов:

Таблица 5.

Азимуты, А Сближения меридианов,γ Дирекционные углы,α
     
     
     

 

При вычислении пользоваться формулой: ά= А – γ

Задание 3. Вычислить обратные дирекционные углы по прямым углам:

α(пр) =                                                  α (обр) =

α (пр) =                                                  α (обр) =

При вычислении пользоваться формулой:

 α(обр) = α(пр) + 180˚              

Задание 4. Вычислить румбы по значениям дирекционных углов. При вычислении пользоваться таблицей 6.

α1= α2 = α3 = α4= r1 = r2 = r3 = r4 =

Таблица 6.

Четверть Значение дирекционного угла, α Румб, г
I от 0° до 90° СВ: α
II от 90° до 180° ЮВ:(180°- α)
III от 180˚ до 270˚ ЮЗ:(α -180°)
IV от 270° до 360° СЗ: (360˚- α)

 

Задание 5. Вычислить дирекционные углы по значениям румбов

r1 =                                                       α1 =

r2 =                                                                   α2 =

r3 =                                                                   α3 =

r4 =                                                                   α4 =

Вопросы для зачета:

1. Какие бывают ориентирующие углы?

2. Какая связь между истинными и магнитными азимутами?

3. Какая зависимость между азимутами и румбами?

4. Чем отличается азимут от дирекционного угла?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Работа с топографической картой

Цель: научиться читать топографическую карту, решать задачи по карте.

Оборудование: топографические карты, масштабные линейки, измерители.

Порядок работы:

1. Ознакомиться с оформлением топографической карты: номенклатурой, разграфкой, координатной сеткой, зарамочным оформлением.

2. Научиться читать ситуацию с помощью условных знаков.

3. По заданию преподавателя определять расстояние между несколькими пунктами по

карте, пользуясь измерителем и графическим масштабом от пункта ___________________ до пункта _______________________________________________________________________

4. Научиться определять по карте географические и прямоугольные координаты. Определить эти значения для нескольких пунктов по заданию преподавателя.

Таблица 7.

Масштаб

Географические координаты

Прямоугольные координаты

φ λ X У
         
         
         

5. Научиться читать рельеф по горизонталям; определять углы наклона и уклоны по горизонталям и графикам крутизны скатов:

i = tgν = h /d

где: i - уклон линии на местности;

ν- угол наклона линии к горизонту;

h - высота сечения рельефа;

d - заложение.

Вопросы для зачета:

1. Чем отличается топографическая карта от географической?

2. Что такое номенклатура карты? Покажите и объясните ее.

3. Объясните зарамочное оформление карты.

4. Покажите на карте основные формы рельефа.

5. Как определить крутизну ската по плану с горизонталями?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Исследование и поверки теодолитов технической точности.

Цель: Изучить устройство теодолитов, научиться производить поверки

Форма организации работы - звеньевая.

Оборудование: (на звено): теодолит, штатив

Задание 1. Ознакомиться с теодолитом, его устройством и основными частями, взять отсчеты. Изучить правила работы с теодолитом.

Задание 2. Исследовать штативы, уровни, зрительные трубы, винты и дать качественную оценку прибора и его частей.

Штатив (проверить устойчивость) ________________________________________________

Уровень (плавность перемещения) _______________________________________________

Труба (отсутствие сферической и хроматической аберрации __________________________

Винты (плавность вращения) ____________________________________________________

Оценка прибора _______________________________________________________________

Задание 3. Произвести основные поверки теодолита, после выполнения которых сделать вывод о соблюдении условий или необходимости юстировки

1 поверка. Ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси теодолита.

Теодолит приводят в рабочее положение, для чего, вращая алидаду, уровень устанавливают по направлению двух подъемных винтов. Вращая винты в разные стороны одновременно, устанавливают пузырек уровня на середину. Поворачивают алидаду на 90° и третьим винтом приводят пузырек на середину. Действия повторяют до тех пор, пока пузырек не будет на середине в обоих положениях.

Вывод:­­_______________________________________________________________________

 

2 поверка. Визирная ось трубы должна быть перпендикулярна к горизонтальной оси вращения трубы.

Зрительную трубу наводят на одну и ту же точку при КП (круг справа) и КЛ (круг слева) и берут отсчеты по горизонтальному кругу. Если отсчеты отличаются (кроме 180°) на величину большую, чем двойная точность теодолита, то нужно исправить визирную ось трубы. Для этого вычисляют среднее из отсчетов при КП и KЛ, винтом алидады устанавливают такой отсчет на горизонтальном круге. Изображение точек сместится, тогда исправительными винтами сетки нитей нужно точку совместить с центром.

Вывод: _______________________________________________________________________

(что получилось, требуется ли исправления)

3 поверка. Ось вращения зрительной трубы должна быть перпендикулярна к вертикальной оси вращения теодолита.

Трубу наводят на точку, выбранную наверху стены здания, при КП, опускают трубу примерно до горизонтального положения и намечают на стене проекцию этой точки. При KЛ делают то же самое. Две намеченные точки должны совпасть. При невыполнении условия, теодолит исправляют в мастерской.

Вывод: _______________________________________________________________________

(что получилось, требуется ли исправления)

4 поверка. Горизонтальный штрих сетки нитей должен быть перпендикулярен к оси

Теодолита.

Наводят теодолит на отвес, укрепленный на стене в 10... 20 м. Если вертикальная нить сетки совпадает с нитью отвеса, то условие выполнено. Если нить не совпадает, то значит сетку разворачивают на этот угол, ослабив винты окуляра. Можно наводить на точку, и вращая трубу по вертикали, следить за тем, сходит ли изображение точки с вертикальной нити. Если изображение не сходит, то условие выполнено.

Вывод:_______________________________________________________________________

(что получилось, требуется ли исправления)

Вопросы для зачета:

1. Покажите и назовите основные части и винты теодолита.

2. Какие правила работы с приборами необходимо соблюдать?

3. Покажите, как установить теодолит в рабочее положение.

4. Как выполнить поверку уровня, зрительной трубы, сетки нитей?

5. Покажите исправительные винты уровня, сетки нитей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: