ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Работа с масштабами
Цель: научиться решать задачи с численными масштабами; уметь пользоваться линейным и поперечным масштабами.
Оборудование: масштабные линейки, измерители.
Исходные данные - в приложении I.
Задание 1. Работа с численными масштабами.
Порядок работы:
1.1. Вычислить длины линий на плане в сантиметрах по их длинам на местности в метрах.
L(см) = dм / М: 100, где dм – длина линии на местности, м;
М - знаменатель масштаба.
Таблица 1.
Масштаб | Длины линий на местности, м | Длина линии на плане, см |
1.2. Вычислить длины линий на местности в метрах по их размерам в сантиметрах.
dм = L * М /100, где dм – длина линии на плане в см
Таблица 2.
Масштаб | Длины линий на плане, см | Длина линий на местности, м |
|
|
Задание 2. Работа с графическими масштабами.
Порядок выполнения
2.1. Построить линейный масштаб с основанием L = 2 см, = 10. Подписать его согласно данному численному масштабу и отложить размеры:_____м,____ м,____ м.
2.2.С помощью поперечного масштаба измерителем по масштабной линейке отложить размеры. Исходные данные в задании 1.1. (приложение 1).
Таблица 3.
Масштабы | Размеры, м | Линия, см |
2.3. Сравнить масштабы по точности.
Вопросы для зачета:
1. Что такое масштаб? Для чего его применяют в геодезии?
2. В чем разница между численным, линейным и поперечным масштабами?
3. Сравните по точности линейный и поперечный масштабы?
4. Что такое точность масштабов? Как ее определять для разных масштабов?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Вычисление азимутов, дирекционных углов и румбов
Цель: Научиться определять ориентирующие углы
Исходные данные -в приложении 2.
Задание 1. По значениям магнитных азимутов и склонений магнитной стрелки вычислить географические азимуты.
Таблица 4.
Азимуты магнитные, Ам | Склонение магнитной стрелки, S | Азимуты географические, А |
Задание 2. Вычислить дирекционные углы по значениям азимутов и сближениям меридианов:
Таблица 5.
Азимуты, А | Сближения меридианов,γ | Дирекционные углы,α |
При вычислении пользоваться формулой: ά= А – γ
Задание 3. Вычислить обратные дирекционные углы по прямым углам:
|
|
α(пр) = α (обр) =
α (пр) = α (обр) =
При вычислении пользоваться формулой:
α(обр) = α(пр) + 180˚
Задание 4. Вычислить румбы по значениям дирекционных углов. При вычислении пользоваться таблицей 6.
α1= α2 = α3 = α4= | r1 = r2 = r3 = r4 = |
Таблица 6.
Четверть | Значение дирекционного угла, α | Румб, г |
I | от 0° до 90° | СВ: α |
II | от 90° до 180° | ЮВ:(180°- α) |
III | от 180˚ до 270˚ | ЮЗ:(α -180°) |
IV | от 270° до 360° | СЗ: (360˚- α) |
Задание 5. Вычислить дирекционные углы по значениям румбов
r1 = α1 =
r2 = α2 =
r3 = α3 =
r4 = α4 =
Вопросы для зачета:
1. Какие бывают ориентирующие углы?
2. Какая связь между истинными и магнитными азимутами?
3. Какая зависимость между азимутами и румбами?
4. Чем отличается азимут от дирекционного угла?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Работа с топографической картой
Цель: научиться читать топографическую карту, решать задачи по карте.
Оборудование: топографические карты, масштабные линейки, измерители.
Порядок работы:
1. Ознакомиться с оформлением топографической карты: номенклатурой, разграфкой, координатной сеткой, зарамочным оформлением.
2. Научиться читать ситуацию с помощью условных знаков.
3. По заданию преподавателя определять расстояние между несколькими пунктами по
карте, пользуясь измерителем и графическим масштабом от пункта ___________________ до пункта _______________________________________________________________________
4. Научиться определять по карте географические и прямоугольные координаты. Определить эти значения для нескольких пунктов по заданию преподавателя.
Таблица 7.
Масштаб | Географические координаты | Прямоугольные координаты | ||
φ | λ | X | У | |
5. Научиться читать рельеф по горизонталям; определять углы наклона и уклоны по горизонталям и графикам крутизны скатов:
i = tgν = h /d
где: i - уклон линии на местности;
ν- угол наклона линии к горизонту;
h - высота сечения рельефа;
d - заложение.
Вопросы для зачета:
1. Чем отличается топографическая карта от географической?
2. Что такое номенклатура карты? Покажите и объясните ее.
3. Объясните зарамочное оформление карты.
4. Покажите на карте основные формы рельефа.
5. Как определить крутизну ската по плану с горизонталями?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Исследование и поверки теодолитов технической точности.
Цель: Изучить устройство теодолитов, научиться производить поверки
Форма организации работы - звеньевая.
Оборудование: (на звено): теодолит, штатив
Задание 1. Ознакомиться с теодолитом, его устройством и основными частями, взять отсчеты. Изучить правила работы с теодолитом.
Задание 2. Исследовать штативы, уровни, зрительные трубы, винты и дать качественную оценку прибора и его частей.
Штатив (проверить устойчивость) ________________________________________________
Уровень (плавность перемещения) _______________________________________________
Труба (отсутствие сферической и хроматической аберрации __________________________
Винты (плавность вращения) ____________________________________________________
Оценка прибора _______________________________________________________________
Задание 3. Произвести основные поверки теодолита, после выполнения которых сделать вывод о соблюдении условий или необходимости юстировки
1 поверка. Ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси теодолита.
|
|
Теодолит приводят в рабочее положение, для чего, вращая алидаду, уровень устанавливают по направлению двух подъемных винтов. Вращая винты в разные стороны одновременно, устанавливают пузырек уровня на середину. Поворачивают алидаду на 90° и третьим винтом приводят пузырек на середину. Действия повторяют до тех пор, пока пузырек не будет на середине в обоих положениях.
Вывод:_______________________________________________________________________
2 поверка. Визирная ось трубы должна быть перпендикулярна к горизонтальной оси вращения трубы.
Зрительную трубу наводят на одну и ту же точку при КП (круг справа) и КЛ (круг слева) и берут отсчеты по горизонтальному кругу. Если отсчеты отличаются (кроме 180°) на величину большую, чем двойная точность теодолита, то нужно исправить визирную ось трубы. Для этого вычисляют среднее из отсчетов при КП и KЛ, винтом алидады устанавливают такой отсчет на горизонтальном круге. Изображение точек сместится, тогда исправительными винтами сетки нитей нужно точку совместить с центром.
Вывод: _______________________________________________________________________
(что получилось, требуется ли исправления)
3 поверка. Ось вращения зрительной трубы должна быть перпендикулярна к вертикальной оси вращения теодолита.
Трубу наводят на точку, выбранную наверху стены здания, при КП, опускают трубу примерно до горизонтального положения и намечают на стене проекцию этой точки. При KЛ делают то же самое. Две намеченные точки должны совпасть. При невыполнении условия, теодолит исправляют в мастерской.
Вывод: _______________________________________________________________________
(что получилось, требуется ли исправления)
4 поверка. Горизонтальный штрих сетки нитей должен быть перпендикулярен к оси
Теодолита.
Наводят теодолит на отвес, укрепленный на стене в 10... 20 м. Если вертикальная нить сетки совпадает с нитью отвеса, то условие выполнено. Если нить не совпадает, то значит сетку разворачивают на этот угол, ослабив винты окуляра. Можно наводить на точку, и вращая трубу по вертикали, следить за тем, сходит ли изображение точки с вертикальной нити. Если изображение не сходит, то условие выполнено.
|
|
Вывод:_______________________________________________________________________
(что получилось, требуется ли исправления)
Вопросы для зачета:
1. Покажите и назовите основные части и винты теодолита.
2. Какие правила работы с приборами необходимо соблюдать?
3. Покажите, как установить теодолит в рабочее положение.
4. Как выполнить поверку уровня, зрительной трубы, сетки нитей?
5. Покажите исправительные винты уровня, сетки нитей.