ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 37.
Тема: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ».
Цель работы: изучение способов и приобретение практических навыков проверки технического состояния аккумуляторных батарей.
Содержание работы: внешний осмотр батареи, измерение уровня, плотности и температуры электролита; определение ЭДС аккумуляторов и батареи; определение степени разряженности аккумуляторов и батареи, измерение напряжения под нагрузкой, изменение напряжения двух соседних аккумуляторов; определение падения напряжения на мастике; составление отчета.
Оборудование: аккумуляторные батареи различной емкости; стеклянная трубка 0 5...8 мм; денсиметр с пипеткой со шкалой 1100...1300 кг/м3 (1,10...1,30 г/см³ ); термометр со шкалой 0.......100 °С; вольтметр магнитоэлектрической системы со шкалой 0...15 В и ценой деления
0,2 В; аккумуляторные пробники Э107 и Э108 (нагрузочная вилка ЛЭ-2); 10%-ный раствор питьевой соды или нашатырного спирта, ветошь, резиновая груша, приспособление для переноски батарей, резиновые фартуки, перчатки.
|
|
Порядок выполнения лабораторной работы.
Внешний осмотр.
Визуально определяют состояние моноблока, крышек, пробок, мастики, выводов батарей, обращают внимание на наличие электролита и состояние его поверхности. Моноблок и крышки должны быть очищены от грязи и следов электролита и не иметь трещин.
Загрязненные крышки и мастику протирают тканью, смоченной 10%-ным раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Если моноблок и крышки имеют трещины, то батарея подлежит ремонту. Проверяют и при необходимости прочищают вентиляционные отверстия в пробках.
Трещины в мастике устраняют оплавлением мастики нагретой стамеской или паяльником. Сильно поврежденную мастику заменяют. Покачиванием выводов определяют плотность их крепления в крышках. Окисленные выводы зачищают шкуркой или специальной щеткой и смазывают техническим вазелином или маслом для двигателя.
Результат внешнего осмотра аккумуляторной батареи записать в таблицу.
2. Измерение уровня электролита.
Уровень электролита в аккумуляторах должен быть на 10... 15 мм (у аккумуляторной батарей 6СТ-55 5...10 мм) выше предохранительного щитка.
Уровень электролита измеряют стеклянной трубкой, которая опускается в аккумулятор до упора в предохранительный щиток, затем закрывается сверху пальцем и приподнимается.
Если уровень электролита ниже нормального, то в аккумуляторы заливают дистиллированную воду, если выше, то электролит отбирают резиновой грушей во избежание его расплескивания при эксплуатации батареи.
|
|
Данные результатов замеров записать в таблицу.
3.Измерение плотности электролита.
Для измерения плотности электролита (рис. 2) необходимо с помощью резиновой груши несколько раз (для удаления пузырьков воздуха со стенок пипетки) набрать электролит в пипетку до всплытия денсиметра. Не вынимая пипетку из аккумулятора и не допуская касания денсиметром стенок пипетки по нижней части мениска электролита в пипетке по шкале денсиметра, определяют плотность электролита. Допускается отклонение плотности электролита в аккумуляторах одной батареи не более чем на 0,01 г/см3. При большем отклонении батарею нужно зарядить. Для определения величины температурной поправки необходимо измерить температуру электролита.
Результаты замеров записать в таблицу.
Определение степени разряженности аккумуляторов и батареи.
Снижение плотности электролита на 0,1 г/см3 по отношению к плотности у полностью заряженного аккумулятора соответствует разряду аккумулятора примерно на 6%. Например, если плотность электролита в заряженном аккумуляторе была 1,28 г/см3, а измерения при 298 °К (+25 °С) — 1,22 г/см³, то плотность понизилась на 6 ед., что соответствует 36% раз- ряженности.
Степень разряженности батареи определяется по степени разряженности аккумулятора, имеющего самую низкую плотность электролита.
Батареи, имеющие степень разряженности более 25% зимой и 50% летом, должны сниматься с эксплуатации и заряжаться.
Необходимо учитывать, что снижение плотности электролита в аккумуляторах может происходить не только в результате разряда, но и в результате действия неисправностей (сульфатация, замыкание электродов).
Для того чтобы определить эти неисправности и подтвердить подсчитанную степень разряженности, необходимо измерить ЭДС и напряжение аккумулятора под нагрузкой.