ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 37.
Тема: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ».
Цель работы: изучение способов и приобретение практических навыков проверки технического состояния аккумуляторных батарей.
Содержание работы: внешний осмотр батареи, измерение уровня, плотности и температуры электролита; определение ЭДС аккумуляторов и батареи; определение степени разряженности аккумуляторов и батареи, измерение напряжения под нагрузкой, изменение напряжения двух соседних аккумуляторов; определение падения напряжения на мастике; составление отчета.
Оборудование: аккумуляторные батареи различной емкости; стеклянная трубка 0 5...8 мм; денсиметр с пипеткой со шкалой 1100...1300 кг/м3 (1,10...1,30 г/см³ ); термометр со шкалой 0.......100 °С; вольтметр магнитоэлектрической системы со шкалой 0...15 В и ценой деления
0,2 В; аккумуляторные пробники Э107 и Э108 (нагрузочная вилка ЛЭ-2); 10%-ный раствор питьевой соды или нашатырного спирта, ветошь, резиновая груша, приспособление для переноски батарей, резиновые фартуки, перчатки.
Порядок выполнения лабораторной работы.
Внешний осмотр.
Визуально определяют состояние моноблока, крышек, пробок, мастики, выводов батарей, обращают внимание на наличие электролита и состояние его поверхности. Моноблок и крышки должны быть очищены от грязи и следов электролита и не иметь трещин.
Загрязненные крышки и мастику протирают тканью, смоченной 10%-ным раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Если моноблок и крышки имеют трещины, то батарея подлежит ремонту. Проверяют и при необходимости прочищают вентиляционные отверстия в пробках.
Трещины в мастике устраняют оплавлением мастики нагретой стамеской или паяльником. Сильно поврежденную мастику заменяют. Покачиванием выводов определяют плотность их крепления в крышках. Окисленные выводы зачищают шкуркой или специальной щеткой и смазывают техническим вазелином или маслом для двигателя.
Результат внешнего осмотра аккумуляторной батареи записать в таблицу.
2. Измерение уровня электролита.
Уровень электролита в аккумуляторах должен быть на 10... 15 мм (у аккумуляторной батарей 6СТ-55 5...10 мм) выше предохранительного щитка.
Уровень электролита измеряют стеклянной трубкой, которая опускается в аккумулятор до упора в предохранительный щиток, затем закрывается сверху пальцем и приподнимается.
Если уровень электролита ниже нормального, то в аккумуляторы заливают дистиллированную воду, если выше, то электролит отбирают резиновой грушей во избежание его расплескивания при эксплуатации батареи.
Данные результатов замеров записать в таблицу.
3.Измерение плотности электролита.
Для измерения плотности электролита (рис. 2) необходимо с помощью резиновой груши несколько раз (для удаления пузырьков воздуха со стенок пипетки) набрать электролит в пипетку до всплытия денсиметра. Не вынимая пипетку из аккумулятора и не допуская касания денсиметром стенок пипетки по нижней части мениска электролита в пипетке по шкале денсиметра, определяют плотность электролита. Допускается отклонение плотности электролита в аккумуляторах одной батареи не более чем на 0,01 г/см3. При большем отклонении батарею нужно зарядить. Для определения величины температурной поправки необходимо измерить температуру электролита.
Результаты замеров записать в таблицу.
Определение степени разряженности аккумуляторов и батареи.
Снижение плотности электролита на 0,1 г/см3 по отношению к плотности у полностью заряженного аккумулятора соответствует разряду аккумулятора примерно на 6%. Например, если плотность электролита в заряженном аккумуляторе была 1,28 г/см3, а измерения при 298 °К (+25 °С) — 1,22 г/см³, то плотность понизилась на 6 ед., что соответствует 36% раз- ряженности.
Степень разряженности батареи определяется по степени разряженности аккумулятора, имеющего самую низкую плотность электролита.
Батареи, имеющие степень разряженности более 25% зимой и 50% летом, должны сниматься с эксплуатации и заряжаться.
Необходимо учитывать, что снижение плотности электролита в аккумуляторах может происходить не только в результате разряда, но и в результате действия неисправностей (сульфатация, замыкание электродов).
Для того чтобы определить эти неисправности и подтвердить подсчитанную степень разряженности, необходимо измерить ЭДС и напряжение аккумулятора под нагрузкой.






