Задания для самостоятельной работы студентов

1. Определите, в чем состоит значение родительства для взрослого? В чем состоит различие материнской и отцовской любви?

В зрелом возрасте выполнение родительской функции (в узком смысле – по отношению к собственным детям и в широком – заботы о младших поколениях общества, об их будущем) составляет одно из главнейших направлений личностного развития. Продуктивность, генеративность взрослого человека, понимаемая как помощь детям в их становлении, противостоят инертности, застою, личностной деградации в зрелости. Достижения потомков, детей, внуков, учеников вносят важный вклад в чувство личностной самореализации человека в старости.

Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность».

Отцовская любовь по большей части – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.

Зрелый человек строит образы родителей внутри себя: «В этом развитии от материнскицентрированной к отцовскицентрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости»

 

2. Составьте таблицу, в которой сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходе.

Подход Цели воспитания
Психоаналитический Выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, т.е. осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключения его к социокультурным ценностям и нормам жизни.
Бихивиористический Упор на технику поведения и дисциплину ребенка. Внимание, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения. Родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах: стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку. Центральная проблема концепций социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, - социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. Проблема приобретения нового социального поведения – основная. Социализация как результат научения.
Гуманитарный В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самоактуализация), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. Педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость

 

3. Опишите варианты родительских позиций и установок, родительского отношения к ребенку. Выделите основные, типичные роли ребенка в семье, определите их ролевые достоинства и недостатки.

 

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективнооценочное, сознательноизбирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н.Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супруговродителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенокобуза»; «ребенокраб», «ребеноклюбовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н.Дружинин).

 

4. Составьте таблицу стилей семейного воспитания, укажите наличие или отсутствие эмоциональной близости с ребенком, наличие-отсутствие требований предъявляемых к ребенку, осуществление контроля, укажите модель общения и тип личностного развития ребенка.

Стиль семейного воспитания Эмоциональная близость Требования, предъявляемые к ребенку Осуществление контроля Модель общения Тип личностного развития ребенка
Авторитарный Отсутствует Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение родителям Жесткое руководство и контроль за действиями и поступками Жесткие правила и ограничения в отношениях Неуверенный в себе, робкий, неспособный постоять за себя/агрессивный, конфликтный, трудно адаптируется в социуме.
Демократический Присутствует Родитель демонстрирует любовь и умеет выставлять гибкие границы Родители в своих требованиях справедливы, сдержаны и последовательны Дети имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах Сотрудничество между взрослыми и детьми Самостоятельный, ответственный ребенок
Гипоопека Могут поддерживать теплые отношения с ребенком, но есть недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Отсутствуют. Родители снимают с себя ответственность за будущее детей. Недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности Строится на принцип вседозволенности и низкой дисциплине Возможны проявления асоциально поведения – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.
Доминирующая гиперпротекция Обостренная забота и внимание к ребенку Обилие ограничений и запретов Мелочный контроль Постоянное присутствие рядом родителей, лишение ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Подавление инициативы, воспитание покорности, безволия и т.д. Несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, беспомощность, инфантильность. Зависимость от чужого мнения. Возможно проявление агрессии и желания вырваться из под контроля и опеки родителей.
Потворствующая гиперпротекция Присутствует Минимальные Чрезмерное покровительство и обожание Потакание всем желаниям ребенка Воспитание по типу «кумир семьи» Непомерно высокий уровень знаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности, усиливает астероидные акцентуации у детей.
Эмоциональное отвержение Материнская деприваци Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой", например "недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов Повышенные требования Присутствует. Грубое, жестокое обращение с ребенком. Пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.  
Повышенная моральная ответственность Игнорирование реальных потребностей ребенка, отсутствие интереса к его особенностям Требования, несоответствующие возможностям ребенка Подростку насильственно приписывается статус "главы семьи" со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки "мамы-ребенка". Возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни, игнорирование интересов и потребностей ребенка Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например у старшего ребенка к младшему.  

 

5. Выделите семейные подсистемы; определите их роль и функции

 

 В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы. Первая из них – супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет дальнейшее функционирование семьи. Она является наиболее важной, поскольку психологически и эмоционально защищает человека. Супружеская подсистема – это «электростанция», где супруги могут энергетически «подзаряжаться» друг от друга и является базисом развития семьи. Супружеская подсистема включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг к другу, взаимодействия типа муж-жена.

Для супругов в начале своей семейной жизни очень важно выработать стереотипы взаимодействия, которые устраивали бы обоих. Очень важны комплиментарность функций, взаимная поддержка и взаимная адаптация супругов на первом этапе. Здоровую супружескую подсистему характеризуют:

1. Четкое распределение власти и наличие лидерства.

2. Открытая, прямая, двухсторонняя коммуникация (без секретов, намеков, недомолвок, разговоров «вокруг да около»).

3. Взаимность отношений. Ни один, а оба супруга «вносят вклад», существует пространство «МЫ» («мы вместе и делаем что-то вместе друг для друга»).

4. Высокий уровень удовлетворения потребностей и поддержка друг друга. Удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Играет роль контакт с другими (расширенными) семьями.

В дисфункциональных супружеских подсистемах:

1. Роли навязываются и принимаются силой.

2. Стараются изменить партнера, «борьба за власть», не могут поделить сферы.

3. Ассиметричность отношений, некомплиментарность партнера. («У одного карьера, а она одна с ребенком»).

4. Закрытая и двусмысленная коммуникация. Много секретов, недомолвок.

Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.

Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.

В дисфункциональной семье в родительскую подсистему могут включаться и другие люди – бабушки, отчимы, старший ребенок, которые выполняют родительские функции.

Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.

Огромное влияние на детскую подсистему оказывают супружеская и родительская подсистемы. В функциональных семьях родители обладают большей властью, чем дети. И дети «принимают» эту власть. Поскольку для детей важно включаться в свою детскую подсистему, вмешательство взрослых приводит к тому, что дети не приобретают собственного опыта разрешения конфликтов.

Когда происходят изменения условий жизни семьи, изменения претерпевают и подсистемы, что очень важно для развития и адаптации семьи. В здоровой семье должно функционировать три подсистемы – супружеская, родительская и детская. Супружеская, как правило, в дисфункциональных семьях самая слабая и поэтому мать начинает больше функционировать с сыном. Чем больше подсистем, тем более гибкой будет ролевая структура семьи и легче адаптироваться в условиях стресса.

 

6.  Перечислите методы и технологии преодоления аномальных родительских ожиданий и установок: драматические, рациональноэмоциональные, гештальт-терапевтические

 

 

Причины нарушения детскородительских отношений – это прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

     

В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.

1. Повышение социальнопсихологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье (А.С.Спиваковская).

Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание первого и второго направления работы. Прежде всего – работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Один из них – стереотип насильственного воздействия на ребенка, которое, как бы в насмешку, родители называют воспитанием.

Для многих российских пап и мам может показаться нелепой сама мысль о том, что кормить ребенка через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей, – это жестокое насилие над ребенком. Этот жест заботы оставляет дыру в символических границах телесности ребенка, нарушает его целостность и...

формирует будущую жертву, уже готовую смириться с проникновением другого человека в ее личное пространство.

Вместе с тем эффективная коммуникация с ребенком покоится на трех китах:

безусловном принятии; признании того, что ребенок чувствует; предоставлении ему выбора. Это – важнейшее открытие гуманистической и психоаналитической психологии (К.Роджерс, Х.Джайнотт, А.Фабер и др.). Просветительская работа с родителями и должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятие идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой – на освоение адекватных этим идеям способов взаимодействия с детьми.

Первый шаг, который может (и должен) сделать навстречу ребенку взрослый, – это «принять его и присоединиться к нему», предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была.

Второй – создать опыт подлинно человечных отношений с ребенком. Ведь движущая сила развития ребенка – это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие осмысленности его личного существования – это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребенка и создать опыт «корригирующей заботы», восполнить недоданное ребенку тепло, отогреть его душу.

Еще один важный момент консультирования по проблеме детскородительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого, и ребенка. При этом важно задавать себе вопросы: что в истории развития моего ребенка могло привести к агрессивному поведению? Могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация? Каков «вклад взрослого» в возникновение конфликта? Только так мы научимся понимать хотя бы чтото из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые «одинаково метят жизненный путь человека».

Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию – в понимании взрослым субъективного образа мира ребенка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными; второй – в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, «корригирующий опыт заботы». Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребенка, научиться понимать ребенка и взаимодействовать с ним.

Идею корригирующего опыта заботы легче провозгласить, чем реализовать. На ее пути множество препятствий. И первое из них – родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие живое знание и раскрепощающие их собственную эмоциональнорефлексивную сферу, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.

В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:

первая – усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;

вторая – работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:

участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;

участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;

каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими эмоциональными проблемами.

На занятиях особое место отводиться анализу семейных отношений, приемов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовностью родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе консультирования длительного, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы.

Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: