1. Определите, в чем состоит значение родительства для взрослого? В чем состоит различие материнской и отцовской любви?
В зрелом возрасте выполнение родительской функции (в узком смысле – по отношению к собственным детям и в широком – заботы о младших поколениях общества, об их будущем) составляет одно из главнейших направлений личностного развития. Продуктивность, генеративность взрослого человека, понимаемая как помощь детям в их становлении, противостоят инертности, застою, личностной деградации в зрелости. Достижения потомков, детей, внуков, учеников вносят важный вклад в чувство личностной самореализации человека в старости.
Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность».
|
|
Отцовская любовь по большей части – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.
Зрелый человек строит образы родителей внутри себя: «В этом развитии от материнскицентрированной к отцовскицентрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости»
2. Составьте таблицу, в которой сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходе.
Подход | Цели воспитания |
Психоаналитический | Выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, т.е. осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключения его к социокультурным ценностям и нормам жизни. |
Бихивиористический | Упор на технику поведения и дисциплину ребенка. Внимание, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения. Родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах: стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку. Центральная проблема концепций социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, - социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. Проблема приобретения нового социального поведения – основная. Социализация как результат научения. |
Гуманитарный | В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самоактуализация), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. Педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость |
|
|
3. Опишите варианты родительских позиций и установок, родительского отношения к ребенку. Выделите основные, типичные роли ребенка в семье, определите их ролевые достоинства и недостатки.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективнооценочное, сознательноизбирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга, 1987).
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н.Дружинин, 1996).
Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко).
Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).
Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.
|
|
Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супруговродителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Выделяются и другие роли: «ребенокобуза»; «ребенокраб», «ребеноклюбовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н.Дружинин).
4. Составьте таблицу стилей семейного воспитания, укажите наличие или отсутствие эмоциональной близости с ребенком, наличие-отсутствие требований предъявляемых к ребенку, осуществление контроля, укажите модель общения и тип личностного развития ребенка.
Стиль семейного воспитания | Эмоциональная близость | Требования, предъявляемые к ребенку | Осуществление контроля | Модель общения | Тип личностного развития ребенка |
Авторитарный | Отсутствует | Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение родителям | Жесткое руководство и контроль за действиями и поступками | Жесткие правила и ограничения в отношениях | Неуверенный в себе, робкий, неспособный постоять за себя/агрессивный, конфликтный, трудно адаптируется в социуме. |
Демократический | Присутствует Родитель демонстрирует любовь и умеет выставлять гибкие границы | Родители в своих требованиях справедливы, сдержаны и последовательны | Дети имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах | Сотрудничество между взрослыми и детьми | Самостоятельный, ответственный ребенок |
Гипоопека | Могут поддерживать теплые отношения с ребенком, но есть недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. | Отсутствуют. Родители снимают с себя ответственность за будущее детей. | Недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности | Строится на принцип вседозволенности и низкой дисциплине | Возможны проявления асоциально поведения – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. |
Доминирующая гиперпротекция | Обостренная забота и внимание к ребенку | Обилие ограничений и запретов | Мелочный контроль | Постоянное присутствие рядом родителей, лишение ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Подавление инициативы, воспитание покорности, безволия и т.д. | Несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, беспомощность, инфантильность. Зависимость от чужого мнения. Возможно проявление агрессии и желания вырваться из под контроля и опеки родителей. |
Потворствующая гиперпротекция | Присутствует | Минимальные Чрезмерное покровительство и обожание | Потакание всем желаниям ребенка | Воспитание по типу «кумир семьи» | Непомерно высокий уровень знаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности, усиливает астероидные акцентуации у детей. |
Эмоциональное отвержение | Материнская деприваци Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой", например "недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов | Повышенные требования | Присутствует. | Грубое, жестокое обращение с ребенком. | Пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях. |
Повышенная моральная ответственность | Игнорирование реальных потребностей ребенка, отсутствие интереса к его особенностям | Требования, несоответствующие возможностям ребенка | Подростку насильственно приписывается статус "главы семьи" со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки "мамы-ребенка". | Возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни, игнорирование интересов и потребностей ребенка | Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например у старшего ребенка к младшему. |
|
|
5. Выделите семейные подсистемы; определите их роль и функции
В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы. Первая из них – супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет дальнейшее функционирование семьи. Она является наиболее важной, поскольку психологически и эмоционально защищает человека. Супружеская подсистема – это «электростанция», где супруги могут энергетически «подзаряжаться» друг от друга и является базисом развития семьи. Супружеская подсистема включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг к другу, взаимодействия типа муж-жена.
Для супругов в начале своей семейной жизни очень важно выработать стереотипы взаимодействия, которые устраивали бы обоих. Очень важны комплиментарность функций, взаимная поддержка и взаимная адаптация супругов на первом этапе. Здоровую супружескую подсистему характеризуют:
1. Четкое распределение власти и наличие лидерства.
2. Открытая, прямая, двухсторонняя коммуникация (без секретов, намеков, недомолвок, разговоров «вокруг да около»).
3. Взаимность отношений. Ни один, а оба супруга «вносят вклад», существует пространство «МЫ» («мы вместе и делаем что-то вместе друг для друга»).
4. Высокий уровень удовлетворения потребностей и поддержка друг друга. Удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Играет роль контакт с другими (расширенными) семьями.
В дисфункциональных супружеских подсистемах:
1. Роли навязываются и принимаются силой.
2. Стараются изменить партнера, «борьба за власть», не могут поделить сферы.
3. Ассиметричность отношений, некомплиментарность партнера. («У одного карьера, а она одна с ребенком»).
4. Закрытая и двусмысленная коммуникация. Много секретов, недомолвок.
Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.
Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.
В дисфункциональной семье в родительскую подсистему могут включаться и другие люди – бабушки, отчимы, старший ребенок, которые выполняют родительские функции.
Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.
Огромное влияние на детскую подсистему оказывают супружеская и родительская подсистемы. В функциональных семьях родители обладают большей властью, чем дети. И дети «принимают» эту власть. Поскольку для детей важно включаться в свою детскую подсистему, вмешательство взрослых приводит к тому, что дети не приобретают собственного опыта разрешения конфликтов.
Когда происходят изменения условий жизни семьи, изменения претерпевают и подсистемы, что очень важно для развития и адаптации семьи. В здоровой семье должно функционировать три подсистемы – супружеская, родительская и детская. Супружеская, как правило, в дисфункциональных семьях самая слабая и поэтому мать начинает больше функционировать с сыном. Чем больше подсистем, тем более гибкой будет ролевая структура семьи и легче адаптироваться в условиях стресса.
6. Перечислите методы и технологии преодоления аномальных родительских ожиданий и установок: драматические, рациональноэмоциональные, гештальт-терапевтические
Причины нарушения детскородительских отношений – это прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.
В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.
1. Повышение социальнопсихологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.
3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.
Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье (А.С.Спиваковская).
Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание первого и второго направления работы. Прежде всего – работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.
Один из них – стереотип насильственного воздействия на ребенка, которое, как бы в насмешку, родители называют воспитанием.
Для многих российских пап и мам может показаться нелепой сама мысль о том, что кормить ребенка через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей, – это жестокое насилие над ребенком. Этот жест заботы оставляет дыру в символических границах телесности ребенка, нарушает его целостность и...
формирует будущую жертву, уже готовую смириться с проникновением другого человека в ее личное пространство.
Вместе с тем эффективная коммуникация с ребенком покоится на трех китах:
безусловном принятии; признании того, что ребенок чувствует; предоставлении ему выбора. Это – важнейшее открытие гуманистической и психоаналитической психологии (К.Роджерс, Х.Джайнотт, А.Фабер и др.). Просветительская работа с родителями и должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятие идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой – на освоение адекватных этим идеям способов взаимодействия с детьми.
Первый шаг, который может (и должен) сделать навстречу ребенку взрослый, – это «принять его и присоединиться к нему», предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была.
Второй – создать опыт подлинно человечных отношений с ребенком. Ведь движущая сила развития ребенка – это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие осмысленности его личного существования – это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребенка и создать опыт «корригирующей заботы», восполнить недоданное ребенку тепло, отогреть его душу.
Еще один важный момент консультирования по проблеме детскородительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого, и ребенка. При этом важно задавать себе вопросы: что в истории развития моего ребенка могло привести к агрессивному поведению? Могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация? Каков «вклад взрослого» в возникновение конфликта? Только так мы научимся понимать хотя бы чтото из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые «одинаково метят жизненный путь человека».
Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию – в понимании взрослым субъективного образа мира ребенка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными; второй – в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, «корригирующий опыт заботы». Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребенка, научиться понимать ребенка и взаимодействовать с ним.
Идею корригирующего опыта заботы легче провозгласить, чем реализовать. На ее пути множество препятствий. И первое из них – родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие живое знание и раскрепощающие их собственную эмоциональнорефлексивную сферу, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.
В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:
первая – усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;
вторая – работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:
участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;
каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими эмоциональными проблемами.
На занятиях особое место отводиться анализу семейных отношений, приемов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.
Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовностью родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе консультирования длительного, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы.
Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты