Преобразование предложений

Цель: Учить детей строить сложные предложения.

Детям предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда.

Тема занятия «Поездка на дачу».

(фрагмент занятия)

Цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам.

Задание 1: Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету.

Картинка: Дети в лесу. Девочка собирает ягоды. Мальчик собирает грибы.

Педагог: Посмотрите внимательно на картину. Кого вы видите на ней?

Ребёнок: Девочку и мальчика.

Педагог: Что делает девочка?

Ребёнок: Девочка собирает ягоды.

Педагог: Что делает мальчик?

Ребёнок: Мальчик собирает грибы.

Педагог: Давайте вместе попробуем составить из этих предложений одно, используя союзы: а, но, и.

Ребёнок: Девочка собирает ягоды, и мальчик собирает грибы.

Ребёнок: Маша не тот вставила союз. Нужно союз а. Девочка собирает ягоды, а мальчик собирает грибы.

Задание 2: Педагог предлагает детям закончить предложения и подобрать картинку.

· Мальчик ловит...                       Девочка играет...

Собака грызёт...                         Мама стирает...

Кошка сидит...                           Курица снесла...

 

· Летом тепло, а зимой...                                Птицы летают, а змеи...

Осенью листья жёлтые, а летом...      Снег растает, когда...

Весной греет солнышко и...              Дети лепят снеговика и..

Работа с серией сюжетных картин.

Цель: обучение составлять связный рассказ по сери сюжетных картин.

Тема занятия «Составление рассказа».

(фрагмент занятия)

Демонстрируется серия сюжетных картин «Гроза». 1 -я картина. Дети в лесу, девочка собирает ягоды, мальчик собирает грибы.

2-я картина. Дождь, на небе молнии, дети бегут.

3-я картина: Дети сидят дома за столом и оживленно рассказывают маме о случившемся.

Дети с помощью педагога разбирают содержание картин, составляют рассказ. Потом этот рассказ воспроизводится детьми.

Пример рассказа:

Это было летом. Дети жили на даче. Они пошли в лес. Саша собирал грибы. Лена собирала ягоды. Вдруг подул сильный ветер. Пошёл дождь. Дети испугались и побежали домой. Дома они рассказали обо всем маме.

Заключение

Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер, Миллер, Выготский и др.

На формирование способности говорить природа отвела не так много времени - это период с одного года до 8-9 лет. После девяти лет человек лишается возможности заговорить, т. к. к этому времени закрывается речевая зона коры головного мозга.

Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий.

Дети, воспитывающиеся в приютах, к концу первого года резко отставали в психическом развитии от сверстников из семьи. Однако, причиной, по мнению авторов, является не отсутствие матери, а конкретные обстоятельства, созданные в приюте: безразличие к детям персонала, равнодушие к подаваемым ребенком знакам общения, отсутствие игрушек, сенсорная депривация. Удалось выявить, помимо материнской депривации, множество разнообразных причин отставания психического развития воспитанников закрытых детских учреждений: бедность обстановки (сенсорная депривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация).
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что разработкой наиболее эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи  , в свое время занимались Р.И. Лалаева, Л.С. Волкова, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. Они пришли к выводу, что формирование и развитие связной речи у детей происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия в ходе комплексной и систематической работы.

   Проблемой нашего исследования стало определение содержания логопедической работы по стимуляции речевого развития в раннем возрасте в условиях депривации.

Экспериментальное исследование проводилось в ясельной группе дома малютки г.Уяра, по списочному составу в группе 10 человек от 2,5 до 3 лет. Так при выполнении первого задания, где требовалось
составить рассказ по серии сюжетных картин, после их предъявления дети с
удовольствием рассматривали картинки, отвечали на вопросы, показывали
изображенные на них предметы и действующих лиц, которым давали имена
Затем раскладывали картинки в нужной последовательности и пытались
составить рассказы. Анализ полученных результатов показал, что в рассказах многих детей предложения не согласуются друг с другом, из-за чего теряется общий смысл рассказа. А большинство предложений неправильно составлены, они неполные, во многих из них пропущены главные смысловые единицы.

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок дети употребляют в основном имена существительные, глаголы и местоимения, а имена прилагательные были замечены в рассказах 10 % испытуемых Количество слов, используемых детьми, от 6 до 20. Многим детям понадобилась помощь в виде наводящих вопросов.

Во многих рассказах детьми была нарушена логическая последовательность повествования, хотя сюжетные картинки они раскладывали правильно, замечая развитие изображенных действий.

Было замечено, что 70 % испытуемых использовали простые нераспространенные предложения, 30 % детей -простые распространенные предложения. Рассказы детей отличались краткостью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

Небольшие трудности у учащихся вызвало второе задание. Дети охотно разглядывали животных, называли их, показывали кто как кричит. 60% испытуемых хорошо справились с заданием 20% - удовлетворительно.

Четвёртое задание (пересказ текста) вызвало ряд затруднений у большинства детей. Только трое детей справились с данным заданием с помощью дополнительных вопросов педагога. Пересказ остальным детям давался с трудом. Двое смогли передать только первую часть текста (завязку), продолжить пересказ не смогли.

Рассказам остальных детей были свойственны длительные паузы и повторы. Дети затруднялись в передаче диалога, пересказывали тихо и невыразительно. Отвечая, дети волновались, были напряжены, забывали текст. После дополнительных вопросов педагога и подсказок отвечали односложными ответами, не могли продолжить пересказ.

Пересказы отличались краткостью, стереотипностью, примитивностью синтаксических конструкций; были неполными. В рассказах детей отмечается нарушение логической последовательности, часто отсутствует какая-либо часть текста (завязка, основная часть, развязка), таким образом, нарушается структура повествования.

Дети достаточно хорошо понимали содержание, т. к. правильно отвечали на поставленные вопросы, но не смогли определить главную мысль и дать название рассказу.

Наблюдались отвлечения от данного задания, «соскальзывание» на другую тему, связанную с заданной, ассоциативные побуждения, при рассказывании дети часто сбивались, «перескакивали» с одной части на другую; имели место повторы, длительные паузы. Рассказы детей отличались невыразительностью, бедностью синтаксических конструкций и семантики.

Так при анализе результатов обследования было выявлено, что в рассказах детей использовано 65 % простых нераспространённых предложений, 15% простых распространённых предложений, 10% односоставных, назывных предложений, остальные дети не смогли справиться с заданием. Наиболее распространены предложения из 3-4 слов. Количество предложений колеблется от 3 до 9.

Структурный анализ предложений позволил выделить наиболее распространённые синтаксические ошибки - инверсии; нарушение порядка слов; фрагментарность предложений с пропуском главных членов предложения (чаще всего опускается сказуемое); многократное повторение отдельных слов из частей предложения; незаконченность синтаксических конструкций; предложения часто не согласованы друг с другом, отчего нарушается логика повествования. Пересказы детей свидетельствуют о нарушении лексико-грамматического строя речи, также очевидна бедность словаря у обследуемых детей. Отмечается неточность употребления слов. Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в наличии аграмматизмов,   неправильном употреблении падежных форм, в нарушении использования предложно-падежных конструкций, которые выражаются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. В рассказах многих детей предложения не согласовывались друг с другом, в результате чего терялся общий смысл рассказа. Дети, в основном, использовали имена существительные и глаголы; многим детям понадобилась помощь в виде наводящих вопросов.

При составлении рассказов наблюдался бедный словарь, многократное повторение одних и тех же слов.

Рассказы детей отличались краткостью и сжатостью изложения, нарушением логической последовательности.

Дети хорошо понимали содержание, но не могли определить главную мысль рассказа. Рассказы отличались бедностью синтаксических конструкций и семантики.

Недоразвитие грамматического строя выражалось в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях материнской депривации у детей раннего возраста речевое развитие не соответствует норме. Поэтому результаты эксперимента доказывают необходимость поиска более эффективных форм коррекционной работы.

Логопедическая работа должна осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие подражательной деятельности (в частности, речевого подражания);
  • формирование предметно-действенного общения ребенка со взрослым (умение общаться с помощью предметов, поддерживать контакт, участвовать в совместной деятельности);
  • работа над ситуативным пониманием обращенной речи (понимать речь в зависимости в конкретной ситуации);
  • общая стимуляция психоречевого развития;
  • развитие общих двигательных умений, развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • стимулирование речевого высказывания;
  • развитие речевого дыхания.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: