Глава 3 Логопедическая работа по стимуляции речевого развития в раннем возрасте в условиях депривации

Цели коррекционной работы:

  • развитие подражательной деятельности (в частности, речевого подражания);
  • формирование предметно-действенного общения ребенка со взрослым (умение общаться с помощью предметов, поддерживать контакт, участвовать в совместной деятельности);
  • работа над ситуативным пониманием обращенной речи (понимать речь в зависимости в конкретной ситуации);
  • общая стимуляция психоречевого развития;
  • развитие общих двигательных умений, развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • стимулирование речевого высказывания;
  • развитие речевого дыхания.

Совместное рассматривание предметов

Взрослый вместе с ребенком наблюдают за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у кисы. Киса сидит спокойно. Давай позовем ее: «Киса-киса, иди сюда». Прим этом важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.

Чтение потешек, стихов

Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.

Знакомство с новым словом

Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет и ли субъект этого действия, усиливая таким образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, «Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.

Рассматривание картинок

Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.

Поручения, требующие ответа-действия

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех... Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.

Звуковое обозначение своих действий

Любые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Стучит – «тук-тук». Рисует дождь – «кап-кап». Хлопает – «хлоп-хлоп». Взрослый обучает ребенка звукоподражанию, малыш повторяет за ним, затем они вместе сопровождают звуками действия ребенка, а потом он уже сам делает одновременно и то, и другое.

Речевое сопровождение действие

Ребенок сопровождает свое действие уже не звуками, а развернутой речью. Для этого упражнения походят хороводные игры, многие детские стихи. Например «Зайка». Кроме таких игр, полезно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать соответствующие вопросы: «Ваня умывается.. Что Ваня делает? Что Ваня хочет?»

Спектакль

Разыграйте простую сценку с игрушками малыша. Зайчик плачет, мишка бегает, собачка ест, котик потерял мячик. Ребенок должен пожалеть игрушку или помочь ей так, как это делает взрослый. После «спектакля» можно спросить малыша, что он видел.

Игровые приемы

Игровых приемов, активизирующих речь малыша, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии.

Важно придумывая игры, соблюдать условия:

· Занятия должны быть интересны для малыша, и приносить радость.

· Недопустимо заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.

· Занятия по развития речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, слова должны опираться на его конкретные впечатления.

· Адресоваться нужно к конкретному ребенку, даже если пред вами несколько малышей.

· Занятия должны быть очень короткими. 5-7 минут. Лучше повторять их в разное время и в разных ситуациях, чтобы они стали для детей узнаваемой и привычной деятельностью.

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания

Как можно чаще проводите игры - переклички. Когда ребенок лепечет, взрослый повторяет звуки ребенка, вовлекает его в общение с помощью речи, "разговаривает", а затем произносит новые звуки и слоги, а ребенок подражает ему.

Кто как плачет?

Цель: стимулировать речевое высказывание, развивать речевое подражание; Материал: кукла, игрушки: кошечка, собачка и т.д. Ход игры: взрослый несколько раз показывает игрушку и называет ее. Вместе с ребенком нужно: укачивать куклу и тянуть: "А-а-а!" (кукла плачет). Учить повторять, как кричит ослик ("Иа!"), мяукает кошка, лает собака и т.д. Несколько раз повторить звуковые комплексы должен взрослый, затем в процесс повторения вовлекается ребенок. Впоследствии провести такой вариант игры: взрослый показывает игрушку (например, куклу) и спрашивает: "Как кукла плачет?". Ребенок произносит выученный звуковой комплекс. Перечень звуковых комплексов для разучивания: "А-а-а!" (кукла плачет), "Иа!" (кричит ослик), "Ау!" (дети заблудились в лесу), "Уа" (плачет ляля), "Бух" (падает что-либо), "Бум-бум" (бьют в барабан), "Мяу" (мяукает кошка), "Ав-ав" (лает собака), "би-би" (едет машина), "ту-ту" (едет паровоз).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: