Гидролитический распад полисахаридов. Сравнение действия ферментов и неорганических катализаторов

Ферменты отличаются от неорганических катализаторов по ряду свойств, одним из которых является очень высокая каталитическая активность в условиях оптимальной температуры, рН среды, давления и др., что можно объяснить белковой природой ферментов.

Ход работы

В пять пробирок налить по 3 мл 1% раствора крахмала. В первую и пятую пробирки добавить по 1 мл воды; во вторую – 1 мл разбавленной слюны; в третью и четвертую – по 1 мл 10% раствора серной или соляной кислоты. Содержимое пробирок перемешать и первые три пробирки поместить в термостат при температуре 37-38 0С, а четвёртую и пятую – в кипящую водяную баню. Через 20 минут пробирки из термостата и водяной бани убрать, охладить до комнатной температуры и в каждую добавить по 3 капли водного раствора йода. Полное расщепление крахмала произошло в тех пробирках, где содержимое окрасилось в жёлтый цвет; красные и фиолетовые тона свидетельствуют о частичном гидролизе крахмала. По результатам опыта заполнить таблицу 1.

Таблица 1

№ п/п Субстрат Катализатор Температура инкубации, 0С Окраска с йодом
1 Крахмал Вода 37  
2 Крахмал Амилаза 37  
3 Крахмал Серная кислота 37  
4 Крахмал Серная кислота 100  
5 Крахмал Вода 100  

Сделать вывод, сравнив каталитическую активность амилазы и серной кислоты.

 

Действие NaCl в качестве специфического и неспецифического эффектора (активатор-ингибитор) на различные ферменты

Для исследования активности амилазы слюны и ее свойств используют собственную слюну, разведенную в 10 раз. Для этого в мерную пробирку собирают 1 мл слюны (предварительно полость рта сполоснув водой) и доводят водой до метки 10 мл.

 

 

Влияние активаторов и ингибиторов на активность амилазы

Растворы, условия опыта

Количество растворов

Опыт 1 Опыт 2 Контроль
Слюна, 1:10, мл 1,0 1,0 1,0
Н2О, капель - - 2
1% NaCl, капель 2 - -
1% CuSO4, капель - 2 -
1% Крахмал, капель 5 5 5

Экспозиция, 5 мин

р-р I2 в KI, капель 1 1 1
Результат окраски      
Вывод      

 

Ингибирующее действие хлорид-ионов на дегидрогеназный комплекс картофеля

 

Хлорид-ионы ингибируют дегидрогеназный комплекс и в их присутствии поверхность среза картофеля остается без изменений; в остальных случаях – она темнеет.

Ход работы

Срезы картофеля Нанесение порошка Результаты, окраски через 15-20 мин Выводы
1 -    
2 NaCl    
3 NaI    
4 KClO3    

Контрольные вопросы

1. При оформлении протокола и подготовке к занятию, объясните понятие «стехиометрия реакций».

2. Вспомните, что вы знает о катализе и, обратном ему явлении ингибирования химических реакций и процессов?

3. Какие механизмы катализа Вам известны?

4. Определите понятие окислительно-восстановительный процесс и расскажите об их основных типах.

5. Чем, по Вашему мнению, занимается энзимология?

6. Сформулируйте понятие «Биологическое окисление» и расскажите о его механизмах и функциях, указав роли важнейших подклассов оксидоредуктаз: цитохромов, анаэробных и аэробных дегидрогеназ, оксидаз.

7. Что Вы знаете о микросомальном окислении и его функциях? Дайте краткую характеристику моно- идиоксигеназ.

8. Расскажите об образовании активных форм кислорода (АФК) и механизмах их повреждающего действия.

9. Что Вы знаете о составе и функциях систем антиоксидантной защиты?

10. С позиций термодинамики открытых систем, объясните термин «метаболизм» и объясните его двойственную природу.

11. Что вы знаете об энд- и экзергонических реакциях и роли макроэргических соединений?

12. Что вам известно о внеклеточной, анаэробной и аэробной стадиях катаболизма и соответствующих фазах анаболизма?

13. Расскажите о химическом составе и функциях пищеварительных соков.

14. Какую роль играют сдвиги рН в различных отделах пищеварительного тракта и, каковы механизмы секреции в нем ионов и ферментов?

15. На примере протеиназ пищеварительного тракта и свертывающей системы крови, объясните смысл существования ферментных каскадов.

16. В чем, по вашему мнению, заключается функция катализаторов?

17. Сформулируйте представления о преимуществах биокатализа, по сравнению с небиологическими катализаторами.

18. Объясните природу и химический состав Е.

19. Объясните причины и механизмы высокой эффективности биокатализа.

20. По каким признакам можно судить о наличии того или иного Е? Каким термином выражают это понятие?

21. В каких основных и производных единицах выражают активность Е?

22. Какую химическую реакцию катализируют амилазы?

23. На примере амилазы слюны, сформулируйте принципиальные положения количественного анализа Е.

24. Что Вы знаете о кинетике и общих свойствах Е?

25. Что вы помните о классификации и номенклатуре Е и кофакторов ферментативных реакций?

26. Что значит понятие «термолабильность»? Объясните причины и характер зависимости ферментных реакций от температуры.

27. Объясните причины и характер зависимости ферментных реакций от величины рН.

28. Применительно к энзимологии, объясните термин «ингибиторы» и приведите примеры их применения.

29. Где, по вашему мнению, применимы знания и понятия энзимологии?

30. Сформулируйте представления об индикаторных ферментных реакциях.

31. Что такое ферментный анализ, где и для чего он применим?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: