От сетей обмена до глобальной торговой сети

В доколумбовую эпоху среди цивилизаций Латинской Америки существовали сети обмена благодаря торговым путям, которые простирались от Месоамерики до Южной Америки. Ограниченные в технологии и транспорте, формы местных контактов, по большей части, осуществлялись в пределах Американского континента. С появлением европейских конкистадоров (с испанского, – «завоеватели»), картина меняется совершенно. Начиная с 16 ст., достигнув Африки через атлантические пути работорговли, и Азии, через торговый путь манильских галеонов, Латинская Америка вступила в эпоху глобального сотрудничества, которое продолжается и теперь.

Торговля манильских галеонов познакомила Мексику с японскими ширмами, вдохновляя на создание таких предметов местного производства. Складной экран (биомбо) с осадой Белграда (видимая сторона) и сценой охоты (реверс), c. 1697-1701, Мексика, масло по дереву, инкрустировано перламутром, 229,9 x 275,8 см (Бруклинский музей)

С усилением борьбы за независимость в 19 ст. взаимодействие между странами возросло, не говоря уже о союзах, которые были созданы, хотя безуспешно, однако с попытками выделить идею об объединении латиноамериканских стран. В период 20-21 ст., в основном как результат социально-политических трансформаций, миграций, ссылок и диаспор (рассеивание народов из их родных стран), путешествия стали визитной карточкой современного искусства, привнося долю латиноамериканской культуры во всемирное наследие. В результате этих путей обмена, которые начались задолго до колониальной эпохи и продолжаются сегодня, латиноамериканское искусство трудно классифицировать. В действительности, оно гибридное и плюралистическое; это продукт многокультурных условий.

«Незападное» искусство?

Альфредо Джаар, «Логотип для Америки», установлен в 1987 году (выпуск 2014 года). Цифровая анимация по заказу Фонда общественного искусства, Таймс-сквер, Нью-Йорк, апрель 1987 года. © Альфредо Джаар

Крайне важно также учитывать негативное влияние искусственного включения латиноамериканскоой культуры в западные и незападные нарративы. В то время, как «Западное искусство» применяется по отношению к Европе и Северной Америки, чья культурная традиция восходит к классической античной греков и римлян, термин «незападное искусство» включает все остальное. Это разграничение повлияло также и на латиноамериканское искусство, поскольку – не беря во внимание доколумбову эпоху – оно подпадает под категорию истории западного искусства. Эта классификация, правда, обсуждается, и некоторые учёные полагают, что латиноамериканская культура относится более к «незападной» традиции искусства, которое обязано скорее народам доколониальных времен, нежели европейскому влиянию. Зачастую, при обсуждении латиноамериканского искусства в западном контексте, оно обычно представляется как производное европейского или североамериканского искусства или просто рассматривается как «другое», что означает отличие от художественного мейнстрима.

Фрида Кало, «Фрида и Диего Ривера», 1931, холст, масло, 100,01 х 78,74 см (Музей современного искусства Сан-Франциско)

Этот термин можно оспорить, выявив множество способов, когда художник скорее приспосабливается, чем имитирует внешнее влияние, и при том проявляет стиль, который отражает взаимный обмен, а не одностороннее действие, как это обычно предполагают. Пример тому можно увидеть в работах Диего Риверы и Фрида Кало (сверху), которые обычно включаются в учебники по западному или современному искусству, но чье творчество не воспринимается всерьёз по сравнению с их европейскими и североамериканскими коллегами. Перечень «незападного» искусства, конечно, включает местную латиноамериканскую культуру, однако, ни одна работа исконного искусства после 16 ст. (завоевание) не входит в это число. В зависимости от контекста, в котором вы изучаете латиноамериканское искусство, в итоге можно получить совершенно иной и фрагментарный взгляд на его художественную традицию. Это даже усложняется при рассматривании избранных коллекций доколумбовой и колониальной эпох в сопоставлении с современными работами, что подтверждается количеством ритуальных предметов (считаются произведениями искусства в результате их эстетических качеств и мастерства). Только с более широкой перспективы латиноамериканского искусства можно по праву оценить индивидуальность этих культурных традиций. Множество мнений и невозможность точно назвать и классифицировать латиноамериканское искусство – вот, что делает искусство этой местности столь уникальным и интересным для исследования. Латиноамериканское искусство как сфера изучения, вечно живая и развивающаяся, продолжит удивлять вас своей многоликой и многослойной историей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: