Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова.»
Кафедра начального образования.
Учебная дисциплина: Общие основы методик начального образования.
Лекционное занятие.
Тема: Формирование учебной деятельности младших школьников как основное требование ФГОС НОО.
Количество часов: 2 часа).
Цель: раскрыть психолого-педагогические основы организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности
Задачи:
1. познакомить с особенностями организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности;
2.раскрыть структуру учебной деятельности и взаимосвязь всех ее компонентов;
3. определить, какое соотношение существует между психологическими, дидактическими закономерностями и основами методики преподавания в начальной школе (на примере методики обучения математике);
|
|
4.на методическом уровне раскрыть зависимость между способами деятельности младших школьников в условиях урока и полученными результатами.
Рекомендуемая литература.
Основная литература:
1.Сизганова, Е. Ю. Дидактика начальной школы: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Сизганова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 187 с. — ISBN 978-5-9765-3405-6. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97129
2. Глаголева, Ю. Г. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования: учебное пособие / Ю. Г. Глаголева. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-9925-1060-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97814
3.Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. -М.:
Проспект, 2010. – 460с.
4. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа - 1999 - №7 - с.19 - 24
5. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Н. Б. Истомина. - 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХІ век, 2009. - 288 с.
Н.Б. Истомина http://metodichka.x-pdf.ru/15pedagogika/572622-1-metodika-obucheniya-matematike-nachalnoy-shkole-razvivayuschee-obuchenie-associaciya-xxi-vek-istomina-metodika-obucheniya-m.php
Дополнительная литература:
1. Ситникова, Т.Н. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. 4 класс [Текст]: методический материал. Соответствует ФГОС / Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 464 с.
|
|
2.Чекин А. Л. Обучение младших школьников математике по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» / А. Л. Чекин —«Прометей», 2011. – 190 с.
Электронные информационные (Internet) ресурсы
-Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. Математика 1–4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
-Демонстрационные пособия. Математика. Начальная школа. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.all-library.com/ obrazovanie/uchebnye-posobiya/34729-nachalnaya-shkola-matematika-demon-stracionnye.html -Система обучения Занкова Л.В. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://sistemazankova.livejournal.com/2732.html
-Развивающая математика – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://razvivashka.jimdo.com
-Мультимедийные пособия. Математика – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://elkniga.ucoz.ru/load/multimedijnye_posobija/matematika/14---- Развивающие задания по математике. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://moj-rebenok.com/matematika/page/5/
- Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» http://sch 2000. ru
Ключевые слова: учебная деятельность, учебная самостоятельность, учебная задача, учебные действия.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power point.
Этапы лекционного занятия.
1. Организационный момент. (1-2 мин.):
- приветствие и проверка присутствующих студентов;
- подготовка рабочего места для проведения занятия.
2. Целеполагание (3-5 мин.):
- знакомство с темой занятия;
- определение целей и задач;
- озвучивание междисциплинарных связей;
- сообщение плана занятия и постановка учебных задач;
3. Актуализация опорных знаний (8-10 мин.).
Беседа по вопросам.
- Раскройте сущность понятия "современное начальное образование". - Охарактеризуйте портрет выпускника начальной школы.
-Какие условия необходимо создать в начальной школе, чтобы реализовать на практике требования ФГОС НОО?
- Перечислите основные направления стратегии перехода начальной школы в состояние инновационной деятельности
- Какой метод обучения в начальной школе является ведущим в условиях современной начальной школы?
-Какую функцию выполняют предметные знания в условиях современного образовательного процесса в начальной школе?
Сегодня мы рассмотрим основные подходы к организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности, благодаря которой ученик начальной школы формируется как субъект деятельности, способный к самообучению и саморазвитию.
4. План лекционного занятия (3- 5 мин)
Основные вопросы для обсуждения.
· Учебная деятельность как основа развития способностей к обучению младших школьников.
· Структура учебной деятельности.
· Постановка различных видов учебных задач и цели их постановки.
· Классификация методов обучения и их роль в организации учебно-познавательной деятельности.
5. Основное содержание проведения занятия (50-60 мин.):
(Рассматриваются основные вопросы в соответствии с вопросами плана изложения лекционного материала и параллельно анализируется информация на слайдах презентации "Формирование учебной деятельности младших школьников как основное требование ФГОС НОО").
Особенности организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности. Учебная деятельность как универсальный метод обучения в условиях современного образовательного процесса в начальной школе, ориентированный на усвоение системы понятий и общих способов действий обучающихся. Формирование учебной самостоятельности у младших школьников как умений ставить учебные задачи, решать их без побуждения извне и быть способным инициировать учебные взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учить себя с помощью сверстников и взрослых).
|
|
Роль в формировании учебной самостоятельности младших школьников внеурочного компонента как взаимодополняющего компонента базового начального образования наряду с урочной деятельностью. Организация сотрудничества при изучении нового материала как средства формирования учебной самостоятельности младших школьников.
Психолого-педагогическая характеристика структуры учебной деятельности (мотивы, учебные задачи, учебные действия, действия контроля и самооценки). Организация процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности (на примере теоретических основ методики обучения математике в начальных классах, разработанных Истоминой Н.Б.). Познавательный интерес к изучаемому предмету как основной мотив учебной деятельности. Виды учебной деятельности (репродуктивная (на воспроизведение), вариативно-воспроизводящая (при выполнении учебных действий в виде измененных условиях), продуктивная- творческая или эвристическая (направленная на поиск новых знаний, на нахождение новых способов действий). Формы организации учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная и в парах сменного состава). Приемы учебной деятельности и умственной деятельности младших школьников, их формирование при обучении математике. Учебные задачи как важнейший элемент структуры учебной деятельности. Виды учебных задач: частные, локальные, общие и перспективные. Направленность учебных задач на поиск обобщенных способов решения большого круга конкретно-частных задач при выполнении учебного задания (общий способ действий).
Постановка учебной задачи и их взаимосвязь с двумя "открытиями" обучающихся:1-дети обнаруживают, что они чего-то не знают; 2-что им следует продумать определенные шаги к решению учебной задачи. Выполнение определенных действий обучающимися при решении учебных задач на уроке. Формирование контрольно-оценочных умений-важнейшая составляющая полноценного обучения младших школьников. Контроль как составляющий компонент учебной деятельности. Осуществление его за правильностью и полнотой выполненных операций, входящих в состав действий, а не учет лишь результата выполненного задания. Самооценка как итоговый компонент учебной деятельности.
|
|
Приобретение младшими школьниками личностной значимости учебного процесса в условиях деятельности. Применение в практической деятельности учителя начальных классов методов обучения по характеру деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Их роль в формировании учебной самостоятельности обучающихся. Стимулирование и мотивация учебной деятельности младших школьников на уроках посредством дидактической игры, постановки учебной задачи, создания проблемной ситуации (Ю. К. Бабанский). Особенности организации различных видов деятельности в процессе обучения и их взаимосвязь с уровнем и качеством усвоения младшими школьниками учебного материала.
Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте особенности обучения младших школьников в условиях учебной деятельности?
2.Какие задачи ставит учитель, планируя проведение урока в условиях учебной деятельности?
2. Перечислите компоненты, которые входят в структуру учебной деятельности.
3.Определите, какая существует взаимосвязь между компонентами учебной деятельности.
4.Какие виды учебной деятельности младших школьников можно организовать в условиях образовательного процесса?
5.Какое соотношение существует между психологическими, дидактическими закономерностями и теоретическими основами методики обучения математики (по Н. Б. Истоминой)?
6. Задания для самостоятельной работы (3-5 мин).
1.Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную П. Я. Гальпериным, раскройте возможность применения определенных методических приемов на каждом этапе формирования умственных действий у младших школьников при решении примеров вида:16+7,40-6 (Концентр "Сотня"). Обоснуйте свой выбор действий.
2.Подготовьте к практическому занятию конспект урока (предмет, класс, тема- по выбору). Проанализируйте составленный (выбранный) вариант урока с позиции развития интеллекта младших школьников, используя предложенный алгоритм. Подготовьтесь к обсуждению результатов своей работы на семинарском занятии.