Основные вопросы для обсуждения

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова.»

                                                   Кафедра начального образования. 

Учебная дисциплина: Общие основы методик начального образования.

               

                               Лекционное занятие.

Тема: Формирование учебной деятельности младших школьников как основное требование ФГОС НОО.                                                             

Количество часов: 2 часа).

Цель: раскрыть психолого-педагогические основы организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности

 

  Задачи:

1. познакомить с особенностями организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности;

 2.раскрыть структуру учебной деятельности и взаимосвязь всех ее компонентов;                                        

3. определить, какое соотношение существует между психологическими, дидактическими закономерностями и основами методики преподавания в начальной школе (на примере методики обучения математике);

 4.на методическом уровне раскрыть зависимость между способами деятельности младших школьников в условиях урока и полученными результатами.

             Рекомендуемая литература.

Основная литература:

1.Сизганова, Е. Ю. Дидактика начальной школы: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Сизганова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 187 с. — ISBN 978-5-9765-3405-6. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97129

 

 2. Глаголева, Ю. Г. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования: учебное пособие / Ю. Г. Глаголева. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-9925-1060-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97814

 

 

3.Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. -М.:

Проспект, 2010. – 460с.

4. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа - 1999 - №7 - с.19 - 24

5. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Н. Б. Истомина. - 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХІ век, 2009. - 288 с.

 

Н.Б. Истомина http://metodichka.x-pdf.ru/15pedagogika/572622-1-metodika-obucheniya-matematike-nachalnoy-shkole-razvivayuschee-obuchenie-associaciya-xxi-vek-istomina-metodika-obucheniya-m.php

 

 

Дополнительная литература:

1. Ситникова, Т.Н. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. 4 класс [Текст]: методический материал. Соответствует ФГОС / Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 464 с.

2.Чекин А. Л. Обучение младших школьников математике по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» / А. Л. Чекин —«Прометей», 2011. – 190 с.

Электронные информационные (Internet) ресурсы

 

-Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. Математика 1–4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

-Демонстрационные пособия. Математика. Начальная школа. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.all-library.com/ obrazovanie/uchebnye-posobiya/34729-nachalnaya-shkola-matematika-demon-stracionnye.html                 -Система обучения Занкова Л.В. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://sistemazankova.livejournal.com/2732.html

-Развивающая математика – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://razvivashka.jimdo.com

-Мультимедийные пособия. Математика – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://elkniga.ucoz.ru/load/multimedijnye_posobija/matematika/14---- Развивающие задания по математике. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://moj-rebenok.com/matematika/page/5/

- Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» http://sch 2000. ru

Ключевые слова: учебная деятельность, учебная самостоятельность, учебная задача, учебные действия.

                                     

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power point.

Этапы лекционного занятия.

1. Организационный момент.  (1-2 мин.):

- приветствие и проверка присутствующих студентов;

- подготовка рабочего места для проведения занятия.

2. Целеполагание (3-5 мин.):

- знакомство с темой занятия;

- определение целей и задач;

- озвучивание междисциплинарных связей;

- сообщение плана занятия и постановка учебных задач;

 

3. Актуализация опорных знаний (8-10 мин.).

Беседа по вопросам.

 - Раскройте сущность понятия "современное начальное образование".                                 - Охарактеризуйте портрет выпускника начальной школы.

 -Какие условия необходимо создать в начальной школе, чтобы реализовать на практике требования ФГОС НОО?

- Перечислите основные направления стратегии перехода начальной школы в состояние инновационной деятельности

 - Какой метод обучения в начальной школе является ведущим в условиях современной начальной школы?

 -Какую функцию выполняют предметные знания в условиях современного образовательного процесса в начальной школе?

          

          Сегодня мы рассмотрим основные подходы к организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности, благодаря которой ученик начальной школы формируется как субъект деятельности, способный к самообучению и саморазвитию.

                  

                       4. План лекционного занятия (3- 5 мин)

Основные вопросы для обсуждения.

· Учебная деятельность как основа развития способностей к обучению младших школьников.

· Структура учебной деятельности.

· Постановка различных видов учебных задач и цели их постановки.

· Классификация методов обучения и их роль в организации учебно-познавательной деятельности.

 

5. Основное содержание проведения занятия (50-60 мин.):

(Рассматриваются основные вопросы в соответствии с вопросами плана изложения лекционного материала  и параллельно анализируется информация на слайдах презентации "Формирование учебной деятельности младших школьников как основное требование ФГОС НОО").

             Особенности организации процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности. Учебная деятельность как универсальный метод обучения в условиях современного образовательного процесса в начальной школе, ориентированный на усвоение системы понятий и общих способов действий обучающихся. Формирование учебной самостоятельности у младших школьников как умений ставить учебные задачи, решать их без побуждения извне и быть способным инициировать учебные взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учить себя с помощью сверстников и взрослых).

Роль в формировании учебной самостоятельности младших школьников внеурочного компонента как взаимодополняющего компонента базового начального образования наряду с урочной деятельностью. Организация сотрудничества при изучении нового материала как средства формирования учебной самостоятельности младших школьников.

Психолого-педагогическая характеристика структуры учебной деятельности (мотивы, учебные задачи, учебные действия, действия контроля и самооценки). Организация процесса обучения младших школьников в условиях учебной деятельности (на примере теоретических основ методики обучения математике в начальных классах, разработанных Истоминой Н.Б.). Познавательный интерес к изучаемому предмету как основной мотив учебной деятельности. Виды учебной деятельности (репродуктивная (на воспроизведение), вариативно-воспроизводящая (при выполнении учебных действий в виде измененных условиях), продуктивная- творческая или эвристическая (направленная на поиск новых знаний, на нахождение новых способов действий). Формы организации учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная и в парах сменного состава). Приемы учебной деятельности и умственной деятельности младших школьников, их формирование при обучении математике. Учебные задачи как важнейший элемент структуры учебной деятельности.                  Виды учебных задач: частные, локальные, общие и перспективные.    Направленность учебных задач на поиск обобщенных способов решения большого круга конкретно-частных задач при выполнении учебного задания (общий способ действий).

Постановка учебной задачи и их взаимосвязь с двумя "открытиями" обучающихся:1-дети обнаруживают, что они чего-то не знают; 2-что им следует продумать определенные шаги к решению учебной задачи. Выполнение определенных действий обучающимися при решении учебных задач на уроке. Формирование контрольно-оценочных умений-важнейшая составляющая полноценного обучения младших школьников. Контроль как составляющий компонент учебной деятельности.  Осуществление его за правильностью и полнотой выполненных операций, входящих в состав действий, а не учет лишь результата выполненного задания. Самооценка как итоговый компонент учебной деятельности.

Приобретение младшими школьниками личностной значимости учебного процесса в условиях деятельности. Применение в практической деятельности учителя начальных классов методов обучения по характеру деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Их роль в формировании учебной самостоятельности обучающихся. Стимулирование и мотивация учебной деятельности младших школьников на уроках посредством дидактической игры, постановки учебной задачи, создания проблемной ситуации (Ю. К. Бабанский). Особенности организации различных видов деятельности в процессе обучения и их взаимосвязь с уровнем и качеством усвоения младшими школьниками учебного материала.

 

         Вопросы для самоконтроля.

1. Раскройте особенности обучения младших школьников в условиях учебной деятельности?

2.Какие задачи ставит учитель, планируя проведение урока в условиях учебной деятельности?

2. Перечислите компоненты, которые входят в структуру учебной деятельности.

3.Определите, какая существует взаимосвязь между компонентами учебной деятельности.

4.Какие виды учебной деятельности младших школьников можно организовать в условиях образовательного процесса?

5.Какое соотношение существует между психологическими, дидактическими закономерностями и теоретическими основами методики обучения математики (по Н. Б. Истоминой)?

 

  6. Задания для самостоятельной работы (3-5 мин).

 

1.Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную П. Я. Гальпериным, раскройте возможность применения определенных методических приемов на каждом этапе формирования умственных действий у младших школьников при решении примеров вида:16+7,40-6 (Концентр "Сотня"). Обоснуйте свой выбор действий.

 

2.Подготовьте к практическому занятию конспект урока (предмет, класс, тема- по выбору). Проанализируйте составленный (выбранный) вариант урока  с позиции развития интеллекта младших школьников, используя предложенный алгоритм. Подготовьтесь к обсуждению результатов своей работы на семинарском занятии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: