Музыкальный размер, в котором идёт счёт «раз, два, три»

Среди движений много прыжков и подскоков, чётких притопываний, ударов каблучками, лёгкий танцевальный бег, боковые шаги, резкие выбрасывания то одной, то другой ноги, пружинящие движения вверх-вниз. Часто танцоры наклоняют корпус вниз, а, выпрямляясь, вскидывают руки вверх, будто навстречу солнцу. Во время танца танцоры хлопают в ладоши и издают весёлые подзадоривающие возгласы.

Молдовеняска распространена не только в художественной самодеятельности, но и на профессиональной балетной сцене. Наиболее известный коллектив, исполняющий молдовеняску, - молдавский государственный национальный академический ансамбль народного танца «Жок». В Болгарии существует вариант этого танца под названием «мулдуванска».

«Молдовеняска» принадлежит к одной из оригинальных разновидностей танцев типа сырбы. Появилась она сравнительно поздно, примерно в середине XIX века. Чаще всего «Молдовеняску» можно было встретить в районах Молдавии, непосредственно прилегавших к России и вошедших после 1812 года в ее состав.

К сожалению, до нас дошло сравнительно мало описаний исполнения этого танца в прошлом веке. Пожалуй, самые интересные сведения мы находим у М. Коцюбинского: «Держась за руки, взмахивая ими вверх и опуская вниз, мерно, плавно и без передышки перебирая ногами и старательно притопывая ими, как кони на току, неспешно и добросовестно выполняют заданную работу. А круг танцует, притопывают в такт «Молдовеняске» ноги, поднимаются и опускаются соединенные руки, мелькают белые платочки в девичьих руках»

В «Молдовеняске» воплотились многие наиболее типичные и красивые элементы молдавских танцев. Основной ход - простой шаг с подскоком. Полетные боковые шаги, заканчивающиеся причудливыми, иногда синкопированными комбинациями, создают впечатление вихря, упоения стремительными движениями пляски.

Танец «Букурия»

Слово «букурия» в переводе означает радость, веселье. Танец вполне соответствует этому названию, он полон жизнерадостности и огненного темперамента. Композиция танца не очень сложна, для него характерны парные переходы, переходы линиями, иногда круг. Из движений для «Букурии» наиболее характерны шаг с подскоком, легкий бег, бег с одной ноги и парные вращения.                             

Костюм исполнителей.

Девушки.  

Белая блузка из домотканого материала или поплина, вышитая цветными нитками, завязывается у ворота цветной тесемкой. Рукав три четверти. Красная расклешенная юбка чуть ниже колен расшита блестками.

Нижняя белая юбка украшена вышивкой и кружевами, немного длиннее верхней юбки. Поверх блузки надевают «бондицу» - жилет, обтягивающий талию. Жилет застегивается на пуговицы. Волосы собраны на затылке в пучок. С правой стороны у девушек к волосам прикреплен красный цветок. На ногах -красные туфли на среднем каблуке.

Юноши.

Белая рубашка из домотканого материала или поплина с отложным воротником. Воротник рубашки, манжеты, подол украшены народным орнаментом. Белые узкие брюки из домотканого материала или поплина, обтягивающие ноги, заправлены в сапоги. Рубашка заправляется под красный шерстяной пояс, который завязывается с левой стороны. Поверх рубашки надевают «бондицу» -- богато вышитый жилет из плотной белой шерсти. К жилету прикреплены разноцветные кисточки (по одной с каждой стороны жилета). На голове -шапка из серого каракуля. На ногах -черные сапоги.

Кэлушари, или кэлушарь (рум. Cгluєari) -- члены румынских тайных обществ и братств, практиковавшие ритуальные акробатические танцы, называемые кэлуш (cгluє). По словам религиоведа Мирчи Элиаде, они были известны своей способностью, создавать впечатление полёта в воздухе, который, как они полагали, представляет бег лошадей и танцы фей (zine). Покровительницей кэлушарий была «Королева фей» (Doamna Zinelor), также известная как Иродиада и Арада, которую Элиаде связывал с фольклорной фигурой Дианы.

Дмитрий Кантемир в своём «Описании Молдавии» (1714) писал:

…Кроме таких танцев, во время празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его помощник - примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и, как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей… 

Заключение:

Народный танец, самый древний вид народного творчества в Республике Молдова. Через танец мы наблюдаем типичные черты называемые «молдавский национальный характер». Организация движения во времени и пространстве, пластика, ритмика в исполнении народных танцев отражают образность художественного мышления, которую молдавский народ любит и ценит. На протяжении своей долгой истории танец в Молдове претерпел множество изменений, отражая культурное развитие страны, сохраняя при этом традиционные элементы, которые и сегодня являются основой современного молдавского танца.

 

Список используемой литературы:

1. Кантемир Д.Описание Молдавии. Факсимиле, латинский текст и русский перевод  Стурдзовского списка.2011.-840с.

2.Королёва Э. и др. Молдавский народный танец / Э. Королёва, В. Курбет, М. Мардарь. - М.: Искусство, 1984. - 207 с.: ил. - (Самодеятельный театр. Репертуар и методика)

3. Куберт.В, Мордарь. М. Молдавские народные танцы.-Кишенев, 1969

4.Ошурко Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957; Королева Э. А., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970.

5. Ткаченко Т. Народный танец.- М.,1954.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: