Преимущества грудного вскармливания. Гипогалактия

Лекция №7

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ                           

                            ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Закладка пищеварительной трубки заканчивается на восьмой неделе в/у развития. Заглатывать око­лоплодные воды плод начинает на 20-й неделе в/у развития, после чего в пищеварительном отделе начинаются процессы, подготавливающие орга­низм к внеутробному пищеварению. К рождению фер­ментативная активность и кислотность в желудочном тракте низкие, но это не затрудняет переваривания, так как материнское молоко полностью готово к вса­сыванию.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОСТИ РТА

Полость рта у новорожденных и детей раннего воз­раста относительно небольшая, ее слизистая оболочка легко ранима, язык короткий и широкий.

Рот грудного ребенка полностью приспособлен для сосания, чему способствуют:

1)жировые комочки, которые располагаются в тол­ще щек;

2)валикообразные утолщения на деснах;

3)поперечная исчерченность слизистой оболочки губ.

Слюнные железы у детей первых месяцев жизни раз­виты недостаточно, слюны выделяется мало. Но к 4 ме­сяцам они начинают функционировать активно, появ­ляется физиологическое слюнотечение, связанное с тем, что ребенок не умеет глотать слюну.                                                                                                                                                                                                                                                

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОДА

Пищевод у младенца широкий и короткий, физио­логические сужения не развиты, они формируются в более старшем возрасте.

 

ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДКА

Желудок расположен в левом подреберье. До 1 года он располагается горизонтально. Когда ребенок начи­нает ходить, орган принимает вертикальное положе­ние. Объем желуд­ка доношенного новорожденного составляет 30—35 мл, у ребенка 3 месяцев — 100 мл, в 1 год — 500 мл, к 8 годам — 700-800 мл.

Мускулатура органа развита слабо, за исключением привратника, сфинктер во вход­ной части развит недостаточно, что способству­ет срыгиванию.

ОСОБЕННОСТИ КИШЕЧНИКА

Его слизистая оболочка развита, обильно снабжена кровеносными сосудами. Характер­ной чертой кишечника в грудном возрасте является повышенная проницаемость его стенок, что способствует развитию токсикоза при различных заболеваниях.

Особенности стула у детей различных возрастов

Стул ребенка различен в различные возрастные пе­риоды и зависит от характера вскармливания. Сразу после рождения он темно-зеленый, с перво­го по четвертый день — коричневатый, а затем стано­вится золотисто-желтым.

Частота испражнений здорового ребенка — от 1 до 4 раз в сутки. У некоторых детей стул бывает 1 раз в 2-3 дня.

Продолжительность прохождения пищи через ки­шечник различна в зависимости от возраста: у ново­рожденных детей она составляет от 4 до 20 ч; у более старших детей — около 1 суток; при искусственном вскармливании пищеварение длится до 2 суток.

Особенности микрофлоры                                                                                                                                                                                                                                                             

Во внутриутробном периоде желудочно-кишечный тракт ребенка стерилен. Микроорганизмы попадают в него уже при прохождении через родовые пути мате­ри, затем через рот и при контакте малыша с предме­тами окружающей среды.

В ки­шечнике микрофлора зависит от вида вскармливания. При вскармливании грудным моло­ком основной флорой является В. Bifidum. После введения прикорма и при переводе на искусственное вскармливание в кишечнике начинает преобладать кишечная палочка, относящаяся к условно-патоген­ным бактериям.

 

ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Различают три вида вскармливания детей грудного возраста:

1. Естественное вскармливание — вскармливание ребенка первого года жизни грудным молоком с введением прикорма в 4,5-5 месяцев. объем грудного молока должен составлять более 4/5 суточного объема пищи.

 2. Смешанное вскармливание — вскармливание ребенка первого года жизни грудным молоком в сочетании со смесями. При этом женское мо­локо должно составлять не менее 1/5 от общего количества.

3. Искусственное вскармливание — вскармливание ребенка первого года жизни молочными смесями. Женское молоко может входить в рацион малыша, но при этом оно составляет менее 1/5 от общего количества.

Корригирующие добавки.

Это соки, фруктовые пюре, яичный желток, творог, масло. С этими про­дуктами организм ребенка получает витамины, микроэлементы, корригиру­ет белки, углеводы, жиры. В настоящее время отмечают, что наиболее по­лезны с раннего возраста три вида фруктов, а именно:

бананы, апельсины, яблоки.

Докорм существует при смешанном вскармливании.

Его цель - восполнить недос­тающее количество молока у матери. Проводится молоч­ными смесями. Блюдо докорма всегда должно давать­ся после кормления ребенка грудью и только из ложечки, так как иначе малыш пере­станет брать грудь.

Прикорм существует при всех видах вскармливании.

 Цель — до­полнительно ввести необхо­димые ребенку на опреде­ленном возрастном этапе белки, жиры, углеводы.

На первом году жизни дети получают три прикорма, которые проводятся:

Первый—овощным пюре, в 4,5 мес

второй—кашей, 5,5мес                                                                                                                                                                         

третий — цельным кефиром, в 8 мес

Каждый прикорм необходимо вводить постепенно в течение 5—7 дней. При этом блюда прикорма необходимо давать малышу до кормления его грудью матери (или смесью).

Преимущества грудного вскармливания. Гипогалактия.

           Причины, профилактика.

                                                                  «Все лучшее в человеке - 

                                                                     от лучей солнца и

                                                                     от молока матери»

                                                                          (А.М.Горький)

 

Правильное вскармливание ребенка - это очень важный фактор, скорее даже самый важный в обеспечении жизни, здоровья и гармоничного развития ребенка.

Материнское молоко - идеальная пища для грудного ребенка, особенно в первые месяцы жизни. Оно удивительным образом приспособлено ко всем особенностям пищеварения и обмена веществ грудничка, содержит все необходимые для него питательные вещества в оптимальных количествах, правильном соотношении и легкоусвояемой форме. А для маленького ребенка, у которого процессы пищеваре­ния еще несовершенны, это очень важно.

 

                     Ценность материнского молока в том, что:

 

-молоко содержит факторы защиты (секреторный иммуноглобулин А, лизоцим, лимфоциты, антитела и др.), являющие­ся надежным барьером на пути различных заболеваний.

 

-молоко из груди матери малыш получает стерильным, свободным от микробов (это надежная профилактика острых кишечных заболеваний), к тому же его не нужно подогревать, оно всегда именно той температуры, которая нужна для детского организма.

 

-у детей, находящихся на грудном вскармливании, снижается риск развития аллергии, анемии, инфекционных заболеваний, у них реже встречаются нарушения процессов пищеварения и обмена веществ.

 

-у детей, длительно получавших грудное молоко, снижается риск развития

заболеваний в старшем возрасте (ожирения, аллергии, гипертонии, ишемической болезни сердца).

 

- состав грудного молока имеет родственную связь с составом клеток и тканей организма ребенка

-белки женского молока состоят, в основном, из аль­буминов, отличающихся высокой биологической ценно­стью. В них содержатся все незаменимые аминокислоты, столь необходимые ребенку для правильного роста, раз­вития, формирования различных органов и систем.

 

-жиры женского молока обладают рядом специ­фических свойств, обеспечивающих их высокое усвоение (на 90—95%).

 

-углеводы женского молока представлены, в основном, молочным сахаром - лактозой, которая обладает бифидогенным свойством, то есть способностью стимулировать развитие в кишечнике ребенка полезной микрофлоры (бифидобактерий)

 

- минеральные вещества обеспечивают нормальный рост и развитие костной ткани ребенка. Поэтому дети, получающие молоко матери, значительно реже болеют рахитом, чем дети, вскармливаемые искусственными смесями.

 

-в материнском молоке содержится целый комплекс ростовых факторов, специальных гор­монов, регулирующих рост и развитие ребенка. Поэтому у детей, получающих материнское молоко, наблюдаются оптимальные темпы физического и нервно-психического развития.

 

- эмоциональный фактор — тес­ный контакт с матерью во время кормления грудью обес­печивает положительные эмоции, более спокойное, урав­новешенное поведение ребенка, лучшее развитие интел­лекта.

 

 


Успех грудного вскармливания младенца в значитель­ной степени зависит от того, как происходит его пер­вый контакт с матерью. Сейчас во многих родильных домах все шире внедряется раннее прикладывание новорож­денного к груди, что имеет ряд преимуществ для матери и для ребенка.

 

Специальные наблюдения показали, что если роды прохо­дили нормально, мать и ребенок чувствуют себя хорошо, то первое кормление младенца грудью лучше всего провести в течение 20-30 минут после рождения.

 

 Практика прикладывания ребенка к груди матери сразу же после рождения обеспечивает более раннее начало выработ­ки грудного молока и более благоприятное течение после­родового процесса у матери, а также спокойное поведение и лучшее развитие ребенка.

 

 

     Десять принципов ус­пешного грудного вскармливания:

(В 1989 г. ВОЗ приняла Деклара­цию «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания»)

1.Строго придерживаться установленных правил грудно­го вскармливания и регулярно доводить эти правила до све­дения медицинского персонала и рожениц.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: