Содержательная модель смены

Содержательная модель смены – это представление о содержании деятельности во взаимосвязи с формированием эмоционально-нравственной атмосферы лагеря, тематикой смены и познавательной сферой деятельности воспитанников.

Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.

Одним из важных средств формирования положительной эмоционально-нравственной атмосферы в лагере являются законы жизнедеятельности. Они регулируют взаимоотношения, помогают в решении конфликтных ситуаций, воспитывают у детей чувство ответственности.

Чтобы законы были действенными и всеми выполнялись, необходимо, чтобы дети принимали участие в их создании. Ибо люди придерживаются только тех законов, которые сами создают.

Законы могут быть разные:

· законы-запреты (закон территории, закон реки);

· законы-наставления (закон доброго отношения к природе, закон доброго отношения к песне, закон доброго отношения друг к другу);

· режимные законы (закон ночного порядка, закон «ноль-ноль»);

· законы предписания (закон орлятского круга, закон творчества: каждое дело творчески, иначе зачем, закон здорового образа жизни);

· организационные законы (закон правой поднятой руки).

Законы — это отражение лагерной жизни. Многие из них передаются от смены к смене, многие появляются в процессе жизнедеятельности и бывают продиктованы сюжетом смены, реальными событиями. У законов появляются свои авторы, которые остаются в истории лагеря.

Не важно, какое количество законов будет в вашем лагере, и как они будут сформулированы, главное, чтобы они были одинаково восприняты и выполнимы всеми — и детьми, и взрослыми (членами педагогического отряда и административно-хозяйственного коллектива). Только тогда станут действительным регулятором жизни лагерного коллектива.

Традиция – передача и сохранение значимых элементов социального культурного наследия от поколения к поколению. Традиция должна быть наполнена глубоким смыслом, гражданским опытом и практикой коллектива, понятна и доступна каждому без разъяснения. При помощи традиций утверждается эстетическая и нравственная атмосфера жизни коллектива.

В литературе выделяются следующие признаки традиций:

1. Длительность, повторяемость, привычность в восприятии коллектива.

2. Наличие неизменной идеи, стабильность неизменных элементов, передающихся от поколения к поколению. В любой традиции есть передача какого-то устоявшегося передового опыта. Традиции должны быть богаты элементами романтики, красоты, эмоциональности.

3. Своеобразие — пафос традиции. Традиции не признают канонов. Они открывают дорогу к творчеству в любом деле. Традиция может превратиться в догму, если в нее не вносить изменения в соответствии со временем и обстоятельствами.


Традиции — это многогранная жизнь лагеря. Выражая что-то специфическое, они не противопоставляются остальной деятельности, поискам нового, а помогают поступательному движению любого отряда, лагеря.

Происходит взаимосвязанный процесс: жизнь совершенствует традиции, традиции совершенствуют жизнь. Формы одной и той же традиции обогащаются, становятся более разнообразными, отражая полноту и разнообразие творчества коллектива.

Когда мы говорим о лице лагеря, мы имеем в виду и ту систему традиций, которые присущи именно ему. Сохранение традиций — дело нелегкое. Традиция становится нежизненной, если коллектив не опирается на нее в своей работе, если она творчески не обновляется, не углубляется.

Накопление традиций создает в отряде и лагере свой неповторимый стиль жизни.

Можно ли традиции искусственно переносить из одного коллектива в другой? Не всегда! Традиции искусственно не переносятся. Они не приживаются, если не соответствуют насущным потребностям коллектива.

Взятые безоглядно из других коллективов, они становятся лишь красивой фразой.

Не все традиции долговечны. Иногда полезно и отказаться от традиции, если она потеряла всякий смысл (нужно отказаться от традиции мазать пастой друг друга в последнюю ночь, вырезать инициалы на деревьях, скамьях).

Существует много способов передачи традиций – дневники, летописи, стенды, фотовыставки. Задача воспитателей не только в сохранении традиций, но и в их осмыслении (углублении), повышении их эмоциональности

Кроме перечисленных способов создания эмоционально-нравственной атмосферы существует множество ситуаций, способных с разной силой актуализировать эмоциональное состояние людей. Актуализировать — это значит вызывать нужные в данный момент состояния, реализовывать на практике заложенные в них потенциальные возможности. О ситуации актуализации эмоциональных состояний писал в своих книгах А.Н.Лутошкин.

Они способствуют раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива, могут усиливать, ускорять или замедлять эмоциональные процессы. Это своеобразные ситуации-катализаторы, спутники основной деятельности коллектива.


Назовем их.

1. Ситуации совместных переживаний. Совместные переживания могут значительно увеличивать силу эмоциональных реакций каждого члена группы. Если в зале кинокомедию смотрит один подросток – реакция будет сдержанной. Четыре подростка в разных местах зала устанавливают контакт (поворотами головы, взглядами), их поведение активизируется. Четыре подростка, сидящие рядом, начинают бурно смеяться, двигаться. Если в зале сидит группа детей — происходит дальнейшее повышение активности. Это объясняется действием законов психологического взаимовлияния, в силу которых настроение может быстро передаваться от человека к человеку. Коллектив бывает труднее зажечь, чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть очень ярко.

2. Соревновательные ситуации, которые часто возникают сами по себе, так как стремление к соревновательности — это одна из психологических особенностей детей. Соревновательная ситуация возможна лишь в коллективе, который живет полноценной жизнью. Она исчезает там, где появляется равнодушие. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации — мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться. Соревновательные ситуации привлекают быстротой создания необходимых настроений. Главное условие – чувство меры. Частое использование соревнований может привести к нежелательным явлениям: нездоровому соперничеству, озлобленности и т.д.

3. Ситуации успеха-неуспеха. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний — от восторга до гнева. Например, настроение в отрядах зависит от того, как он участвует в общелагерных мероприятиях, как воспринимает успех и неудачу. Ситуации успеха-неуспеха — лакмусовая бумажка для определения крепости коллектива.

4. Ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях — одна из важнейших потребностей человека. Новое всегда привлекает внимание, заставляет реагировать на сам факт его появления. Римский философ Сенека говорил: Для человека естественнее удивляться новому, чем великому. Введение новых элементов, даже небольших, в формы и методы работы, в формы общения, обращения, в оформление помещения создает хорошие возможности для формирования благоприятной психологической атмосферы в лагере.

5. Ситуации внезапности, неожиданности. Это эмоциональная атака— атака на эмоциональное состояние, которая может быть достигнута ситуацией неожиданности. Это своеобразная сюрпризная ситуация. Однако нельзя считать, что все сюрпризы хороши. Нужно сочетать длительную работу с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки настроения ребят, которая даст лучший результат в конкретных условиях. Сюда можно отнести ситуацию интриги. Например, в приглашении на вечер напишите взять с собой дуршлаг. Но помните, любая интрига должна иметь развязку.
Описание условий актуализации эмоциональных состояний нельзя рассматривать изолированно друг от друга и, прежде всего, от содержания той деятельности, в которой ситуации возникают. В жизни они встречаются в самых различных сочетаниях.

Создавая и регулируя эмоционально-нравственную атмосферу лагеря, рекомендуем руководствоваться принципами, определяемыми нами вслед за С.А.Шмаковым, как генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации средств создания эмоционально-нравственной атмосферы.

1. Принцип золотой середины. В использовании средств эмоционального воздействия всегда должна быть некая ватерлиния, за которую переходить опасно. Красная линия — это грань риска, грань меры, грань разумного и доступного во всем. За ним панибратство, лжедружба, ложный авторитет, ведущие к излишним эмоциональным перегрузкам, к угрозе жизни детей. Педагог не имеет права играть на эмоциях ребенка.

2. Принцип команды. Для успешного создания эмоционально-нравственной атмосферы нужна могучая кучка, союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи — организовать насыщенную, интересную, важную для развития детей и самих педагогов смену. Поэтому значительное место занимает психологическая подготовка педагогического отряда и организация его жизнедеятельности. Необходимо продумать приемы создания эмоционально-нравственной атмосферы в педагогическом коллективе и во всем коллективе взрослых, работающих в лагере.

3. Принцип выжидательной тактики. Умение выжидать, иметь выдержку, терпение. Нельзя паниковать и хвататься за какой-то прием создания эмоционально-нравственной атмосферы, когда происходит спад в эмоциональном состоянии детей. Нужно разобраться в его причинах. А, может быть, этот спад нужен? А, может быть, дети сами найдут нужный выход?

4. Принцип альпиниста. Постоянное стремление брать новые высоты; овладев одним приемом, стремиться к овладению другим. В каждом приеме находить новое, искать свою изюминку; создавать свою копилку приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы.

5. Принцип творческой энергетики. Дерзость выдумки во всех приемах. Пробуждение творческого воображения, умение уйти от стандартов и шаблонов.

6. Принцип основы. Многим покажется, что успех жизнедеятельности в большей степени зависит от приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы. Но за ними всегда должна стоять серьезная содержательная работа. Можно написать красивые плакаты, включить музыку, надеть костюмы, но если серьезная подготовка не проведена, то все окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неподготовленность, неорганизованность.

7. Принцип картины. Когда смотришь на картину, образ, запечатленный на ней, может вызывать положительные эмоции, а может быть и наоборот. Вожатый в лагере — это та картина, на которую дети смотрят и от настроения которого во многом зависит настроение детей. Поэтому, всегда нужно следить за своим эмоциональным состоянием и помнить, что для вожатого настроение далеко не личное дело.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: