Управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ

Звучит как аксиома: если предприятие хочет сохранить свои преимущества, оно должно создавать новые преимущества по крайней мере с такой же скоростью, с какой конкуренты могут догонять, копировать, осваивать действующие конкурентные преимущества предприятия.

Главной задачей предприятия является постоянное улучшение показателей деятельности, чтобы усилить и укрепить имеющиеся преимущества. Этому способствуют, например, более эффективная эксплуатация и загрузка производственных мощностей, организация более эффективного обслуживания клиентуры. В этом случае обойти предприятие конкурентам будет еще сложнее, так как для этого придется также улучшать свои показатели деятельности, на что не у всех конкурентов хватит сил.

Удержанию конкурентных преимуществ, повышению уровня конкурентоспособности, способствует постоянная нацеленность предприятия на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство и реализацию выпускаемых товаров.

Получается, что девизом к такой деятельности с конкурентными преимуществами вполне могут быть слова известного поэта: И вечный бой! Покой нам только снится. Постоянное совершенствование является непременным условием создания конкурентных преимуществ. Главная задача каждого предпринимателя — приумножение своих конкурентных преимуществ, их достоинств и превосходства. Чтобы быть успешным, бизнес должен выглядеть не как деревенский пруд, а как горный поток.

Конкурентные преимущества достигаются за счет творческой наступательной стратегии, которой сложно противостоять конкурентам. Оборонительные стратегии помогают защитить, сохранить и продлить жизненный цикл конкурентного преимущества.

Наступательная стратегия дает возможность фирме создать конкурентное преимущество за короткий период, если:

- фирма проводит разработку широкого спектра технологий, способных стать доминирующими;

- осуществляет широкий спектр поисковых НИОКР, при котором новые технологические принципы соответствуют новым потребностям;

- организационные структуры и производственные системы нацелены на адаптацию к рыночным запросам;

- фирма производит разнообразный набор товаров, их усовершенствований, модификантов, и т.д.

Такая деятельность может быть успешной, если стратегию дифференциации применяет небольшое количество конкурентов.

Поддержание высокого уровня конкурентных преимуществ необходимо обеспечивать на всех этапах жизненного цикла.     

На этапе зарождения конкурентного преимущества фирма определяет его концепцию, способы ее материализации и осуществляет инвестиции в наиболее значимые элементы стратегического и инновационного потенциала развития фирмы. Этот период должен проходить в максимально сжатые сроки.

На этапе ускоренного наращивания конкурентного преимущества деятельность фирмы основана на радикальных преобразованиях.

Замедление роста. На этом этапе решающим условием сохранения конкурентных преимуществ является обновление технологий, повышение технико-организационного и технологического уровня производства, совершенствование профессионализма персонала и развертывание мероприятий по организации инвестиций в новые проекты.

Задачи специалиста и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:

1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;

2) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;

3) формирование цели функционирования и развития объекта;

4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цели или «сжатие» всех конкурентных преимуществ в «лазерный луч»;

5) направление «лазерного луча» на цель.

 

Финансирование инновационной деятельности. Слайд 10. Любой инновационный процесс требует выделения определенных финансовых средств на его осуществление.

     Финансирование инновационной деятельности и инновационных проектов может осуществляться различными формами и способами. Наибольшее распространение получили такие формы финансирования:

1. Акционерное инвестирование, представляющее собой вклады денежных средств путем приобретения акций;

2. Бюджетное инвестирование, осуществляемое непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование;

3. Лизинг как способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем (средне - и дол­госрочная аренда машин, оборудования, транспортных и других средств);

4. Долговое финансирование за счет кредитов банков и дол­говых обязательств юридических и физических лиц;

5. Ипотека — вид залога недвижимого имущества (земли, предприятий, сооружений, зданий и иных объектов, не­посредственно связанных с землей) с целью получения денежной ссуды и др.

      Различными могут быть и источники финансирования ин­новационных проектов:

· собственные финансовые средства;

· бюджетные ассигнования и з бюджетов разных уровней (республиканского, местного и т. д.), фонда поддержки предпринимательства, внебюджетных фондов, предоставляемых безвозмездно или на льготной основе;

· заемные средства — кредиты, предоставляемые государственными и коммерческими банками, иностранными инвестором;

        На практике основным методом финансирования ин­новационной деятельности является самофинансирование.

  Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются:

1. банковский кредит,

2. эмиссия ценных бумаг,

3. привлечение средств под учреждение венчурного предприятия,

4. самофинансирование,

5. государственное финансирование.

В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят:

- покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования;

- приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии);

- размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов;

- Компании используют два принципиально отличных метода финансирования инновационных проектов: единовременное финансирование всего проекта и поэтапное финансирование.

В современной, в том числе международной, финансовой деятельности все большее развитие получают такие перспективные и динамичные направления, как проектное финансирование.

В случае проектного финансирования единственным источником возврата кредита будет поток денежных средств от реализации проекта в рыночных условиях.

Существенное различие между инновационным венчурным бизнесом и проектным финансированием состоит в том, что проектное финансирование применяется в отношении тех продуктов, на которые уже сформирован коммерческий спрос.

Особую роль в организации проектного финансирования играет получение гарантий от правительственных органов или международных организаций.

 

Инновационные риски. Слайд 11. Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

§ при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися.

§ при создании нового товара или услуги на старом оборудовании.

§ при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии.

 

Меры по снижению риска.                                                                        

Процесс управления рисками включает следующие стадии:

- идентификация рисков - выявление перечня возможных рисков, их характера (вида), вероятности наступления;

- планирование управления рисками - выбор методов и подходов по снижению рисков в проекте;

- качественный и количественный анализ - определение (расчет) вероятности возможного влияния риска на проект;

- применение методов и средств для снижения рисков и последствий от рисковых событий;

- контроллинг (т.е. непрерывное слежение, а при необходимости и корректировка причин) приближающихся рисковых событий и контроль за использованием методов и средств для снижения последствий риска в течение всего проекта.

В фазе реализации проекта для снижения рисков используются другие методы и приемы:

1) страхование,

 2) хеджирование (распределение риска между участниками проекта);

3) диверсификация;

4) опцион;

5) фьючерс (контракт с отложенным сроком исполнения при неизменных условиях);

6) формирование резерва.

 

2. Управление проектами. Определение проекта и проектной деятельности. Цели и задачи проекта. Отличия проект-менеджмента от общего менеджмента. Процессы управления проектами. Жизненный цикл и фазы проекта. Основные функции управления проектами. Критерии успешности управления проектом.

Определение проекта и проектной деятельности. Управление проектами является частью повседневной работы для многих менеджеров.

Слово «проект» имеет латинское происхождение и означает «эскиз, план, намерение, замысел»

Слайд 12. Проект - это одноразовая, неповторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели. Проект это ограниченное во времени намерение создать уникальный продукт, услугу или результат.

Проектная деятельность всегда связана с тремя главными вопросами:

 — сколько времени это займет;

— во сколько это обойдется;

— совпадет ли конечный результат с тем, что мы намечали вначале.

Поэтому существует три основных измерения проекта:

•  бюджет,

•  время,

•  качество.

Время

Качество
Бюджет

 

 


Результатом выполнения проекта может быть:

▪ продукт, представляющий собой элемент другого изделия или конечное изделие;

▪ способность предоставлять услуги (например, бизнес-функции, поддерживающие производство или дистрибуцию);

▪ результаты − последствия или документы (например, исследовательский проект производит данные, которые можно использовать для определения наличия тенденции или пользы какого-либо нового процесса для общества).

 Таким образом, (слайд 13) проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов, а управление проектами - это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.

Основная разница между операционной и проектной деятельностью в том, что операционная деятельность оперирует привычными результатами в устоявшихся бизнес-процессах, а проектная работа подразумевает уникальные результаты и ограниченный срок работ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: