Лекция 8. Инновационный и проектный менеджмент

8.1. Инновационный менеджмент. Понятие инноватики. Содержание инновационного процесса. Функции и системы инновационного менеджмента. Особенности управления инновационной деятельностью. Формы инновационного менеджмента. Принципы, методы и приемы управления инновационным процессом. Инновационная стратегия. Финансирование инновационной деятельности. Инновационные риски.

8.2. Проектный менеджмент. Определение проекта и проектной деятельности. Цели и задачи проекта. Отличия проект-менеджмента от общего менеджмента. Процессы управления проектами. Жизненный цикл и фазы проекта. Основные функции управления проектами. Критерии успешности управления проектом.

В рыночной наиболее важной задачей менеджмента является обеспечение конкурентоспособности предприятия, продукции (товара или услуги). Ваша продукция должна отвечать, как минимум двум критериям – быть качественней и/или дешевле аналогичной продукции.

Этого достичь можно применяя (использование) что-либо новое в технологии производства (реализации) что приведет к его удешевлению или ваш товар должен обладать какими-то новыми свойствами (качеством), или товар должен быть вообще другим (такого вообще нет).

При всем этом необходимо уяснить, что сроки «старения» нового товара, морального износа техники в начале ХХ в. составляли, в среднем, 30-50 лет, в 30-х годах - 20-25 лет, в 50-х - 12-15 лет, в середине 80-х годов - 7-9 лет. Таким образом, каждые четверть века они сокращались вдвое.

 

Экологическое устаревание техники обусловлено ее несоответствием новым требованиям охраны окружающей среды (воздушного и водного бассейнов, почвы и т.д.) и использования природных ресурсов. Социальное устаревание связано с изменением общественной оценки потребительной стоимости техники и технологии в процессе их эксплуатации.

Таким образом устойчивое развитие производства и общества зависит не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. И современный этап развития мировой и отечественной экономики характеризуется попытками перехода на инновационный путь разви­тия. Роль инноваций в экономике возросла и будет ещё возрастать, потому что инновации являются оружием конкуренции. И в менеджменте важнейшим направлением становится инновационный менеджмент.

Но поскольку ресурсов, особенно финансовых, всегда не хватает, а переход на инновационные технологии всегда является затратным и поэтому и государство, и предприятия вынуждены выбирать из множества возможных вариантов какой–либо единственный (или ряд самых необходимых). В этом случае, как сейчас, развитие идет проектно-целевым путем. Это, когда на всё средств и возможностей не хватает – выбирается конкретная цель развития и наиболее важные направления преодоления этого пути. В государстве для этого определены целевые проекты! А на предприятии инновационные проекты.

Таким образом мы определили второе направление современного менеджмента – проектный менеджмент.

Вот я и предлагаю изучение нашего курса «менеджмент» завершить этими двумя направлениями: инновационный и проектный менеджмент.

1. Инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент. Понятие инноватики. Содержание инновационного процесса. Функции и системы инновационного менеджмента. Особенности управления инновационной деятельностью. Формы инновационного менеджмента. Принципы, методы и приемы управления инновационным процессом. Инновационная стратегия. Финансирование инновационной деятельности. Инновационные риски.

Тема лекции называется инновационный менеджмент. Ключевыми словами являются «инновация» и «менеджмент».

Вначале давайте разберемся с те что входит в понятие инновация.

Понятие инноватики. В инновационном менеджменте ключевыми словами являются инноватика и инновация.

Под инноватикой понимают науку об инновационной деятельности (слайд 1).

Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Предмет инноватики — принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью.

Объект инноватики — инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах (слайд 2).

Инновационный процесс - совокупность действий участников инновационной деятельности, включающая целеполагание, творческий процесс разработки, инвестирование, апробацию, производство и диффузию инноваций.

Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии:

первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки,

вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

 

На первом этапе инновационного процесса происходит генерация, оценка и отбор новых идей, которые могут создаваться как внутри предприятия, так и поступать из внешних источников. На втором этапе происходит разработка конструкторской и технологической документации на основе новых идей. Результатом инновационного процесса является инновация или новшество. В чем же между ними различие?

Инновация – это законченный результат творческого труда, получивший реализацию в виде нового (или усовершенствованного) продукта, либо нового усовер­шенствованного технологического процесса и базирующего­ся на получении новых знаний, открытиях или изобретениях.

Признаками инноваций являются:

1. новизна (радикальная — возникновение новых свойств, относительная — улучшение параметров объекта);

2. востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.);

3. реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.);

4. наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Именно в наличии реализуемости и устойчивости использования новых знаний, открытий или изобретений и выражается отличие в терминах инновация и новшество.

Новшество - объект, разработанный в нескольких экземплярах, доказавший общественную полезность, но не получивший широкого распространения.

Востребованность инновации определяется наличием инновационного продукта.

Инновационный продукт – резуль­тат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материаль­ный продукт), в духовной, информацион­ной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Кроме инновационного продукта инновации воспринимается как инновационные процессы (технологические, методические, образовательные и т.д.). В отдельную группу инноваций выделяют социальные инновации.

Социальные инновации — это новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально -значимых задач, вызывающие социальные изменения общества.

Под «социальными инновациями» подразумевается развертывание технологий и новых бизнес-моделей для улучшения качества жизни людей и социальной инфраструктуры. Целью является достижение устойчивого развития общества, в котором удовлетворение экологических и экономических потребностей осуществляется сбалансированным образом.

Объектами внедрения инноваций являются инновационно-активные предприятия. Вернее, не сами предприятия, а их инновационная деятельность (слайд 5).

 Инновационная деятельность — вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

В рыночных условиях наиболее востребованы инновации в бизнесе в связи с необходимостью последнего всегда быть на острие конкурентоспособности.

Инновации в бизнесе могут быть следующими:

· инновации в основном продукте или процессе;

· инновации в умениях и видах деятельности, необходимых для того, чтобы успешно доводить до рынка новую продукцию - менеджерская инновация;

· инновации в предпочтениях и ориентациях потребителей.

Содержание инновационного процесса.   Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

     И изделия, и техника, и технология, и инновации характеризуются определенным жизненным циклом, который разделяется на определенные фазы.
     Причем жизненные циклы всех экономических объектов, процессов и систем имеют одну и ту же теоретическую базу: любой жизненный цикл начинается с зарождения, проходит стадии роста, зрелости, увядания и упадка (слайд 6).

 

Жизненный цикл инновационного продукта

 

Для стадии I характерно генерирование идей, отбор идей, непосредственно разработка нового товара или услуги, рост инвестиций в разработку проекта, увеличение объема продаж, отсутствие прибыли, большие расходы на маркетинг.

 

Для стадии II характерным является увеличение объема продаж, рост прибыли, усиление конкуренции, расширение рынка, формирование конкурентных преимуществ.

 

Для стадии III характерно замедление темпов роста сбыта.

 

Для стадии IY характерна стабилизация сбыта, усиление конкуренции, незначительное снижение объемов прибыли, заинтересованность в продлении стадии зрелости.

 

Для стадии Y характерно состояние, когда нововведение уже не приносит прибыли, происходит постоянное снижение сбыта и эта стадия может продолжаться достаточно долго.

Распространение инноваций. Первичное (пионерное) освоение нововведений - это внедрение результатов организационно-технической разработки в производство. Оно включает три случая (варианта):

1) индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах;

2) освоение серийного выпуска новых изделий;

3) практическое использование новых разработок.
     В первом случае речь идет о техническом освоении, во втором, о производственном и, в третьем, об экономическом освоении, в процессе которого достигаются конечные результаты научно-технического развития.

 

Распространение нововведения, или диффузия есть его экономическое освоение в широком масштабе на предприятиях. При этом распространяется информация о новшестве, тиражируется соответствующая документация, готовится проектная документация, заключаются договора и т.д.
    Освоение нововведения в производство идет поэтапно:

1) начинается с принятия решения о внедрении инновации;

2) проходит этап разработки технологического и организационного проекта;

3) этап освоение проекта;

4) подготовка, переподготовку и повышение квалификации кадров для эксплуатации нововведения.
      На этом этапе имеют место дополнительные разработки, особенно технологические и организационные. А главное - на этом этапе экономический потенциал нововведения превращается в реальный эффект.

 

Функции и системы инновационного менеджмента. Функция – (дословно – действие) характеризует виды, в нашем случае, управленческой деятельности, возникающие в процессе этой деятельности.

Как мы знаем основными функциями менеджмента являются (слайд).:

1. Планирование; 

2. Организация;

3. Мотивация;

4. Функция контроля;

5. Функция координации.

  В инновационном менеджменте выделяют всё те же основные функции инновационного менеджмента. Но функция планирования дополнена подфункцией прогнозирования, а контроль учетом, оценкой и анализом.

Прогнозирование – это научно обо­снованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

Прогноз в системе управления выступает предплановой разработкой мно­говариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, количественные характеристики объекта и дру­гие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обя­зательно предусматривают возможность внесения корректи­ровок.

 Но инновационный процесс ввиду своей сложности не может быть ограничен только основными функциями.

Специфика инновационного менеджмента заключается в необходимости освоения специальных функциональных областей управления:

Управление работниками интеллектуального труда. Работники умственного труда, вовлеченные в инновационную деятельность, как правило, характеризуются высоким интеллектуальным уровнем и квалификацией, творческой активностью, инициативностью, наличием амбиций, нестандартностью и креативностью мышления, потребностями в самовыражении, самореализации и уважении, в получении большой степени свободы в трудовой деятельности и при принятии решений.

Также этих людей отличает другая система ценностей и стремление к познанию.

Управление знаниями. Управление знаниями на предприятии предполагает комплексное решение задач генерации, поиска, приобретения,

Управление инновационным маркетингом включает организацию проведения маркетинговых исследований для выявления скрытых и формирования новых индивидуальных и общественных потребностей, разработку маркетинговой стратегии продвижения инновационной продукции, рыночное позиционирование продукции, выработку ценовой политики, информирование потребителей об уникальных и не всегда очевидных новых возможностях и преимуществах инновационной продукции, стимулирование спроса, выстраивание взаимоотношений с клиентами, налаживание системы распределения и организацию сбыта.

Управление технической реконструкцией. Управление технической реконструкцией включает в себя управление техническим перевооружением, технологической подготовкой производства к выпуску новой продукции, инновационной конверсией, автоматизацией и роботизацией производства.

Управление проектами и программами. Проекты и программы – это комплексы мероприятий и действий, увязанных по срокам выполнения и используемым ресурсам.

Управление портфелями. Портфель представляет собой некоторую совокупность (набор) однородных объектов, которыми располагает экономический субъект. Под управлением портфелями (или портфельным управлением) понимается их планирование, формирование, анализ, оценка, балансировка и оптимизация.

Управление рисками. Управления рисками (риск-менеджмент) в общем случае включает действия по идентификации (выявлению), категоризации (классификации) и анализу рисков, предотвращению, предупреждению и реагированию на риски (распределение, снижение, принятие риска, уклонение от рисков, отказ от рисковой деятельности, р

Особенности управления инновационной деятельностью. Инновационная деятельность - это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.

В деятельности каждой организации на любой стадии жизненного цикла сочетаются стабильный и инновационный процессы. Оба процесса взаимно дополняют друг друга.

Между стабильным и инновационным процессами есть существенные различия и противоречия.

Традиционное управление - стабильный производственный процесс, стабильная производственно-техническая база, устоявшаяся номенклатура продукции.

Инновационный процесс носит кратковременный локальный характер и реализовывался силами специалистов и руководителей, с привлечением ресурсов и методов, сформированных для стабильных процессов.

Конечная цель инновационного процесса - удовлетворение новой общественной потребности.

 Конечная цель стабильного процесса - удовлетворение сложившейся общественной потребности.

Пути достижения цели инновационного процесса - многочисленны и неопределенны. Требуется разработка стратегий.

 Пути достижения цели стабильного процесса - немногочисленны и известны.

Риск при достижении цели инновационного процесса – высокий.

Стабильного – низкий.

Т ип инновационного процесса – дискретный.

Стабильного – непрерывный.

Планирование стабильного производства - долгосрочные, возможна их корректировка.

Инновационного производства - краткосрочные, в виде директивных производств, новых заданий.

Развитие системы, в рамках которой осуществляется инновационный процесс предполагает переход на новый уровень развития. Требуется разработка проекта и программы реализации стратегических изменений.

 Система стабильного производства стремиться к сохранению имеющегося уровня развития.

Взаимодействие интересов участников инновационного процесса вступают в противоречия, перераспределяются полномочия и сферы ответственности. 

Взаимодействие интересов участников стабильного процесса – стабильны, основывается на традиционных ценностях, полномочия и ответственность устоявшиеся.

Формы организации стабильного производства отработаны, жесткие, основаны на нормах и регламентах.

 Формы организации инновационного производства гибкие, со слабой структуризацией, находятся в стадии постоянного изменения.

Формы инновационного менеджмента. Формирование организационной структуры управления инновациями, по существу, сводится к созданию системы подразделений, отвечающих за различные стороны инновационной деятельности, а также к решению проблемы взаимоотношений инновационных подразделений с другими структурами организации, в первую очередь со службой маркетинга.

        В результате появляются новые организационные структуры - бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.

   Бизнес-инкубатор – это система, которая направлена на создание комфортных условий для организации бизнеса предприятиям, специализирующимся на оригинальных научно-технических идеях и разработках.

      Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрана.

     Технополис — это специализированный территориально замкнутый научно-производственный комплекс, в котором в единое целое сливаются научно-исследовательская деятельность, наукоемкое производство и подготовка научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса. Другими словами, это особая форма территориальной интеграции науки, производства и образования.

 

Принципы, методы и приемы управления инновационным процессом. Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию или процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу.

Полный процесс создания и внедрения инновации представляет собой последовательность взаимосвязанных действий, начинающихся с фундаментального научного исследования и заканчивающихся промышленным производством и распространением новой технологии.

Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих и специфических принципов управления, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной деятельности.

Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

К основным из них относятся следующие:

· научность;

· системность и комплексность;

· принцип экономии времени и ресурсов;

· принцип мотивации.

К специфическим принципам управления инновационным процессом относятся:

·  принципы гибкости,

·  учета неопределенности инновационных работ,

·  учета их творческого характера.

 

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм (слайд 7). Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов, их взаимосвязи и взаимодействия.

Из этого определения вытекает, что элементами (составляющими) инновационного механизма являются:

1) организационные формы;

2) инновационное законодательство и меры государственной поддержки инновационной деятельности.

3) методы управления инновациями;

Об организационных формах мы говорили. Нужно вспомнить о методах управления ИП.

 Методы управления инновационным процессом. Слово "метод" – греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. (изыскание, исследование, от meta, и hodos, дорога).

Слова "способ" и "метод" - очень близкие синонимы, часто взаимозаменяемы. Различия очень незначительны. Применительно к методу речь идет о такой системе действий, которая в той или иной степени содержит исследовательское начало.

Слово "способ" может быть употреблено применительно к системе действий, не направленных на какие-либо теоретические обобщения и имеющих более конкретное выражение: способы заработка, способы засолки капусты и т.д.

Приём – элемент метода, его составная часть, разовое действие. прием. - отдельное действие, движение

 

Слайд 8. Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Число методов управления и их сочетаний безгранично. На практике, как правило, применяются одновременно различные методы управления, их сочетания и комбинации.

Выделяют различные методы воздействия на управляемую подсистему. Наиболее общими являются методы принуждения, побуждения и убеждения.

Методы принуждени я. Эти методы опираются на следующие системы: законодательных актов страны и региона; нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации; планов, программ, проектов, заданий; оперативного руководства (власти).

Методы побуждения основаны на оптимизации управленческого решения и мотивации персонала на его реализацию. К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления.

Методы убеждения основаны на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей.

Методы управления инновационным процессом подразделяются на организационно-правовые, административные, финансово-экономические и социально-психологические.

 1. Оpгaнизaциoннo-пpaвoвыe мeтoды oпpeдeляют ocнoвныe гpaницы paбoты: нaпpaвлeниe дeятeльнocти фиpмы, ee opгaнизaциoннo-пpaвoвyю фopмy, ycлoвия фyнкциoниpoвaния, cтpyктypy opгaнизaции, a тaкжe peглaмeнтиpyют пpaвa и oтвeтcтвeннocть пepcoнaлa и мнoгoe дpyгoe.


      2. Админиcтpaтивныe мeтoды yпpaвлeния пpeдпoлaгaют, чтo вcя дeятeльнocть opгaнизaции ocнoвывaeтcя нa жecткoм пoдчинeнии paбoтникoв и нa иx бecпpeкocлoвнoм выпoлнeнии yкaзaний, зaчacтyю ocнoвaннoм нa пpинyждeнии.

В обособленном виде организационно-правовые и административные методы не применяются. Как правило они используются вместе и обозначаются как организационно-административные методы управления.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: