Физиологическое действие

Следы серебра (порядка 0,02 мг/кг веса) содержатся в организмах всех млекопитающих. Но его биологическая роль недостаточно изучена. У человека повышенным содержанием серебра (0,03 мг на 1000 г свежей ткани, или 0,002 вес.% в золе) характеризуется головной мозг. Интересно, что в изолированных ядрах его нервных клеток — нейронах — серебра гораздо больше (0,08 вес.% в золе)[7].

С пищевым рационом человек получает в среднем около 0,1 мг Ag в сутки. Относительно много его содержит яичный желток (0,2 мг в 100 г). Выводится серебро из организма главным образом с калом[7].

Ионы серебра обладают бактериостатическими свойствами. Однако, для достижения бактериостатического эффекта, концентрацию ионов серебра в воде необходимо повысить настолько, что она становится непригодной для питья. Бактериостатические свойства серебра известны с древности. 2500 лет назад персидский царь Кир в своих военных походах использовал серебряные сосуды для хранения воды. Покрытие поверхностных ран серебряными пластинами практиковалось ещё в древнем Египте. Очистку больших количеств воды, основанную на бактерицидном действии серебра, особенно удобно производить электрохимическим путём[7].

В начале 1970-х нижний предел бактериостатического действия серебра оценивался содержанием его в воде порядка 1 мкг/л[7]. По данным 2009 года — нижний предел действия находится на уровне 50-300 мкг/л[5], что уже опасно для человека.

Как и все тяжёлые металлы, серебро при избыточном поступлении в организм токсично[7].

По санитарным нормам США содержание серебра в питьевой воде не должно превышать 0,05 мг/л.

При длительном поступлении в организм избыточных доз серебра развивается аргирия, внешне выражающаяся серой окраской слизистых оболочек и кожи, причем преимущественно на освещённых участках тела, что обусловлено отложением частичек восстановленного серебра. Какие-либо расстройства самочувствия заболевших аргирией наблюдаются далеко не всегда. Вместе с тем отмечалось, что они не подвержены инфекционным заболеваниям[7].

Согласно действующим российским санитарным нормам серебро относится к высокоопасным веществам (класс опасности 2 по санитарно-токсикологическому признаку вредности), и предельно допустимая концентрация серебра в питьевой воде составляет 0,050 мг/л[6].

 

Домашнее задание: А.В. Бабков, Т.И. Баранова, В.А. Попков. «Общая и неорганическая химия» – М: ГЭОТАР-Медиа, 2013. Стр. 331-336.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составление уравнений химических реакций.

Литература       

1. А.В. Бабков, Т.И. Баранова, В.А. Попков. «Общая и неорганическая химия» – М: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

2. Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д, Феникс, 2007.

3. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы/ Г.П. Хомченко, - М.: Новая Волна, 2007.

4. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие/ Под ред. А.И. Ермакова. – М.: Интеграл-пресс, 2007-728с.

 

                                    Преподаватель _______________

Упражнения «Соединения серебра и меди»

1. Какие элементы образуют побочную подгруппу I группы?

2.Почему медь и серебро относятся к D - элементам?

3.Сколько электронов у меди и серебра на внешнем энергетическом уровне?

4.Как можно охарактеризовать активность металлов: серебра и меди, исходя из их положения в ряду напряжений?

5. Какая валентность характерна для элементов серебра и меди?

 

БПОУ ВО «БОРИСОГЛЕБСКМЕДКОЛЛЕДЖ»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Специальность 33.02.01 Фармация

ОП.08.    Общая и неорганическая химия

Тема 37 Побочная подгруппа II группы. Цинк и его соединения

Тип занятия: комбинированный урок

Форма проведения: теоретическое занятие

Цели занятия:

Учебная:

- добиться прочного усвоения системы знаний, формирование основных понятий общей и неорганической химии;

- освоение общих и формирование соответствующих профессиональных компетенций.

Развивающая:

- привитие навыков самообразования, самореализации личности.

Воспитательная:

- формирование интереса к предмету, ответственности к своим действиям.

 

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

· общая характеристика элементов II группы побочной подгруппы периодической системы Д.И.Менделеева;

· характеристика цинка, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления;

· получение и свойства цинка;

· химические свойства цинка. Соединения цинка. Оксид и гидроксид цинка. Амфотерность. Соли цинка;

· химические свойства соединений цинка.

Межпредметные связи: ОГСЭ. 02. История, ОП. 08. Органическая химия.

Оснащение занятия: периодические таблицы Д.И. Менделеева, таблица растворимости.

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

(структура занятия)

Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы, проверка домашнего задания и т д.)

Формулировка темы и ее мотивация

- начальная мотивация ученой деятельности (название темы, её цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса;

- актуализация опорных знаний (Фронтальный опрос).

1) Какие элементы относят к 1 побочной подгруппе?

2) Химические свойства соединения меди и серебра?

3) Применение соединения меди и серебра в фармации?

Основная часть (изложение нового материала)

План:

1. Общая характеристика элементов II группы побочной подгруппы периодической системы Д.И.Менделеева.

2. Характеристика цинка, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления.

3. Получение и свойства цинка.

4. Химические свойства цинка. Соединения цинка. Оксид и гидроксид цинка. 5. Амфотерность. Соли цинка.

6. Химические свойства соединений цинка.

Заключение нового материала (выполнение упражнений).

Подведение итогов (повторение основных вопросов лекции, обобщение изложенного, установление связей изложенного с ранее изученным и последующим материалом, выставление оценок и т.д.).

Домашнее задание: А.В. Бабков, Т.И. Баранова, В.А. Попков. «Общая и неорганическая химия» – М: ГЭОТАР-Медиа, 2013. Стр. 331-336.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: составление уравнений химических реакций.

Литература       

1. А.В. Бабков, Т.И. Баранова, В.А. Попков. «Общая и неорганическая химия» – М: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

2. Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д, Феникс, 2007.

3. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы/ Г.П. Хомченко, - М.: Новая Волна, 2007.

4. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие/ Под ред. А.И. Ермакова. – М.: Интеграл-пресс, 2007-728с.

 

                                    Преподаватель _______________




double arrow
Сейчас читают про: