Общая характеристика элементов I группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева

Тест «Соединения натрия и калия».

    Вариант 1

Часть А (задание с выбором ответа)

А1. Элементы основной подгруппы 1 группы имеют названия

1. Щелочные металлы 2. Щелочноземельные металлы

3. Галогены 4. Переходные металлы.

А 2. Укажите верное суждение: А) Щелочные металлы – это серебристо-белые мягкие вещества; Б) Щелочные металлы - это легкие и легкоплавкие металлы.

1. верно только А 2.Верно только Б 

3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.

А 3.Самый активный щелочной металл

1. Na 2. K 3. Li 4. Cs

А4. Наиболее легкоплавкий металл

1. Rb 2. Cs 3. Li 4. Na

А5. Металл, образующий оксид при взаимодействии с кислородом.

1. Li 2. K 3. Na 4. Rb

А 6. Определите вещество Х в схеме получения оксида натрия:

Na + X =Na2O

1. O2 2. NaH 3. NaOH 4. Na2O2

А7.Раствор гидроксида натрия окрашивает метиоранж в следующий цвет

1. желтый 2. Красный 3. Синий 4. оранжевый

Часть В (задание с кратким ответом)

В1 Расположите щелочные металлы в порядке усиления восстановительной способности:1)Rb2)Cs 3) Li 4)K 5)Na. Ответ дайте в виде последовательности цифр.

В2. Установите соответствие между щелочным металлом и соединением, полученным при взаимодействии этого металла с кислородом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ЩЕЛОЧНОЙ МЕТАЛЛ         СОЕДИНЕНИЕ С КИСЛОРОДОМ

А) К                                                             1)оксид

Б) Na                                                            2)пероксид

В) Li

В3. Расположите щелочные металлы в порядке уменьшения скорости взаимодействия с водой 1)К, 2)Na 3)Сs 4)Rb 5)Li.

Ответ дайте в виде последовательности цифр

В4. Установите соответствие между формулой соединения и его названием. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ                       НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ:

А) NaOH                                                                  1.Поташ

Б) Na2CO3*10 H2O                                                  2. Поваренная соль

В) KOH                                                                    3.Каустик

Г) K2CO3                                                                 4. Кристаллическая сода

Д) NaCL                                                                   5. Едкое кали

В5. Установите соответствие между свойствами ионов металла и формулой этого соединения. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующим буквам по алфавите.

СВОЙСТВА ИОНА                                         ФОРМУЛА ИОНА

А) главный внеклеточный ион,                           1) Na+

содержится в крови и лимфе

Б) Основной внутриклеточный ион                     2) К+

В) Окрашивает пламя в желтый цвет

Г)Поддерживает работу сердечной мышцы

Д) окрашивает пламя в розово-фиолетовый цвет.

Вариант 2

Часть А (задание с выбором ответа)

А1. Элементы основной подгруппы 1 группы имеют названия

1. Галогены 2. Щелочноземельные металлы

3. Щелочные металлы 4. Переходные металлы.

А 2. Укажите верное суждение: А) Щелочные металлы с характерным блеском на свежесрезанной поверхности; Б) Щелочные металлы – активно взаимодействуют со всеми неметаллами.

1. верно только А 2. Верно только Б

3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны.

А 3.Самый активный щелочной металл

1. K 2. Na 3. Fr 4. Cs

А4. Обладает наибольшей плотностью

1. Rb 2. Cs 3. Li 4. Na

А5. Металл, образующий пероксид при взаимодействии с кислородом.

1. Li 2. K 3. Na 4. Rb

А 6. Определите вещество Х в схеме получения пероксида натрия:

Na + X =Na2O2

1. O2 2. NaH 3. NaOH 4. Na2O2

А7. Раствор гидроксида натрия окрашивает фенолфталеиновый в следующий цвет

1. желтый 2. Красный 3. Синий 4. малиновый

Часть В (задание с кратким ответом)

В1 Расположите щелочные металлы в порядке ослабления металлических свойств: 1)Rb 2)Cs 3) Li4)K 5)Na. Ответ дайте в виде последовательности цифр.

В2. Установите соответствие между щелочным металлом и соединением, полученным при взаимодействии этого металла с кислородом. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ЩЕЛОЧНОЙ МЕТАЛЛ              СОЕДИНЕНИЕ С КИСЛОРОДОМ

А) К                                                                   1)оксид

Б) Na                                                                2)пероксид

В) Li

Г)Cs

В3. Расположите щелочные металлы в порядке увеличения скорости взаимодействия с водой 1)К, 2)Na 3)Сs 4)Rb 5)Li.

Ответ дайте в виде последовательности цифр

В4. Установите соответствие между формулой соединения и его названием. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ                         НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ:

А) NaOH                                                                1.Глауберовая соль

Б) Na2CO3*10 H2O                                                2. Поваренная соль

В) KOH                                                                  3.Каустик

Г) K2SO4*10 H2O                                                4. Кристаллическая сода

Д) NaCI                                                                    5. Едкое кали

В5. Установите соответствие между формулой соли и ее применением. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующим буквам по алфавиту

ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ                                    ПРИМЕНЕНИЕ

А) K2CO3                                                                              1)для производства мыла и волокон

Б) NaOH                                        2)для приготовления тугоплавкого стекла

В) Na2CO3*10 H2O                         3)для производства стекла, бумаги, мыла

Г) NaCL                                                    4)слабительное средство

Д) K2SO4*10 H2O                                           5)приправа к пище

 

Лекция 19. Тема 35-   Побочная подгруппа I группы

Тип занятия: урок изучения нового материала

Форма проведения: теоретическое занятие

Цели занятия:

Учебная:

- добиться прочного усвоения системы знаний, формирование основных понятий общей и неорганической химии;

- освоение общих и формирование соответствующих профессиональных компетенций.

Развивающая:

- привитие навыков самообразования, самореализации личности.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

· общая характеристика элементов I группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

· характеристика меди и серебра, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления;

· способы получения серебра и меди;

· химические свойства серебра и меди.

Оснащение занятия: периодические таблицы Д.И. Менделеева, таблица растворимости.

План:

Общая характеристика элементов I группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

В состав I (11 по современной номенклатуре) группы побочной подгруппы входят медь Cu, серебро Ag, золото Au. Данные металлы называли «монетными металлами», потому что в древние времена их использовали как деньги, а потом чеканили из их сплавов монеты.

2. В основном состоянии атомы элементов I группы побочной подгруппы имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня – …(n–1)d10ns1, где n – главное квантовое число (номер периода). Для атомов элементов I группы побочной подгруппы характерны степени окисления +1, +2, +3. Максимальная степень окисления не соответствует номеру группы в короткопериодном варианте периодической системы Д.И. Менделеева. В водных растворах для меди характерна степень окисления +2, для серебра +1, для золота +3. Для атомов элементов I группы побочной подгруппы характерны следующие степени окисления: для меди – (0, +1, +2, (+3), (+4)); для серебра – (0, +1, (+2), (+3), (+4), (+5)); для золота – (–1, 0, +1, (+2), +3, (+5), (+7)).

Валентные электроны у атомов элементов I группы побочной подгруппы расположены на d- и s- орбиталях. Электронная конфигурация внешнего и предвнешнего энергетического уровня в основном состоянии напоминает электронную конфигурацию щелочных металлов, имеющих заполненную р-орбиталь и один электрон на s-орбитали внешнего энергетического уровня. Но, несмотря на сходство электронных конфигураций, химические свойства щелочных металлов и элементов I группы побочной подгруппы отличаются. Это объясняется тем, что заполненные электронами d-орбитали в атомах меди, серебра и золота слабее экранируют  внешние s-электроны, чем р-орбитали. Поэтому у атомов меди, серебра и золота s-электрон внешнего энергетического уровня сильно связан с ядром (более высокие значения энергии ионизации по сравнению с щелочными металлами).

Домашнее задание: А.В. Бабков, Т.И. Баранова, В.А. Попков. «Общая и неорганическая химия» – М: ГЭОТАР-Медиа, 2013. Стр. 314-317.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений на тему «Применение соединений элементов I группы побочной подгруппы в медицине и фармации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: