План деятельности коллектива (перспективный план)

Лекция 16.

Планирование деятельности педагога дополнительного образования

План лекции:

1. Общие подходы к планированию.

2. Перспективный план.

3. Календарно-тематический план.

4. План по самообразованию.

5. План занятия.

Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И. Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).

Планирование методической деятельности учреждения дополнительного образования детей помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей в организации методической деятельности

План представляет собой модель содержания деятельности участников образовательного процесса, направленную на достижение намеченных целей. Разработать план — значит определить основные направления, виды и формы деятельности по достижению поставленной цели.

План, как правило, состоит из трех частей:

ü анализа итогов работы;

ü целей и задач на новый период;

ü системы мероприятий по достижению намеченных целей.

При разработке плана методической деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

ü четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;

ü учет уровня и состояния процесса обучения;

ü выбор путей и средств деятельности.

При составлении плана методической деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами, отражающими основополагающие идеи и определяющими характер деятельности учреждения:

ü принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);

ü принцип оптимальности (учет реальных возможностей);

ü принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);

ü принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);

ü принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

I этап — анализ деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.

II этап — постановка целей и задач.

Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности.

IV этап — определение сроков исполнения.

V этап — утверждение плана на педагогическом совете.

Одним из путей совершенствования методической деятельности является программно-целевое планирование, которое составляется под реализацию выявленных проблем и предполагает конкретизировать задачи повышения квалификации кадров, выбрать формы организации занятий, обеспечить единство в работе всех структур методической службы.

 

2.Виды планирования:

План деятельности коллектива (перспективный план)

Программа деятельности коллектива является перспективным планом работы педагога на учебный год и разрабатывается на основе утвержденной образовательной программы с учетом реального состояния образовательного процесса на данном этапе и контингента воспитанников данного коллектива.        

Структура программы деятельности отличается следующими особенностями:

- конкретность (программа пишется на конкретных детей конкретных групп коллектива);

- вариативность (наличие или отсутствие отдельных элементов/пунктов в зависимости от года обучения групп в данном коллективе);

- многоплановость (решение задач образования и воспитания в двух аспектах - комплексно и раздельно).

В структуре программы деятельности коллектива можно выделить следующие разделы:

1. Введение.

2. Организационно-педагогические основы обучения.

3. Процесс обучения.

4. Организационно-методическое обеспечение.

Программа деятельности коллектива начинается с проблемно-ориентированного анализа деятельности за предыдущий учебный год. Именно, исходя из анализа, ставятся цели и задачи деятельности коллектива на предстоящий учебный год. Ошибкой большинства педагогов является механический перенос целей образовательной программы в программу деятельности. Как уже говорилось выше, образовательная программа – это стандарт, к которому необходимо стремится, а программа деятельности описывает реальное положение дел, в ней делаются «скидки» на потенциальные возможности воспитанников, планируется решение значимых в данный момент воспитательных задач и т.д.

Если же в коллективе занимаются только вновь прибывшие дети (группы первого года обучения), то цели и задачи ставятся, исходя из их возрастных и психофизических особенностей, выявленных в ходе стартовой аттестации, которая может быть проведена в форме тестирования, анкетирования, собеседования и т.д.

Цели и задачи деятельности прописываются отдельно на группу каждого года обучения.

В разделе «Организационно-педагогические основы обучения» должна быть помещена информация об образовательной программе (название и тип программы, автор-разработчик, срок реализации, возраст детей, на которых она рассчитана), описаны возрастные и психофизические особенности детей, на основании которых сформированы учебные группы, приведены статистические данные по коллективу (количество, возраст детей), дана характеристика детского контингента (одаренные дети, дети категории «трудных», дети-инвалиды, социальный статус семей и т.д.). Здесь же расписывается режим работы коллектива и продолжительность учебного занятия.

Раздел «Процесс обучения» содержит календарно-тематический план, описание этапов педагогического контроля, план работы коллектива на лето.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: