Повесть о Савве Грудцыне

«Повесть о Савве Грудцыне», созданная в 60—70-е годы XVII века, тематически примыкает к «Повести о Горе и Злочастии». В этой повести также раскрываются взаимоотношения двух поколений, противопоставляются два типа отношения к жизни.

Повесть представляет собой как бы эпизод из недавнего прошлого. Она начинается с 1606 года и охватывает осаду русскими войсками Смоленска в 1632—1634 годах. Но безымянный автор повести пишет не об истории России, а о частной жизни русского человека, купеческого сына Саввы Грудцына.

Савва Грудцын послан отцом по торговым делам из Казани в один из городов Соли Камской. Там он знакомится с семьей друга отца Бажена Второго, и жена Бажена соблазняет его. Они предаются любовным утехам, попирая святость законов дружбы и гостеприимства. В изображении «злой жены», соблазнившей невинного отрока, повесть следует традициям предшествующей литературы. Однако Савва понимает, как велик грех прелюбодеяния, и пытается не грешить с женой Бажена хотя бы по большим церковным праздникам. Он было нашел в себе силы воспротивиться ее домогательствам в день Вознесения Христова, но она жестоко ему отомстила: сначала «присушила» Савву любовным зельем, а потом отвергла. В повести большое внимание уделяется психологически убедительному изображению любовных переживаний молодого человека. Оклеветанный своей возлюбленной, изгнанный из дома Бажена Второго, Савва тяжело переживает разлуку с любимой: «И начал как бы некий огонь гореть в сердце его… и начал он сердцем тужить и скорбеть по женщине той. И начала от великой печали красота лица его увядать и тело его худеть». Страдающий Савва готов на все, чтобы ее вернуть, — готов даже погубить свою душу. «Аз (я) бы послужил диаволу», — думает он. Тут возле него и появляется «мнимый брат», бес, затем всюду его сопровождающий, которому Савва дает «рукописание» — договор о продаже души. При помощи беса Савва вновь соединяется со своей возлюбленной, спасается от гнева отца. Потом он вместе с бесом «гуляет» по Руси, записывается новобранцем в войско, из Москвы отправляется под Смоленск. Здесь (конечно, с помощью беса) он показывает чудеса храбрости, побеждает трех вражеских исполинов (богатырей) и возвращается в Москву героем. Но приходит время расплаты. Савва смертельно болен, и его охватывает ужас: ведь его душе уготована вечная мука в аду.

"Но день тот дня болезнь все усиливалась. Хозяйка неотступно требовала покаяния, чтобы он без него не умер. Наконец, по настояниям боголюбивой женщины он согласился на исповедь. Та послала во храм святого Николая-чудотворца за священником, который и пришел без промедления. Священник был уже в летах, богобоязненный и опытный. Придя, он, как полагается, стал читать покаяние молитвы. Когда все покинули помещение, он начал больного исповедывать. И тут больной внезапно увидел, что в комнату вошла целая толпа бесов. И с ними - мнимый брат, только уже не в человеческом облике, а в своем подлинно, зверообразном.

 Он встал позади бесовской толпы и, скрежеща зубами и трясясь от злобы, стал показывать Савве его богоотступническую расписку со словам: "Клятвопреступник! Видишь, что это? Не ты ли это писал? Или думаешь, покаянием избегаешь нас? Нет, и не думай, а я со всей силой обрушусь на тебя!" - и прочее в таком духе. Больной видел их, как наяву, ужаснулся и в надежде на силу Божию все подробно рассказал священнику. Тот, хотя и был крепок духом, но тоже испугался: людей никого, кроме больного в помещении не было, а голоса бесов раздавались явственно. С большим трудом он заставил себя довести исповедь до конца и ушел домой, никому ничего не рассказав. После исповеди бес напал на Савву и начал его истязать: то о стену ударит, то о пол, то душил так, что пена изо рта выступала. Благонравных хозяевам мучительно было видеть такие страдания, они жалели юношу, но помочь ничем не могли".

Он кается, дает обет (клятвенное обещание) стать монахом и вымаливает у Богородицы прощение. В церкви, куда принесли больного Савву, происходит чудо: из-под купола церкви падает договорная грамота с дьяволом, когда-то подписанная Саввой. Но теперь она «заглажена», это чистая бумага. Значит, Богородица его простила, договор недействителен, и дьявол теряет власть над душой Саввы. Герой выздоравливает и постригается в Чудовом монастыре.

В этой повести уже чувствуется освобождение от этикетности, при этом, повесть обладает сложной композицией.

Сюжетная схема «чуда» — «заглаженная» договорная грамота, знак прощения Саввы Богородицей. Это характерный элемент агиографической литературы.

Сюжетная схема религиозной легенды — повесть разрабатывает на русском материале фаустовскую тему, тему продажи души дьяволу за мирские блага и наслаждения.

Еще один источник повести — волшебная сказка. Сказкой навеяны сцены, в которых бес выступает как волшебный помощник, «даруя» Савве «премудрость» в военном деле, снабжая его деньгами и т.д. К сказке восходят поединки Саввы с тремя вражескими богатырями под Смоленском (троичная символика здесь явно фольклорного происхождения).

Бес, так похожий на сказочного волшебного помощника, на деле — антагонист героя. Бес не всесилен, и тот, кто на него надеется, непременно потерпит крах. Зло рождает зло. Зло делает человека несчастным. Такова нравственная коллизия повести, и в этой коллизии первостепенную роль играет бес. Бесовская тема в «Повести о Савве Грудцыне» — это трагическая тема двойничества. Бес — это «брат» героя, его «второе я». В православных представлениях каждому живущему на земле человеку сопутствует ангел-хранитель — также своего рода двойник, но двойник идеальный, небесный. Автор «Повести о Савве Грудцыне» дал негативное, «теневое» решение этой темы. Бес — тень героя, бес олицетворяет пороки Саввы, то темное, что в нем есть, — легкомыслие, слабую волю, тщеславие, любострастие. Силы зла бессильны в борьбе с праведником, но грешник становится их легкой добычей, потому что выбирает путь зла. Савва, конечно, жертва, но он и сам повинен в своих несчастьях.

Здесь присутствуют элементы семейной хроники. Фамилия Саввы реальна. В купеческом сословии XVII века одно из видных мест занимала богатая семья Грудцыных-Усовых. Вполне возможно, что повесть отразила какие-то реальные беды, пережитые этой семьей. И все-таки введение в текст реальной семьи, реального имени — это прежде всего литературный прием. Не истинность описываемого происшествия, а «истинность» своего произведения, его весомость, значительность пытался таким способом утвердить автор.

Сюжетные мотивы былинного эпоса и древнерусской воинской повести — подвиги Саввы под Смоленском.

И, конечно же, здесь присутствует сюжетная схема любовно-авантюрной новеллы — совершенно новое для древнерусской литературы изображение любви. Это не супружеская любовь, верность, самопожертвование. Это любовь-страсть, греховная и притягательная. Савва продал душу за нее и все-таки оставил свою возлюбленную ради новых впечатлений, ради того, чтобы «погулять» по русским городам, посмотреть мир, насладиться жизнью, познать ее изменчивость и многоликость.

По своим взглядам автор повести — консерватор, приверженец старины. Его ужасает плотская страсть, как и всякая мысль о наслаждении жизнью: это страшный грех. Но сила любви-страсти, притягательность пестрой, разнообразной жизни уже захватили его современников, вошли в плоть и кровь нового поколения. Автор противится новым веяниям, осуждает их с позиций церковной морали. Но, как настоящий художник, он признает, что эти веяния прочно укоренились в русском обществе.

В образе Саввы, как и в образе Молодца из «Повести о Горе и Злочастии», обобщены черты представителя молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полную меру своих удалых молодецких сил.

Новаторство повести состоит в попытке ее автора показать обыкновенный человеческий характер в обыденной, бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера, показать значение любви в жизни человека. Здесь мы наблюдаем один из первых опытов создания жанра романа на русской почве. Об этом говорят, в частности, Д.С. Лихачев и В. Кожинов (См.: История русского романа в 2-х т., т. 1. У истоков русского романа, гл. 1; Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе.— М.—Л., 1962. и Кожинов В.В. Происхождение романа. — Л.: Наука, 1963.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: