Бытовые повести второй половины XVII века

Лекция № 4

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

Общая характеристика литературы периода укрепления Русского централизованного государства (XVI - XVII вв.). Характеристика демократической литературы XVII века.

Бытовые повести вт. пол. XVII века.

Демократическая сатира вт. пол. XVII века.

 

Вопрос

  В первые десятилетияXVI в заканчивается поглощения Москвой отдельных вотчинно-феодальных областей, слившихся в единое Русское (Московское) государство с централизованной властью самодержавного царя.

Характерные выражением общественно-политической обстановки в стране в первой половине XVI века стало творчество Максима Грека, греческого монаха, приехавшего с Афона на Русь. Он был незаурядным писателем, обладал большим талантом, имел очень хорошее образование, и содействовал дальнейшему росту у нас специально литературной культуры, т.к. много времени уделял собственно писательской культуре.

Известны его морально-философские сочинения в форме обращения к своей душе и короткие похвальные слова. Часто Максим Грек выступал обличителем общественных или церковных пороков (критиковал показанное благочестие, суеверие в различных слоях общества, неправосудие властей, испорченность духовенства, бедность и беззащитность простого люда т.п.).

Еще одним популярным писателем этого периода стал митрополит Даниил, занимавший митрополичью кафедру с 1522 по 1539 г. Особый интерес представляют его сочинения, написанные на темы нравственно-бытового характера. Эти произведения были рассчитаны на широкий круг читателей и слушателей, язык этих произведений был живым и выразительным.

Например, в "Слове", в котором он укоряет тех, кто равнодушно относится к церковным уставам и преданиям, он пишет: "Егда бо слышиши почитаемой божественное писание или кого глаголющаго от божественных писаний, затыкаеши, яко аспид, уши своя, помрачен сын прелестию сатаны, и Егда услышиши сбирающихся в божественную церковь на молитвы и моления, отбегаеши, яко зверь, и пронырствуеши, яко змий, и лаеши на братию, яко пес, и валяешися в нечистоте, яко свиния в грязи...объядаешися и пьянствуеши, яко скот, и злопямятствуеши на братию, яко сатана. И Егда срама ради внидеши в божественную церковь, и не веси, почто пришел еси, позевая, и протязаяся, и ногу на ногу поставляеши, и бедру выставляеши, и потрясаеши, и кривляешися, яко похабный ".

Сочинения Даниила позже пользовались большой популярностью в старообрядческой среде, возможно, что богатая элементами просторечного разговорного языка речь вождя старообрядцев протокола Аввакума сформировалась и под известным воздействием стиля писаний Даниила.

Митрополит Макарий был следующим митрополитом за Даниилом. Это был очень деятельный и много сделавший для развития церковной литературы человек.

В середине XVI века в Москве возникает несколько крупных по своим размерам литературных предприятий, перед которыми стояли очень важные задачи: осмыслить исторические события прошлого с точки зрения официальной московской идеологии, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса в его развитии от Киевской Руси до централизованного Московского государства. Поэтому интенсивно развивается летописное дело.

Начиная с сороковых годов XVI века появляется несколько сводных московских летописных сводов, происходит объединение областных литератур (киевской, ростовско-суздальской, новгородской, тверской и т.д.

Ученые предполагают, что в 70-е годы XVI века был создан огромный исторический свод, богато иллюстрированный. Полностью он до нас не дошел и вообще не был закончен. В сохранившейся его части около 20 тысяч страниц и 16 тысяч иллюстраций. Изложение в нем начинается от сотворения мира и доводится до 60-х годов XVI века. Целью создания такой летописи было возвеличивание Московского царства, которое подготавливалось всем развитием Русского государства.

Одновременно с объединением русской летописной литературы происходит объединение литературы церковно-учительной. Инициатором и руководителем этого дела был митрополит Макарий.

В 1552 году он закончил работу над составлением и редактированием грандиозного двенадцатитомного собрания произведений русской церковно-религиозной книжности, как оригинальных, так и переводных, в состав данного собрания частично вошли и внецерковные произведения, например, "Пчела", повесть Иосифа Флавия "История иудейской войны" и др.

Собрание это известно под именем "Великих Четьих - Миней ". В основу была положена греческая "Четья - Минея", а также житийный материал старейшего Пролога, патерики Киево - Печерский и переводные. Весь этот материал подвергся новой редакции, преимущественно стилистической, в духе торжественной риторики.

 Со второй половины XVI века наблюдается усиленный рост житийной литературы.

К "Великим Четьям - Минеям" примыкала "Книга степенна царскаго родословия " (1563г.). Располагая материал по степеням великокняжеских колен и излагая его в риторически-торжественном стиле, она ставила своей целью представить историю благочестивых русских государей от Владимира Святославича до Ивана Грозного.

В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы XVI века стоят такие внелитературные предприятия середины века, как "Домострой", "Стоглав", "Азбуковник". "Домострой" регламентировал поведение человека в сферах религиозной, государственно-общественной и семейной. "Стоглав" заключал в себе свод церковных постановлений и суждений церковного собора 1551 г. По разнообразными вопросам религиозного и житейского быта. "Азбуковник" стремился собрать воедино систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего человека.

 

 

В русскую историю XVII век вошел как грозный, «бунташный» (смятение умов и брожения в государстве) век. Это век крестьянских войн и многочисленных городских восстаний чуть ли не в государственном масштабе, т.к. в восстания вовлекали большие массы людей. Так налоги на соль вызвали так называемый "соляной бунт" (1648г.), жестокие карантинные мероприятия - "чумной бунт", жульнические операции с медной и серебряной монетой - "медный бунт" (1662г.).

Укрепление централизованной самодержавной власти, опиравшейся на служилое дворянство, привело к дальнейшему росту эксплуатации и обнищания народных масс, окончательному закрепощению крестьян. Это вызывает обострение классовой борьбы. В начале XVII века Иван Болотников стал вождем крупнейшей крестьянской войны, первой в русской истории, а к концу XVII века Степан Разин (1670-1671) возглавил великую крестьянскую войну, потрясшую всю крепостническую Россию. В середине же XVII века наступило, по словам современников, «смутное время посадских людей», когда бунтовали «посадские (ремесленное и торговое население городов) и всякие черные люди». И все эти восстания сливались в единое движение. «Во всем скорбь великая и вражда несказанная», — говорит летописец о всей жизни Московского государства той поры.

Тяжесть материального положения крестьянства увеличивалась обострившейся после смерти Грозного борьбой крупных феодалов-бояр со служилым дворянством - средним и мелкими землевладельцами.

В 1601-1603 гг. на Руси разразился тяжелейший голод. Спасаясь от голода и от крепостной кабалы, крестьяне массажи бежали в леса, на южные окраины Московского государства и далее, вступая в ряды вольного казачества.

В 1606 году вспыхнуло крупнейшее крестьянское восстание под предводительством беглого холопа Ивана Болотникова. Внутренние проблемы чрезвычайно осложнялись польской и шведской интервенцией, которую удалось сокрушить лишь в результате организованной Мининым и Пожарским обороны России от интервентов.

События конца XVI - начала XVII в. сильно расшатали экономическую систему Русского государства. Победа землевладельческого класса и активизация посада и крестьянства способствовали " обмирщению " русской культуры, прежде всего литературы.

Светская стихия в это время все сильнее и сильнее вторгается в литературу. Это особенно ощущается со второй половины XVII века, когда в русской литературе явное преобладание получают светские жанры - бытовая и историческая повести, сатира, широкое развитие получает виршевое творчество, возникает театр, зарождается русская драматургия. В читательский обиход входят в эту пору и западная повествовательная литература, рыцарский роман с любовной тематикой, забавная новелла, шуточный рассказ.

В 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. В то время на Украине наблюдалась активизация литературной деятельности, при церковных братствах возникало большое количество школ, а Киево-Могилянский коллегиум - академия, организованная Петром Могилой в 1631 году, стояла уже на уровне польских высших школ, в ней, помимо богословских дисциплин, преподавались словесные науки и сочинялись стихотворные произведения, так называемые "школьные" драмы, и многочисленные руководства по поэтике. Из стен этого учебного заведения вышли Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, позже Феофан Прокопович, сотрудник и апологет Петра I.

Одним из наиболее популярных литературных жанров Московской Руси XV - XVI вв. стал житийный жанр, его популярность продолжалась еще и в первой половине XVII века. При этом жанр жития постепенно дополнялся конкретным, реальным биографическим материалом, что свидетельствовало об отказе от шаблонах схем и проявлением внимания к индивидуальным особенностям жизни того лица, о котором писалось. В жития проникают характерные особенности повествовательного жанра и семейной хроники (например, житие Юлиании Лазаревской), проникают автобиографические черты и живой разговорный язык (житие протопопа Аввакума). В связи с этим в конце века появляются Четьи-Минеи Димитрия Ростовского.

В сознании русских людей, современников драматических событий XVII века, укрепилось убеждение в том, что «старые обычаи поисшаталися»; у них родилось смутное предчувствие чего-то нового, идущего на смену «испорушенной старине».

В XVII веке изменения происходят и в литературной языке. Это был очень сложный процесс: в языке сосуществуют торжественный разукрашенный стиль, опирающийся на архаичные церковнославянские нормы, лексика западноевропейская (Латинской и польские слова). "Обмирщение" русской культуры в XVII веке способствует проникновению в литературный язык живого народного языка, просторечий, делового приказного языка.

Своеобразное соединение старой церковной традиции и живого просторечия наблюдается в сочинениях протопопа Аввакума, чьи произведения адресовались широкой и пестрой в культурным отношении аудитории приверженцев старой веры.

Итак, в литературе XVII века намечается четкое расслоение. Параллельно с литературой господствующего класса феодалов — бояр и дворянства, а также верхов посада широчайшее распространение получает в результате возросшей активности народных масс литература демократическая, чрезвычайно разнообразная по содержанию и по форме. Пути исторического развития и той и другой литературы были неодинаковы: внутренне враждебные, они развивались во второй половине XVII века каждая обособленно, в разных направлениях, подчас взаимно исключая одна другую.

Демократическая литература отражала и оформляла настроения, надежды, вкусы и запросы широких масс трудового народа: ремесленников и крепостного крестьянства, низового духовенства и мелких торговцев, всякого рода служилых людей. Распространялась она в форме небольших рукописных сборничков, написанных обычно на плохой бумаге, а потому дешевых и вполне доступных.

Теснейшая связь с устным народным творчеством, его жанрами, сюжетами, стилистикой — наиболее характерная особенность этой литературы, хотя она и продолжала развиваться на основе старой книжной литературной традиции и частично на основе «деловой» письменности XVII века. Отсюда ее «пестрый» характер — полуфольклорный, полукнижный.

Во второй половине XVII века в демократической литературе широкое распространение получила повествовательная проза — небольшие по объему «повести», «гистории», «сказания». Все они по содержанию и своему литературному строю относительно четко делятся на три основные группы.

Сравнительно большую группу составляют «гистории» и «сказания» о борьбе русского народа с «неверной силой», продолжающие традицию древнерусских воинских повестей. Непрекращающиеся враждебные вылазки крымских татар и турецкая агрессия поддерживали в XVII веке интерес к этой героической теме. Неисчерпаемым источником сюжетов для таких «гисторий» и «сказаний» был народный былинный эпос. На основе былинного сюжета или ряда сюжетов авторы создавали свои собственные композиции — уже чисто литературного характера. Типичными образцами таких литературных переделок эпоса являются, например, «Сказание о семи богатырях, ходивших в Царьград» или «Повесть о Сухане».

Другую группу составляют повести, замечательные тем, что они ввели в русскую литературу новую тему — жизненной судьбы, печалей и радостей простого, рядового человека. «Повесть о Горе и Злочастии» свидетельствует, что тема эта под пером некоторых авторов приобретала яркое социальное содержание. Своеобразным проявлением внимания к простому, рядовому человеку была также любовная тема в той интерпретации, какую она получила в повестях этого типа: разрабатывалась она то в трогательно-сентиментальном плане («Повесть о Тверском Отроче монастыре»), то в подчеркнуто эротическом («Сказание о молодце и девице»), но и в том, и в другом случае без тени осуждения «греха», как это было обычно в произведениях древнерусской литературы предшествующих веков.

Антифеодальные тенденции демократической повествовательной прозы были наиболее ярко и выразительно воплощены в сатирических повестях. Тематика их очень разнообразна, как разнообразна и художественная форма. С едким сарказмом, подчас переходящим в откровенное глумление, изображаются здесь едва ли не все отрицательные явления тогдашней феодально-крепостнической действительности: корыстолюбие и распущенность духовенства, черного и белого, взяточничество и крючкотворство представителей административной власти, «насилия» и «грабежи» власть имущих, судопроизводство и еще многое другое.

И четвертую, особую, группу произведений демократической литературы XVII века составляет литература раскола — старообрядчества. Здесь выдающимся произведением не только XVII века, но и всей древнерусской литературы является «Житие протопопа Аввакума».

 

Бытовые повести второй половины XVII века

К появившимся новым формам прежде всего можно отнести жанр бытовой повести. Бытовые и беллетристические повести, плутовская новелла ярко отразили изменения в сознании, морали и быте людей переходной эпохи, когда шла острая ломка старых представлений, связанных с религией, старыми формами семейно-бытовых отношений, нормами морали, и когда в мучительных поисках рождалось новое. В этих повестях появляется новый герой — не историческая личность правителя государства, полководца, церковного деятеля, как прежде, а созданный на основе художественного вымысла образ простого купеческого сына, купеческой жены, захудалого дворянина, стремящегося к знатности и богатству, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: