Повесть о Фроле Скобееве

Если герои повестей о Горе и Злочастии и Савве Грудцыне в своем стремлении выйти за пределы традиционных норм морали, бытовых отношений терпят в конце концов поражение, то бедный дворянин ФролСкобеев, герой одноименной повести, уже беззастенчиво топчет старые традиции, старые этические нормы, добиваясь личного успеха в жизни: материального благополучия и прочного общественного положения.

Худородный дворянин, вынужденный добывать себе средства к существованию частной канцелярской практикой «ябедника» (ходатая по делам в суде), Фролка Скобеев делает девизом своей жизни «фортуну и карьеру». «Или буду полковник, или покойник!» — заявляет он. Только удачное и крупное мошенничество может сделать его полноправным членом дворянского сословия. Ради осуществления этой цели Скобеев не брезгует ничем. Он неразборчив в средствах и пускает в ход подкуп, обман и шантаж. Для героя уже не существует ничего святого, кроме веры в силу денег.

Чтобы выбиться «в люди», он решает жениться на Аннушке, единственной дочери знатного, богатого и спесивого стольника Нардина-Нащокина. Однако посвататься он не может, так как Нардин-Нащокин на дух не переносит «вора, плута и мошенника Фролку Скобеева». Переодевшись в женское платье, Фрол является на святочную вечеринку к Аннушке. Подкупив мамку, он соблазняет дочь стольника. В этой ситуации интересно поведение Аннушки. Она оказывается перед выбором. Она может пожаловаться отцу на Фрола. Отец, конечно, добьется наказания соблазнителя. Но что ждет ее? Она будет опозорена, никто к ней не посватается, и ей останется единственный путь — в монастырь. Кроме того, в сердце девушки просыпается любовь, и она становится на сторону Фрола Скобеева. Она оставляет его (разумеется, в женском наряде) у себя на три дня и предается с ним любовным утехам.

По требованию отца Аннушка уезжает в Москву, где к ней сватаются богатые и знатные женихи. Следом едет и Фрол. Договорившись с Аннушкой через мамку, вновь прибегнув к обману, Фрол похищает ее, и они венчаются. Но для Фрола Скобеева брак с Аннушкой — только средство достижения главной цели. Хитростью и обманом супруги добиваются родительского благословения, а потом и полного прощения и отпущения своей вины. Аннушка притворяется смертельно больной и передает отцу свою последнюю просьбу: простить и ее, и Фрола Скобеева. Нардин-Нащокин не может отказать умирающей единственной дочери и прощает их. Аннушка тут же «выздоравливает». И, таким образом, отец Аннушки, спесивый и чванливый знатный стольник, в конце концов вынужден признать своим зятем «вора, плута» и «ябедника» Фролку Скобеева, сесть с ним за один стол обедать и «учинить» (сделать) своим наследником.

Таким образом, перед нами типичная плутовская новелла, в которой отразился процесс слияния бояр-вотчинников со служилым дворянством в единое дворянское сословие, процесс возвышения новой знати из дьяков и подьячих, приход «худородных» на смену «стародавним, честным родам».

Интересно в «Повести о Фроле Скобееве» отношение автора к своему герою. Если авторы предшествующих повестей в целом осуждали своих героев, хотя и могли сочувствовать им, то автор данной повести вовсе не думает осуждать Фрола Скобеева, а любуется его находчивостью, ловкостью, пронырливостью, хитростью. Он радуется его успехам в жизни и отнюдь не считает поступки Фрола безнравственными, постыдными.И это происходит не потому, что сам автор безнравственен. В период ломки старых устоев, традиций, начинающихся петровских преобразований обществу и государству нужны были люди энергичные, деятельные, умеющие добиться поставленной цели. В такие периоды вопросы нравственности на какое-то время отступали на второй план. (Ярким примером этого может служить возвышение Александра Меньшикова, во многом похожего на «вора и плута» Фролку Скобеева и, в то же время, верного помощника Петра I, много сделавшего для процветания России.).

В «Повести о Фроле Скобееве» мы видим возникновение нового типа героя. Добиваясь поставленной цели, Фрол не надеется ни на бога, ни на дьявола, а только на свою энергию, ум и житейский практицизм. Повесть убедительно показывает, что поведение, поступки человекаопределяются не волей потусторонних сил (бога, дьявола), а его личными качествами и строго сообразуются с теми обстоятельствами, в которых человек действует.

Особенностью «Повести о Фроле Скобееве» является ее контрастное построение. Композиционно она делится на две части. Рубеж между ними — женитьба героя: после женитьбы Фролу предстояло еще умилостивить тестя и получить приданое. Первая часть — динамичная, это калейдоскоп событий. Здесь все подчинено стремительно развивающемуся сюжету. Любовные истории, как правило, завершаются в литературе женитьбой. Автор «Фрола Скобеева» не ограничился этим привычным финалом — он продолжил повествование, переведя его в другой план. Во второй части повести сюжет развивается медленнее, он «заторможен» диалогами и статическими положениями. Автора интересуют не поступки, а переживания героев. Об этом свидетельствует индивидуализация прямой речи, ее сознательное отмежевание от речи рассказчика. Это первое в русской литературе произведение, в котором автор отделил по форме и языку высказывания персонажей от своих собственных. Контрастное построение «Повести о Фроле Скобееве» — это сознательный и умело использованный прием. Создавая контрастную композицию, автор показал, что он способен решать различные задачи — и строить динамичный сюжет, и изображать психологию человека.

В ряду бытовых повестей XVII века «Повесть о Карпе Сутулове» занимает особое место. Она является связующим звеном между жанрами бытовой и сатирической повести. В этом произведении сатира начинает занимать преобладающее место.

Карп Сутулов, купец, уезжая по делам, оставляет своей жене Татьяне деньги на жизнь и наказывает ей, если он задержится, а у нее деньги выйдут, попросить денег в долг у друга Карпа купца Афанасия Бердова. Так и происходит: прошло три года, деньги закончились, и Татьяна идет к Бердову просить денег. Тот готов дать ей денег, но с условием: если она согласится на свидание с ним. Татьяна идет жаловаться на купца попу. Тот готов в церкви во время службы обличить Афанасия Бердова, но… если Татьяна согласится на свидание с попом. Татьяна идет к архиепископу, все ему рассказывает, и история снова повторяется. Тогда Татьяна назначает последовательно свидания всем троим у себя дома. Каждого из гостей хитрая Татьяна заставляет переодеться в женскую сорочку, укоряет их за грешное поведение, а при стуке в дверь (это пришел новый гость) прячет в сундук. Последней в дверь стучит служанка, с которой Татьяна заранее договорилась.

Татьяна везет сундуки на двор к воеводе, все ему рассказывает, и воевода, подивившись ее хитрости, сам быстро соображает, как извлечь из этой ситуации выгоду. Он предлагает Татьяне взять с них хороший выкуп, а деньги поделить пополам. Так и было сделано. Когда возвращается домой Карп Сутулов, Татьяна, как верная жена, все ему рассказывает, и муж хвалит ее за то, что она сумела и супружескую верность соблюсти, и капитал приобрести.

С одной стороны, эта повесть является типичной плутовской новеллой. Подобный сюжет встречается в западноевропейской литературе (в частности в «Декамероне» Боккаччо). Однако сатирическое изображение развратных нравов духовенства и купечества сближает «Повесть о Карпе Сутулове» с произведениями демократической сатиры II пол. XVII века. Повествование о незадачливых любовных похождениях архиепископа, попа и купца приобретает черты тонкой политической сатиры. Осмеивается не только поведение «верхов» общества, но и ханжество, лицемерие религии, дающей «право» церковникам грешить и самим же «отпускать» грехи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: