Рис. 9.2.1 Принцип работы люминесцентного дефектоскопа

Ультразвуковая дефектоскопия   основана на способности ультразвуко­вых волн отражаться от границ разде­ла двух сред. Например, воздух — ме­талл при трещине или инородные включения — металл - шлак, при шлаковых включениях и т. п. Методика ультра­звукового контроля изложена в ГОСТ 14782—86. Существующие типы ульт­развуковых дефектоскопов основаны на теневом и импульсном принципах выявления дефектов. Теневой метод связан с появлением области "звуко­вой тени" за дефектом рис.. Импульсный эхо-метод основан на отра­жении ультразвуковых колебаний от поверхности дефекта. Конт­роль этим методом осуществляется при доступе к детали с одной стороны.

Рис.9.2.2 Схема ультразвукового дефектоскопа, работающего по принципу теневого эффекта: а — дефект не обнаружен; б — дефект обнаружен; / — ультразвуковой генератор; 2 — пьезоэлектрический из­лучатель; 3 — контролируемая деталь; 4 — дефект; 5 — индикатор; 6 — усилитель; 7 — пьезоприемник; 8 — ульт­развуковыелучи.

                      

Рис.9.2.3 Схема импульсного дефектоскопа: 1 — контролируемая деталь; 2 — пьезоэлектрический щуп; 3 — ламповый усилитель; 4 — электроннолучевая трубка; 5 — генераторы; б — импульс; 7 — дефект.

 

Чувствительность указанного метода намного выше теневого.

В ремонтном производстве нашли применение импульсные ультразвуко­вые дефектоскопы УЗД-7Н, ДУК-66ПА, УД-10УА. Максимальная глу­бина прозвучивания на УД-10УА стальных деталей 7 мм, а минималь­ная — 2 мм. Такие известные физиче­ские методы выявления скрытых де­фектов в деталях, как рентгено- и гаммография, метод вихревых токов, пока еще не получили широкого при­менения в ремонтном производстве.

В ремонтном производстве широко используются гидравлический и пнев­матический методы выявления скры­тых дефектов.

Гидравлический метод (опресовка) контроля применяют для выявле­ния трещин в корпусных деталях (блок и головка цилиндров, впускная и выпу­скная трубы коллектора). Блоки и го­ловки цилиндров проверяют этим ме­тодом на широко распространенных универсальных и специальных стен­дах.

Пневматический метод использу­ют для выявления повреждений в ра­диаторах, головках цилиндров, топ­ливных баках и шинах. Например, при контроле радиаторов воздух под дав­лением 0,05 — 0,1 МПа подают внутрь радиатора, который предварительно погружают в ванну с водой. Пузырьки выходящего воздуха указывают на то, что у контролируемой детали есть де­фекты.

Для выявления повреждений топ­ливного бака в него нагнетают воздух ручным насосом до тех пор, пока давление не достигнет примерно 0,1 МПа, а на участки возможных трещин (свар­ные швы, соединение штуцера с баком) наносят мыльный раствор. Нарушения герметичности выявляют по выступа­ющим в местах повреждений пузырь­кам мыльного раствора.

Значительное повышение произво­дительности труда и качества контроля при проверке состояния де­талей достигается, когда применяются специальные стенды, обеспечивающие удобство контроля.

 

                          9.3 Сортировка деталей.

Дефектация деталей проводится с целью определения их технического состояния и сортировки в соответствии с техническими условиями. В результате дефектации все детали разделяют на три группы

-годные для дальнейшего использования,  

-подлежащие восстановлению

 -негодные, брак.

 Результаты дефектации и сортировки фиксируются путём маркировки деталей краской.

Зеленой краской отмечают годные детали, которые отправляют на комплектовочный склад.

Красной краской - негодные, которые транспортируются на склад утиля.

Желтой краской детали требующие восстановления.

Для последних, при маршрутной технологии ремонта, устанавливается номер маршрута, после чего они направляются на склад деталей ожидающих ремонта.

В целях экономии времени на дефектации следует контролировать только те дефекты по которым деталь относят к группе негодных. К таким дефектам относят сквозные внутренние трещины блока цилиндров, трещины в блоках и картерах выходящие на посадочные поверхности или ребра жесткости или пробоины которые превышают оговоренные в технических условиях.

Основным документом, которым руководствуются при дефектации и сортировке деталей, являются технические требования на дефектацию, составляемые в виде карт на деталь каждого наименования.

Они содержат;

-наименование, 

-номер детали по каталогу,

-ее материал и твердость поверхностей,

-перечень возможных дефектов 

-эскиз детали с указанием мест расположения дефектов,

-способы их выявления и необходимый для этого инструмент,

-номинальные размеры детали по рабочему чертежу,

-допустимые без ремонта размеры и в ряде случаев предельные размеры,

-рекомендации по устранению дефектов.

На рисунке 9.3.1 показана карта технических требований на дефектацию гильзы.

Деталь: 21-1002020-б1
Материал: чугун сч 24-84 ГОСТ 1412-79
Твердость: НВ 170...241

Возможные
дефекты

Способ установления
дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу Допустимый без ремонта
1 Износ, конусность и овальность гильзы Нутромер 50-100 ГОСТ 9244-75 92+0,06 ------- Ремонтировать(расточка под ремонтный размер)
2 Износ нижней посадочой шейки скобка 8111-09996 ГОСТ 70.0001 024-82 100-0.035 99,96 Браковать
3 Трещины или обломы любого характера и расположения Осмотр Лупа ЛП1-7х ГОСТ7594-75     Браковать
4 Износ верхней посадочной шейки Скоба 8111-10792 ГОСТ70.0001.024-80 -004 108-0.075 107.92 Браковать

 

Рис 9.3.1 Карта технических требований на дефектацию гильзы.

Результаты контроля и сортировки де­талей заносятся в дефектовочные ве­домости. Статистическая обработка указанных ведомостей позволяет оп­ределить необходимые для целей пла­нирования работы и обеспечения за­пасными частями авторемонтного предприятия. Для учета ввелены показатели — коэффи­циенты годности (Кг),восстановления (Кв) и сменности (Ксм),показывающие соответственно, какая часть деталей данного наименования может быть ис­пользована при ремонте повторно без восстановления, какая часть подлежит восстановлению и какая часть подле­жит замене. Численно их значения оп­ределяются по следующим зависимо­стям:

      Кг = nr/N; Кв = nB/N; KC = nсм/N,  (9.1)

где nг, nв, nсм  — соответственно число год­ных, требующих восста­новления и негодных де­талей в выборке;

N — число деталей выборки (обычно N > 100 шт. каж­дого наименования дета­лей).

Полученные коэффициенты ис­пользуют при планировании восста­новления деталей.

     9.4 Организация рабочих мест дефектации деталей

Организация рабочих мест дефек­тации деталей в значительной степени определяется масштабами производ­ства. Рабочие посты контролеров в мелких и средних предприятиях обычно специализируются по отдельным агре­гатам. На крупных АРП специализация постов обеспечивается по деталям опре­деленных типов и наименований. Это позволяет лучше оснастить рабочие ме­ста инструментом и приборами, повы­сить производительность труда и улуч­шить качество дефектации.

С целью создания условий для обя­зательной дефектации деталей и со­кращения транспортных работ посты и участки дефектации целесообразно располагать в непосредственной бли­зости от участков разборки и мойки в изолированных помещениях или на отгороженных сетчатыми перегород­ками производственных площадях. Помещение, где проводится дефектация, должно иметь хорошее освещение — об­щая освещенность должна быть не ни­же 500 лк, а непосредственно на рабо­чих местах — до 1500 лк. Температура воздуха в помещении должна поддер­живаться в пределах 17...22 °С, относи­тельная влажность — 40...60%, уро­вень шума 90... 100 дБ. Столы, верстаки, стеллажи, которыми обору­дуют рабочие места, рекомендуется делать высотой 950...1050 мм от уровня настила для ног, сиденья — с подъем­но-винтовыми устройствами.

Инструмент на постах дефектации хранится на специальных стеллажах-вертушках. Для каждой группы деталей предусматривается своя секция, в кото­рой размещаются необходимый инстру­мент и техническая документация.

Рабочие места контролеров-дефектовщиков оснащаются следующей документацией:

-картами технических условий на контроль и сортировку со­ответствующих деталей,

-паспортами рабочих мест, выпиской с обязанностя­ми контролера-дефектовщика и пра­вилами по технике безопасности,

-крат­кими инструкциями по правилам пользования сложным оборудованием и приспособлениями.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: