double arrow

Разработка теоретических моделей.


В психолингвистике, по определению, науке экспериментальной, казалось бы, теоретизирование является не самым важным направлением исследований. Однако это не совсем так, вернее, совсем не так. Для экспериментальных исследований нужны, кроме базовых теоретических построений, опирающихся на ту или иную методологическую основу, нужны выдвигаемые аксиомы, формулируемые постулаты и гипотезы, научно обоснованные идеи, дающие право на интерпретацию результатов экспериментальных исследований и их экстраполяцию на зоны расширения пространства науки. Среди фундаментальных теоретических проблем психолингвистики две являются краеугольными. Это порождение и восприятие речи.

 

2.1.1.1. Восприятие речи;

Восприятие речи– сложный и многомерный процесс.

Существуют две различных ситуации восприятия.

Первая ситуация – когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая – когда происходит опознание уже сформированного образа.

Все существующие теории восприятия речи могут быть классифицированы по двум важнейшим параметрам. Первый параметр – это моторный или сенсорный принцип восприятия. Второй – его активный или пассивный характер.




Моторная теория в ее классической форме постулирует, что в процессе слушания речи человек определяет значения управляющих моторных сигналов, необходимых для производства сообщения, подобного услышанному.

Сенсорной теории в чистом виде не существует. Согласно этой точке зрения, моторное описание отнюдь не отрицается, просто оно рассматривается как побочное явление. А основной механизм - это сопоставление сигнала с эталоном по акустическим признакам. Оно предшествует возникновению соответствующих моторных образов и не зависит существенным образом от их наличия.

Крупнейший исследователь физиологии речи Л. А. Чистовичи ее школа стоят на позиции моторной теории. В известной коллективной монографии они занимали радикальную позицию, заявляя, что в основе фонемной классификации лежат не акустические, а артикуляционные признаки речевых элементов. Л. А. Чистович считала, что артикуляционный компонент восприятия факультативен, что примат в речевом восприятии принадлежит плану сенсорному и восприятие речи возможно и закономерно и без участия моторного звена. Однако позже точка зрения школы Л. А. Чистович стала более компромиссной – “фонемы представляют собой абстрактное надсенсорное и надмоторное описание речевых элементов”; “моторный образ речевой единицы и предполагаемый Фантом ее сенсорного образа совпадают друг с другом”.

В работе 1961 г. А. А. Леонтьев, критикуя позицию американских психолингвистов, как вы уже знаете, определенно утверждал, что речевосприятие– это “активный динамический процесс, происходящий при обязательном участии моторного, а именно речедвигательного звена”.



Нет сомнения в том, что в целом моторная теория больше соответствует общепсихологическим закономерностям восприятия и что на стадии формирования перцептивного образа-эталона участие моторного компонента обязательно. (Хорошим доказательством является практика обучения произношению при овладении иностранным языком). Но полемика моторного и сенсорного подхода, как правило, не учитывает следующих важных моментов.

Во-первых, не учитывается физиологическое различие видов речи, т.е. возможность появления в речепорождении и речевосприятии последовательностей, представляющих собой продукт слуховой имитации, или даже первосигнальных раздражителей по И. П. Павлову.

Во-вторых, не учитывается принципиальная возможность опоры в восприятии на неадекватный моторный компонент. В экспериментах моторный компонент звуковысотного восприятия был модифицирован: вместо того, чтобы формировать звуковысотный слух с опорой на деятельность голосовых связок, как это происходит обычно, использовалась установка, где разным высотам приводилась в соответствие различная сила нажатия на клавишу.

Какая единица выступает в процессах смыслового восприятия речи в качестве такого эталона? Есть все основания думать, что это – звуковой облик целого слова. “...Для опознавания и различения слов служат все произносимые и слышимые звуки, ...воспринимаемые в составе слов... Разложение слов на отдельные звуки при пользовании родным языком наблюдается разве только при недослышках, при слушании невнятной речи и тому подобных случаях, выходящих за пределы нормальной речевой практики”. Идея пословного восприятия хорошо сочетается с идеей интегральных звуковых признаков, выдвинутой Н. Ф. Яковлевым еще в 1923 г., и с идеей приоритета смыслоотождествительной функции фонемы перед смыслоразличительной, четко сформулированной лингвистами Женевской школы.



Пассивные теории восприятия - это теории пошагового принятия решений, соотносимые с моделью с конечным числом состояний. Примером может являться <грамматика для слушающего> Ч.Хокетта. Пассивным теориям противостоит модель <анализа через синтез>, выдвинутая М.Халле и К.Стивенсом и активно поддержанная Н.Хомским и Дж.Миллером. Наиболее кратко ее можно сформулировать так: чтобы воспринять (понять) высказывание, нужно построить его синтаксическую модель, полностью или по крайней мере частично соответствующую той модели, которая используется нами в процессе порождения речи. Или, говоря словами Э. Леннеберга, “...механизм понимания в своей основе не различается с механизмом планирования высказывания при его продуцировании”. Теория анализа через синтез не предполагает обязательно полного тождества семантических и грамматических операций при порождении и восприятии речи. В последнем непременно участвуют эвристические приемы. С другой стороны, анализ через синтез хотя и сочетается с моторным принципом восприятия речи (см. выше), но они не предполагают друг друга.

Порождение речи.

Проблема порождения речи относится к числу “ключевых” в психолингвистике. Во многом это связано с тем, что в большинстве психолингвистических школ (как отечественных, так и зарубежных) процессы порождения и восприятия речевых высказываний рассматриваются как основной предмет исследования психолингвистики.

В психолингвистике разработано множество моделей порождения речи. По мнению Т. В. Ахутиной, модель речепорождения А. А. Леонтьева является в полном смысле этого слова “перспективной”, “открытой” моделью, поскольку на ее основе за последние три десятилетия в отечественной и зарубежной психолингвистике было создано несколько новых интересных моделей. Вместе с текстом лекции вы получите оттиск статьи Т. В. Ахутиной «Модель порождения речи Леонтьева–Рябовой: 1967–2005». Именно на её основе вы познакомитесь с основными положениями теоретической концепции А. А. Леонтьева, касающейся порождения речи, и приступите к реферированию статьи. Ну, а все вопросы, которые у вас будут возникать мы сможем разрешить даже в режиме дистанционного обучения.







Сейчас читают про: